Методическая разработка занятия по РРС и ФПСР в 9 классе ( для глухих детей).
методическая разработка (9 класс) на тему

Лапина Елена Васильевна

Данная методическая разработка будет полезна для учителей - дефектологов в старших классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._metod_razr.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по РРС и ФПСР в 9 классе

( для глухих детей)

Тема:  Речевой  материал  с уроков  математики  по  теме   «Сумма углов

             треугольника». «Дифференциация  парных глухих и звонких

             согласных звуков. Правило орфоэпии: звонкие согласные на конце  

             слов оглушаются» (1 занятие).

Цель:  восприятие  речевого  материала  с  уроков математики  по теме:  

            «Сумма углов треугольника», дифференциация  парных глухих и  

            звонких согласных звуков, закрепление правила орфоэпии.

Задачи:

- развивать умение внятно, с соблюдением норм орфоэпии, произносить

  слова  и  фразы  при  работе  над  темой  «Сумма углов треугольника»;

- автоматизировать  и  дифференцировать  произношение парных глухих и    

  звонких звуков  изолированно, в слогах, словах, фразах по данной  теме;

- закреплять знания учащихся о положении артикуляционных органов  при

  воспроизведении  звука  с  опорой  на  профиль;

                                     Планируемые  результаты

Предметные:

- различать, опознавать, распознавать  речевой материал  с уроков  

  геометрии по теме  «Сумма углов треугольника»;

- развивать  речевой слух  и  навык  чтения с губ  на материале урока;

- различать, опознавать фразы, связанные с организацией  занятия  и  фраз

  разговорно-обиходного характера;

Личностные:

- закреплять  положительное  отношение  ученика  к процессу  развития

  речевого слуха в единстве с развитием произносительной стороны устной

  речи;

- развивать  способность с пониманием  относиться  к  замечаниям  со  

  стороны  взрослого; умение  видеть  свои  достоинства  и  недостатки,

  уважать  себя  и  верить  в  успех;

Метапредметные:

- развивать  способность принимать, сохранять и выполнять учебную  задачу

  с  опорой  на  имеющийся  опыт  (полученный  на  общеобразовательных  

  уроках);

- развивать  способность  адекватно  использовать  остаточный  слух  для  

  контроля  собственной  речи;

- развивать  способность  к осуществлению  логических   мыслительных

  операций, умение  «перенести»  знакомую  информацию  в  новую  речевую

  ситуацию;

 - развивать  способность  говорить  достаточно  внятно,  слитно, в  

   нормальном  темпе,  голосом  нормальной  силы  и  высоты, с соблюдением

   словесного  ударения  и  норм  орфоэпии, реализуя  сформированные  

   произносительные  умения.

Технологии: ИКТ, развивающего  обучения, личностно-ориентированные  технологии,  технология сотрудничества.

Межпредметные  связи:  русский  язык, геометрия.

 Оборудование: индивидуальный  слуховой  аппарат; презентация  Power  Point  «Сумма углов треугольника», профили  звуков, печатные  таблички  с  речевыми  конструкциями, экран.

План занятия.

1. Организация  начала  урока.

    Опознавание  фраз  разговорно-обиходного  характера.

2. Произношение:

  • Работа с профилями звуков и таблицами. Выполнение заданий.
  • Дифференциация глухих и звонких парных звуков в слогах, словах.
  • Выполнение заданий, подводящих к  теме урока (ребус, составление слова по профилям звуков, загадка).

3. Развитие речевого слуха:

  • Чтение и дифференциация на слух слов, словосочетаний по теме.
  • Выполнение заданий на развитие психических функций  по  теме.

4. Подведение итогов.

Ход занятия.

Содержание.

1. Организация  начала урока.

+ Доброе  утро.

 Доброе  утро.

+  Проверь, как  работают  твои    аппараты.

 У меня  хорошо работают  аппараты.

+ Я рада  тебя  видеть. А  ты?

 Я тоже рад(а).

+  Ты  готов(а)  к уроку?

 Да, я готов(а) к уроку.

2. Произношение.

+  Хорошо. Посмотри, что это?

 Это профили звуков.

+  Подумай, что общего у этих звуков? Чем они похожи?

 Я думаю, что эти звуки говорим без голоса.

+  Верно. Какой можно сделать вывод? Какие эти звуки: звонкие или глухие?

 Мне кажется, что это глухие согласные звуки.

+  Правильно.  Посмотри на нижнюю строчку. Что ты можешь сказать об этих звуках?

Я  уверен(а), что это звонкие согласные звуки, потому что мы говорим их с голосом.

+  Молодец.

   Как ты думаешь, какие звуки сегодня под контролем?

Скорее всего, сегодня под контролем  парные  глухие  и звонкие  согласные  звуки.

+  Верно. Вставь  звонкий  согласный  и  прочитай  пары.

(Ученик    вставляет    звонкие согласные: П-Б, Ф-В, К-Г, Т-Д, Ш-Ж, С-З).

+ Правильно. Составь   и  прочитай прямые   слоги.

Я  понял(а).    ВА, ВО, ВУ

+ Хорошо.   Составь   и  прочитай обратные   слоги   с  парным   глухим согласным   звуком.

Я  понял(а).   АФ, ОФ, УФ

+ Верно.  Найди и  прочитай  слова с парными   глухими   и  звонкими согласными   звуками.

     у́гол             бе́лый

     тупо́й           зу́ммер

     су́мма          уко́л

     прямо́й        дуго́й

+ Правильно.  Отгадай   ребус и подумай, о чём   мы будем   говорить сегодня   на  уроке.

Я постараюсь.

+ Тебе  нужна  помощь?

Да, я затрудняюсь.

Нет, я справлюсь  сам(а).

Я думаю, что мы будем говорить о геометрии.

+ Составь  слово, отгадай  загадку и попробуй   уточнить  тему  урока.

Я постараюсь.

Наверное,  тема урока: «Сумма углов  треугольника».

+ Правильно. Напомни,  какие  звуки  сегодня   под  контролем.

Под  контролем  сегодня парные   глухие   и  звонкие звуки.

 + Прочитай  слова  и словосочетания.  Правильно  произноси  звуки.

Я понял(а).  Я  буду  стараться.

(Ученик читает слова и словосочетания, правильно их произносит)

таблица

 + Составь   предложение,  используй эти   слова   и   словосочетания.

 Я понял(а).

+ Я   тоже  составила    предложение, послушай:   Я   умею   чертить прямоугольный   треугольник.

Ученик слушает и повторяет, а затем читает предложение учителя.

3. Развитие речевого  слуха.

+  … , Слушай  слова. Треугольник,  сумма, прямоугольный (из таблицы)

Я буду слушать слова.

+  Слушай   словосочетания:  сумма углов   треугольника,       виды треугольников,         прямой   угол

Я буду слушать словосочетания.    

+  Ты  знаешь, что такое треугольник?

 Треуго́льник – э́то геометри́ческая фигу́ра, состоя́щая из трёх то́чек и трёх отре́зков, попа́рно соединя́ющие э́ти то́чки.

+  Назови   элементы   треугольника.

     Я понял(а).

Элементы треугольника это:

вершины, стороны, углы

+  Какие    треугольники   ты  знаешь?

  Я  знаю такие треугольники:

остроугольный, тупоугольный, прямоугольный,равносторонний,

равнобедренный.

+ Хорошо. Послушай  задание.

  Верны  ли утверждения?

 Перетащи  мышкой  ответы  на  свои  места.

       Тупой  угол  больше 90°, но    меньше  180°.  (да)

     Прямой  угол равен  180°. (нет)

     Острый  угол больше 0°, но меньше  90°. (да)

       

Ученик  воспринимает  фразы  на  слух. Фразы  перед  ним  на  экране.

Мышкой  перетаскивает  ответы.

+ Чему   равна   сумма   углов треугольника?    Запиши   это.

  См. в презентации.

+ Верно.

  Назови́  после́дний  звук  в  сло́ве

                                   УГЛО́В

                                   ЧЕРТЁЖ

                                   ОТРЕ́ЗКОВ.

  См. в презентации.

(Ученик воспринимает фразы слухозрительно и отвечает).

+ Внима́тельно   послу́шай!

Ско́лько   слов   в предложе́нии?

Вы́бери   пра́вильный   вариа́нт   отве́та.

1) 8

2) 7

3) 3

4) 5

 

 Су́мма  угло́в  треуго́льника  равна́  сто  во́семьдесят   гра́дусов.     2)  

  Прямо́й  у́гол  ра́вен   девяно́сто   гра́дусов.              4)    

       

   Что  тако́е  треуго́льник?        3)

4. Подведение  итогов.

+ Тебе  понравилось  работать  на уроке?

 Да, мне  понравилось.

+ Что ты  мо́жешь  сказа́ть  о свое́й  рабо́те  на  уроке?

 ….. 

Бы́ло   (не) интере́сно …

Бы́ло   тру́дно …

Тепе́рь   я  могу́ …

Я   научи́л(ась)ся …

Я   выполня́л(а)  зада́ния …

У  меня́  (не) получи́лось …

Я   приобре́л(а́) …

Мне   захоте́лось …

Е.В., вы согласны со мной?

+ Да, я согласна. Ты  работал(а)  хорошо…

+ Нет, я не согласна. …

Я  понял(а).

+ До свидания.     Иди  в  класс.

 До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое разработка занятия математического кружка для учащихся 8 класса «Диофантовы уравнения» Автор: Жукова Надежда Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Методическая разработка занятия по фонетической ритмике в 1 классе на тему " Физиологическое и речевое дыхание"

Дыхание- важнейшая функция жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание включено в процесс речи, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии....

Методическая разработка занятия для младших школьников (1 – 4 классы) «Фликер – это твоя безопасность»

Данная разработка может быть использована для проведения профилактического занятия по безопасности дорожного движения с учащихся младших классов....

Методическая разработка занятия по курсу "Финансовая грамотность" 7 класс. Мини-проект "Деньги" 2 часа.

Данная методическая разработка занятия расчитана на два занятия. В результате данных занятий появляется продукт в виде брошюр или плакатов....