Классификация стойких нарушений слуха
статья на тему

Грошева Галина Федоровна

Известно, как трудно добиться у глухих детей внятной речи. наблюдения показывают, что произношение детей с остатками слуха выгодно отличается от произношения полностью глухих детей большей внятностью, естественностью и выразительностью. Практика, однако, доказывает, что при систематическом использовании слухового восприятия в процессе обучения произношению результаты в отношении внятности речи глухих детей становятся еще более значительными.

Cлуховое восприятие играет существенную роль как в практической жизни глухих детей, обладающих остатками слуха, так и в процессе их воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_stoykih_narusheniy_sluha.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация стойких нарушений слуха

Основной целью классификации нарушений слуха в детском возрасте является содействие правильной организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха.

Важным критерием для такой классификации должна служить степень поражения слуховой функции. Естественно, что формы и методы воспитания и обучения плохослышащего ребенка будут различными в зависимости от того, имеется ли у такого ребенка понижение слуха, только затрудняющее обычное речевое общение, или глубокое нарушение слуха, исключающее возможность самостоятельного развития речи при помощи слуха. Однако учет одного лишь этого фактора (степени нарушения слуха) оказывается недостаточным для правильной организации обучения. Исключительно важное значение имеет время возникновения и быстрота развития патологического процесса, приведшего к нарушению слуха. Кроме того, стойкие поражения слуха у детей обычно влекут за собой большие или меньшие нарушения речевого развития. Степень и характер этих речевых нарушений разнообразны – от легких расстройств произношения до полного отсутствия речи. Понятниями слуха будут неодинаковыми, если в одном случае у ребенка имеется развернутая речь лишь с отдельными ее недостатками, а в другом случае – глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи. Следовательно, классификация стойких нарушений слуха должна учитывать не только степень поражения слуховой функции, но  и состояние речи. Что касается речевой функции у детей с нарушениями слуха, то характер и степень ее недостаточности зависят от взаимодействия трех основных факторов: степени поражения слуха, времени возникновения поражения и условий развития ребенка после возникновения поражения слуха. Эта зависимость в общем виде может быть сформулирована следующим образом: 1) чем хуже ребенок слышит, тем хуже, при прочих равных условиях, он говорит; 2) чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее, при прочих равных условиях, расстройство речи; 3) чем раньше принимаются специальные меры по сохранению или воспитанию нормальной речи, тем лучше, при прочих равных условиях, сохраняется или развивается у ребенка речь.

Состояние речи у ребенка с дефектом слуха может зависеть также и от динамики патологического процесса в слуховом органе. В случаях прогрессирующего падения слуха может наблюдаться кажущееся несоответствие между состоянием речи и слуха, а именно – сравнительно небольшое нарушение речевого развития при резко выраженном снижении слуха. Такое несоответствие объясняется тем, что в период становления речи нарушение слуха еще не достигло той степени, которая могла бы вызвать серьезное нарушение развития речи.

К этому необходимо добавить, что развитие речи у детей с нарушениями слуха, так же как и нормально слышащих, зависит и от их индивидуальных особенностей, в первую очередь – от интеллекта.

Основным критерием для отнесения ребенка к той или иной степени слуховой недостаточности должна являться возможность восприятия речи с помощью слуха. В зависимости от степени нарушения слуховой функции различают два вида слуховой недостаточности – глухоту и тугоухость. Под глухотой разумеется либо полное отсутствие слуха, либо такая степень его понижения, при которой речевое общение (для людей, владеющих речью) или самостоятельное овладение речью (для детей, еще не овладевших речью) становится невозможным. Абсолютная глухота встречается очень редко. Обычно при глухоте имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие звуки, в том числе и некоторые звуки речи, а также отдельные слова и фразы. Тугоухостью называют такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи и в самостоятельном полноценном овладении речью.

В соответствии с двумя основными видами слуховой недостаточности выделяют две категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие.

Глухие дети. К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью или теряют уже развившуюся в той или иной степени речь.

Из этой категории выделяется группа детей, потерявших слух в более позднем возрасте (школьном или дошкольном) и сохранивших речь, приобретенную ими до возникновения глухоты. Эта группа детей получила название позднооглохших.

Лишь у небольшого числа глухих детей может быть отмечено полное отсутствие слуха, в частности отсутствие реакции на громкий голос, а некоторые из них воспринимают и звук голоса обычной (разговорной) громкости у самой ушной раковины или на небольшом расстоянии от нее. Возможность восприятия громкого или разговорного голоса определяет до известной степени и способность к различению звуков речи. остатки слуха, характеризующиеся лишь наличием реакции на громкий голос около самого уха, не дают, как правило, возможности различать речевые звуки, слова и фразы. наличие реакции на голос разговорной силы, хотя бы у самого уха, значительно расширяет возможность различения элементов речи. большинство детей данной группы различают два-три гласных, согласный р, отдельные знакомые слова и фразы.

При аудиометрическом исследовании глухих детей обнаруживается, что у разных детей остатки слуха неодинаковы. В то время как один дети воспринимают, кроме низких, также и звуки средней частоты, а некоторые дети слышат и высокие звуки. Что касается интенсивности воспринимаемых звуков, то вследствие высокой степени потери слуха у всех глухих (потеря слуха  в речевой зоне обычно превышает 80 – 85 дБ) расстояние между порогом восприятия и порогом дискомфорта у них очень невелико (не более 25 – 30 дБ), и поэтому различие между отдельными глухими в этом отношении выражено сравнительно слабо. Следовательно, возможности, которыми располагают глухие для различения звуков окружающего мира и, в частности, для различения некоторых элементов речи, зависят главным образом от диапазона воспринимаемых частот, в связи с чем целесообразно классифицировать остатки слуха у глухих именно по этому признаку.

По объему воспринимаемых частот глухих детей, имеющих остатки слуха, можно разделить согласно предложенной нами классификации на следующие четыре слуховые группы:

I группа – дети, воспринимающие лишь самые низкие частоты (125 - 250 гц);

II группа – дети, воспринимающие низкие частоты (до 500гц);

III группа – дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до 1000 гц);

IV группа – дети, воспринимающие широкий диапазон частот (до 2000 гц и выше).

Установление именно таких границ слухового объема диктуется следующими соображениями. Ограничение диапазона слухового восприятия лишь самыми низкими частотами, не превышающими 250 гц, лишает возможности различения каких-либо звуков речи. Включение в слуховой объем частоты 500 гц уже позволяет различать некоторые звуки речи, обладающие низкими формантами, например о, у. Расширение слухового объема до 1000 гц повышает возможность различения речевых звуков, в особенности гласных а, о, у, основные форманты которых находятся в этих пределах. Дальнейшее расширение слухового объема совпрождается и дальнейшем улучшением различения звуков речи.

Между частотным объемом слуха, с одной стороны, и различением звуков речи – с другой, существует известная зависимость, в связи с чем отнесение детей к той или иной группе по частному объему приобретает практическое значение. Из детей, входящих в первую группу, никто не различает звуков речи. Из детей, входящих во вторую группу, многие различают отдельные гласные. Все дети третьей группы различают 3 – 4 гласные, многие из них различают некоторые знакомые слова и фразы. Дети, отнесенные к четвертой группе, различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.

Таким образом, по мере расширения частного объема слуха явно увеличивается и способность к различению звуков речи.

Слабослышащие дети. К категории слабослышащих относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность создавать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас.

Затруднения в самостоятельном и полноценном овладении речью могут возникать у ребенка уже при понижении слуха на 15 – 20 дБ. Эту степень потери слуха можно принять в качестве условной границы между нормальным слухом тугоухостью. Граница  между тугоухостью и глухотой, также условная, лежит на уровне 75 – 80 дБ; потеря слуха, превышающая этот уровень, лишает ребенка возможности самостоятельного приобретения речевого запаса.

Тугоухость может быть выражена в различной степени – от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

В зависимости от величины потери слуха в области речевого диапазона (от 500 до 4000 гц) слабослышащие дети могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости (классификация автора):

I степень тугоухости – потеря слуха не превышает 50 дБ;

II степень тугоухости – потеря слуха от 50 до 70 дБ;

III степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ.

Основанием к выделению именно таких границ для степеней тугоухости служат следующие соображения: при потере слуха, не превышающей 50 дБ, возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м, т.е. речевое общение вполне доступно; при потере слуха от 50 до 70 дБ речь разговорной громкости воспринимается лишь на расстоянии не менее 1 м, т.е. речевое общение в значительной степени затруднено; при потере слуха, превышающей 70 дБ, речь разговорной громкости становится неразборчивой даже у самого уха и общение может осуществляться лишь при помощи голоса повышенной громкости.

Деление слабослышащих детей на группы в зависимости от объема воспринимаемых частот, как это было сделано в отношении глухих детей, не имеет смысла, поскольку большинство слабослышащих воспринимает широкий диапазон частот – до 4000 гц и выше.

Определяя степень тугоухости, мы тем самым определяем возможности, которыми располагает слабослышащий ребенок для восприятия разговорной речи. при оценке этих возможностей следует иметь ввиду, что даже сравнительно небольшая степень понижения слуха заметно отражается на восприятии звуков речи. специальные исследования (Л.В. Нейман и В.И. Бельтюков) показали, что дети с тугоухостью I степени различают не больше 75% согласных, произнесенных в слогах типаапа, оба голосом разговорной силы около уха. При удалении на незначительное расстояние от уха (0,5 м) восприятие согласных резко ухудшается (60%), а на расстоянии 2 м эти дети различают не более 40% согласных.
Слабослышащие дети даже с наименьшей потерей слуха (20-25 дБ) испытывают заметные затруднения в восприятии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2/3 согласных.
В этих случаях восприятие речи осуществляется лишь благодаря наличию у ребенка, полностью владеющего речью, целостных образов слов и фраз, что дает ему возможность выполнять недостающие звенья по различенной части или по контексту.
Необходимо, кроме того, учитывать, что не только восприятие связной речи, но и различение ее элементов, находясь в прямой зависимости от степени поражения слуховой функции, в то же время тесно связано с уровнем речевого развития.
При исследовании восприятия речи слабослышащими школьниками оказалось, что дети с заточными развитием речи (учащиеся II отделения), как правило, хуже различают элементы речи (фонемы и слова) по сравнению с детьми, владеющими развернутой речью (II отделение), даже при одинаковом состоянии тонального слуха, т.е. учащиеся II отделения в меньшей степени используют свои слуховые возможности для различения элементов речи, чем учащиеся I отделения, что стоит в прямой связи с более низким уровнем их речевого развития.
Значение слухового восприятия для глухих и слабослышащих детей. Наличие тех  или иных остатков слуха позволяет глухим детям непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира, что имеет большое значение в развитии их познавательной деятельности.

При минимальных остатках слуха (I и отчасти II группа) дети оказываются в состоянии воспринимать лишь очень интенсивные звуки, возникающие на близком от них расстоянии (звук пионерского горна, окрик ит.п.). При большей остроте слуха и более широком диапазоне воспринимаемых частот (III и IV группа) дети имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по своей частотной характеристике звуки. При известных условиях (достаточная громкость звука, не слишком большое расстояние) они в состоянии различать бой степных часов, школьный звонок, звуки различных музыкальных инструментов, лай собаки, мычание коровы, мужской и женской голоса, оркестр и пение и т.п.
Помимо возможности  непосредственного восприятия достаточно интенсивных звуков окружающего мира, наличие остатков слуха помогает глухим детям расширить круг своих представлений за счет некоторых понятий, обозначающих звуковые явления, например такие, как гром, треск, стук, скрип, звон и т.п. Специальные опыты показали, что остатки слуха в незначительной степени помогают глухим детям овладевать словарем, относящимся к звучащим предметам и звуковым явлениям, и правильно применять эти слова.

Играя известную познавательную роль, слуховое восприятие имеет для глухого и чисто практическое значение, облегчая ему ориентировку в окружающей среде. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что восприятие звуков само по себе может доставлять глухим удовольствие. Многие глухие дети с большой охотой прислушиваются к музыкальным радиопередачам. Следовательно, слуховое восприятие имеет известное значение и в эстетическом воспитании глухих детей.

Остатки слуха играют существенную роль при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Прежде всего следует отметить, что при значительных остатках слуха (III и IV группа) глухие обладают возможностью различать на слух некоторые фонемы. Правда, число различаемых фонем невелико, так как глухие даже с большими остатками слуха могут более или менее уверенно различать лишь гласные звуки. Что касается различения согласных, то возможности глухих в этом отношении очень ограниченны. Без специальных упражнений, направленных на выработку слуховой дифференциации звуков речи, глухие дети, даже имеющие наибольшие остатки слуха (IV группа), определяют лишь принадлежность некоторых согласных к той или иной фонетической группе. Это относится главным образом к таким звукам, как вибранты (р и р ,), сенсорные (м, м,, н, н,, л, л,), шипящие (ш, ж, щ, ч), а также некоторые согласные(п, т, к). однако после специальных упражнений, направленных на дифференциацию элементов речи, возможности глухих этой группы несколько расширяются.

Относительно возможности восприятия на слух глухими ударения (словесного, фразового и логического) следует сказать, что если обращенная к глухому речь достаточно громка и отчетлива, то даже при незначительных остатках слуха (II группа) он может различать ударение.

Способность воспринимать гласные в соединении с восприятием ударения позволяет глухому улавливать ритмическую схему (контур) слова, т.е. количество слогов в нем и место ударения. Это в незначительной мере  облегчает узнавание знакомых слов и фраз.

При учете конкретных возможностей использования глухими слухового восприятия для различения элементов речи следует принимать во внимание уровень их речевого и умственного развития. При резко ограниченных слуховых возможностях глухой в процессе восприятия элементов речи опирается на свой предшествующий опыт и работу мышления.

Роль речевого опыта заключается в том, что, имея определенный запас слов, владея грамматическими формами языка и его произносительной стороной, глухой получает возможность на основе очень неполных слуховых впечатлений воспроизвести из нескольких возможных  вариантов именно те слова и словосочетания, которые были фактически произнесены. Это значительно облегчается наличием определенного смыслового контекста, подсказывающей ситуации, благодаря чему обеспечивается известная направленность восприятия.

Таким образом, для многих глухих детей слуховое восприятие может содействовать использованию устной речи в качестве средства общения.

Необходимо отметить и другую. Весьма существенную роль остатков слуха при формировании у глухого ребенка словесной речи как средства общения.

Известно, как трудно добиться у глухих детей внятной речи. наблюдения показывают, что произношение детей с остатками слуха выгодно отличается от произношения полностью глухих детей большей внятностью, естественностью и выразительностью. Практика, однако, доказывает, что при систематическом использовании слухового восприятия в процессе обучения произношению результаты в отношении внятности речи глухих детей становятся еще более значительными.

Подводя общие итоги, можно сказать, что слуховое восприятие играет существенную роль как в практической жизни глухих детей, обладающих остатками слуха, так и в процессе их воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом. Для выяснения степени поражения ...