Конспект логопедического занятия "Как сорока клеста судила"
план-конспект по теме

Конспект итогового логопедического занятия по теме "Зимующие птицы" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_logopeda.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Путешествие в сказку

 «Как сорока клеста судила»

(конспект итогового логопедического занятия

 в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР по теме «Зимующие птицы»)

Учитель-логопед: Аюханова Е.Ю.

Тема: «Зимующие птицы».

Цели:

  1. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».
  2. Совершенствование  грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, употребление предлогов).
  3. Развитие связной речи, творческого воображения.
  4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения.
  5. Развитие общеречевых навыков.
  6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления и памяти.
  7. Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал: иллюстрация к сказке, картинки с зимующими птицами, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, игра «Кормушка», магнитная доска, магнитные карточки со слогами, мяч.  

Раздаточный материал: карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла; цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организация начала занятия:

Логопед: Сегодня мы с вами совершим путешествии в сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько моих заданий. Подойдите к магнитной доске и помогите мне «починить» слова, которые «сломались».

На магнитной доске из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО. Дети выкладывают слова: СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, СНЕГИРЬ, ВОРОНА.

Логопед: Спасибо. Теперь прочитайте эти слова.

Дети читают эти слова.

Логопед: Кто это такие?

Дети: Это зимующие птицы.

Логопед: Почему мы называем их зимующими?

Дети: Мы называем этих птиц зимующими, потому что они зимуют у нас.

Логопед: Птицам голодно и холодно зимой. Как мы можем им помочь?

Дети: Мы можем подкормить птиц.

Логопед: Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»

Воробья – крошками,

Синицу – салом,

Снегиря – рябиной,

Свиристеля – семечками,

Голубя – пшеном.

Логопед: На магнитной доске вы составили название зимующих птиц. Какие гласные звуки есть в слове СИНИЦА?

Дети: В этом слове гласные звуки [И], [И], [А].

Логопед: Какие согласные звуки есть в этом слове?

Дети: В этом слове есть согласные звуки [С‘], [Н‘], [Ц].

Логопед: Дайте характеристику звукам [С‘], [Н‘].

Дети: [С‘], [Н‘] – мягкие, согласные звуки. [С‘] – глухой согласный, [Н‘] – звонкий согласный.

Логопед: А теперь расскажите о звуке [Ц].

Дети: Это согласный, всегда твердый, глухой звук.

Логопед: А сколько слогов в слове СИНИЦА?

Дети: В этом слове 3 слога.

Логопед: Почему?

Дети: Это слово делится на три слога, потому что в нем три гласных звука.

II. Рассказывание логопедом сказки «Как сорока клеста судила»

См. Приложение.

III. Упражнение «Снегири»

Логопед: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Сделаем упражнение «Снегири». Я прошу вас говорить правильно и выразительно, двигаться красиво.

Дети выполняют упражнение.

Вот на ветке, посмотри,        (руками, как крылышками, хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири        (руками показывают грудку)

Распустили перышки,        (делают мелкие потряхивающие движения рук,

Греются на солнышке        опущенных вдоль тела)

Головой вертят        (повороты головой влево-вправо 2 раза)

Улететь хотят        (бегут по кругу взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!        (разбегаются по группе, продолжая взмахивать

За метелью! За метелью!        руками, как крыльями)

IV. Беседа по сказке. Разыгрывание сценки из сказки.

Логопед: Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети: Сказка называется «Как сорока клеста судила».

Логопед: За что сорока собралась судить клеста?

Дети: Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

Логопед: Поддержали лесные птицы сороку?

Дети: Лесные птицы не поддержали сороку.

Логопед: А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

Дети: Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.

Логопед: Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

Дети: Клесты выводят птенцов зимой.

             Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями  и шерстью.

            Клестиха сидит на яйцах пол месяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.

            К весне клестята уже научаться летать.

Логопед: Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, синицей, свиристелем, дятлом, совой?

Логопед помогает каждому из детей вспомнить слова роли. Разыгрывается сценка из сказки.

V. Упражнение «Будь внимательным».

Логопед: А теперь пройдитесь за столы, садитесь, возьмите карточки. Кто на них изображен?

Дети: У нас на карточках снегирь, синица, дятел.

Логопед: Каждый из вас должен выбрать одно изображение, обвести его и заштриховать вертикальными линиями. Если вы выбрали снегиря, выполняйте задание красным карандашом, синицу – синим карандашом, дятла – черным карандашом.

Дети выполняют обводку и штриховку, логопед оценивает их работу.

VI. Проговаривание чистоговорки

Логопед: Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки. Давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.

Звучит спокойная инструментальная музыка, по команде логопеда дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.

Логопед: Теперь давайте вспомним нашу чистоговорку про сороку. Помните, что говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами.                                            СОРОКА-БЕЛОБОКА ТАРАТОРИЛА БЕЗ ПРОКУ.

Дети проговариваю чистоговорку хором, по одному, логопед следит за дыханием детей.

VII. Игра «Кормушка»

Логопед: Давайте поиграем в игру «Кормушка». Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами - предлогами.

Дети:

- Дятел летит к кормушке.        Маленькое слово к.

- Снегирь сидит в кормушке.        Маленькое слово в.

- Синица качается над кормушкой.        Маленькое слово над.

- Воробей спрятался под кормушкой.        Маленькое слово под.

- Свиристель выглядывает из-за кормушки.        Маленькое слово из-за. 

и т.д.

VIII. Организация окончания занятия

Логопед: Вот и приближается к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

Дети: Мы побывали в сказке «Как сорока клеста судила».

Логопед: О каких птицах эта сказка?

Дети: Эта сказка о зимующих птицах.

Логопед: Чем мы занимались на занятии?

Дети: Мы составляли слова, показывали сказку, выполняли штриховку, делали упражнение «Снегири», проговаривали чистоговорку и т.п.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и дает детям домашнее задание.

Логопед: Дома постарайтесь рассказать сказку маме-папе, бабушке-дедушке и нарисовать картинку к сказке. Завтра мы устроим выставку рисунков.

Приложение

Сказка «Как сорока клеста судила»

Одна девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:

- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

- Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

- И холодов не боишься?

- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? – поинтересовался он.

- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, свои теплом согревает.

- А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.

- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.

- Трещишь без толку, - поддержала его синица.

- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

конспект интегрированного логопедического занятия" Сорок сороков"

конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по обобщающей теме "Весна" - "Сорок сороков". Цель которого: развитие чувства ритма, слухового внимания...

План-конспект урока по теме "Жесты судей. Технические элементы баскетбола. Ведение мяча"

Цель урока: сформировать у обучающихся знания и навыки игры баскетболЗадачи урока:   I.Образовательные.1.       Знакомство с правилами и основными приёмами игры...

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...