Главные вкладки

    ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Антонова Наталья Александровна

    В школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_duh-nrav.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

    В школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    В последние годы отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

    Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

    Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашем районе много. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

    • недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
    •  низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
    • ростом количества детей с ОВЗ .
    • недостаточной  методической  и практической базы для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

    Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

    Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.

    При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.

    Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, притчи; они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ различных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

    Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимы разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ через систему классных часов.

    Ожидаемый результат заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей; успешной социализации и адаптации учащихся в дальнейшей жизни.

    Пояснительная записка.

    Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому  такие дети по неразумению,  либо по неустойчивости нравственных понятий,  из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

    Воспитание детей с ОВЗ требует применения особых технологий, методов в работе педагога.

    Трудность проблемы духовно - нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

    1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    2) у ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

    1. семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

         

    Цель программы: создать условия для  духовно-нравственного развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе православных ценностей и традиций русского народа .

    Задачи.

    В области формирования личностной культуры:

     -   формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

      -  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

    - формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

    - развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в литературе, жизненных ситуациях;

    -  формирование навыков исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

    В области формирования социальной культуры:

      -  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями  в решении общих проблем;

       - укрепление доверия к другим людям;

       - формирование коммуникативных навыков  и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

    - формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну ;

    - формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

    В области формирования семейной культуры:

    - формирование отношения к семье как основе российского общества;

    - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    - формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

    -  знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

    Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся  с ОВЗ:

    -  принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

     - принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

    Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ.

    Система классных часов — это не только цикл уроков, а содержание, связанное с государственными праздничными датами, православным календарём и его праздниками. Все темы мастер- классов, проектов, рисунков, игр-драматизаций, подбор художественных произведений, сказок, былин посвящены целостному духовно-нравственному  развитию личности ребёнка с ОВЗ.

       Под содержанием программы предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению  в ходе воспитательного процесса.

    Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: мастер-классы, проектная деятельность, драматизация, тренинговые упражнения социальных навыков,  виртуальные экскурсии, выездные экскурсии, встреча с гостями, рисование, изготовление пальчикового театра и т.д.

    Средством духовно-нравственного  воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, Епархии, знакомство с храмами Хабаровска, историческими зданиями через  электронные презентации, встречи с гостями.

    Содержание программы:

    1. Воспитание гражданственности, патриотизма:

    • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;
    • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
    • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;
    • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
    • уважение к защитникам Родины;
    • умение отвечать за свои поступки;
    • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    Классные часы:

     2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
    • различение хороших и плохих поступков;
    • представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;
    • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
    • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
    • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
    • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
    • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

    Классные часы:
    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    • первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;

    • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
    • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке  творческих проектов;

     4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
    • бережное отношение к растениям и животным.

     5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
    • интерес к занятиям художественным творчеством;
    • отрицательное отношение к некрасивым поступкам .

    6. Воспитание православной культуры

    • знакомство с храмами города Хабаровска
    • обогащение знания о храме и его внешнем и внутреннем устройстве, значении храма в жизни человека
    • знакомство с православными народными  традициями, православным календарём.

       Ожидаемые результаты:

    результат в данном случае - это принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;  на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков  можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

    Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.

    Совместная деятельность учителя с семьёй.

         Необходимо выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности  так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса. Учителям , в свою очередь, нужно содействовать родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.  Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно привлекать родителей к подготовке  и проведению классных часов: сообща с детьми и родителями готовить мероприятия ,осуществлять выездные экскурсии, организовывать пространство класса, публичные выступления детей и родителей, привлекать родителей к поисковой деятельности детей, созданию проектов, изготовлению костюмов и поделок,  но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл данной системы классных часов на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

    Осуществление внешних связей.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.

    При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

    - участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного  воспитания обучающихся  с ОВЗ на ступени начального общего образования;        

    - посещение музеев города Хабаровска, Епархии;

    - приглашение гостей из центра МЧС, «Клуба художников»;

    - проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного воспитания в  образовательном учреждении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

    Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

    Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

    Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

    О воспитании детей и о воспитании интереса в детях

    О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....

    Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

    Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

    Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

    Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

                  Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...