Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)
рабочая программа (8 класс) на тему

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, педназначена для одного конкретного ученика. Ресурс составлен на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б. Баряевой и др. Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающегося.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.obzh88-2.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                        ПРИНЯТА

                                                                                           Решением Педагогического совета

                                                                    ГБОУ школы №487

                                                                     Выборгского района

                                                                                                  Протокол № _ от __ августа 20__ года

                                                                                                Председатель Педагогического совета

                                                                                            _______________(Директор школы)  

                                                               УТВЕРЖДЕНА

                                                                                      Директором ГБОУ школы №487

                                                                   Выборгского района

                                                                                        _______________ (Директор школы)

                                                                  _ сентября 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)

Ф. И. учащегося

Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Актуальность.

     Сегодня каждый человек в быту, на улице, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать и правильно действовать в случае их возникновения. Предмет ОБЖ направлен на формирование   учащейся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способности сохранять жизни и здоровья в различных ситуациях.

     На уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» у учащейся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации ребенка.

В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» положен комплексный подход, который предполагает:

—  Ознакомление учащейся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.

—  Организацию предметно-развивающей среды для обучения учащейся правилам здоровье сбережения и безопасности.

—  Развитие мотивационно-потребностной сферы учащейся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности.

—  Формирование способности к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх.

—  Индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащейся в процессе игр и игровых упражнений.

—  Последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности.

     На уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» у учащейся воспитывается состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации.

     Обучение учащейся правилам поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, в ситуациях с прогнозируемой степенью опасности направлено на выработку привычки выполнять эти правила, на формирование навыка ориентировки в пространстве улицы, помещения и т. д. Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой  предусмотрена нагрузка 1 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, и количество часов оставлены без изменений.

     Рабочая программа по учебному предмету «Здоровье и основы безопасности и жизнедеятельности» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч. год. На основании Приложения №1 у Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 №355 и Распоряжения Комитета по образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013 «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».  

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Краткая характеристика учащегося.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель и задачи программы.

Цель: Формирование  культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни и  осознания личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение простейших навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных и бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся. Освоение учащейся системы жизненно-необходимых практических навыков и умений обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Задачи:

  • Познакомить с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
  • Познакомить с безопасным поведением дома, на улице, в природе.
  • Познакомить с основными правилами дорожного движения.
  • Ознакомление учащейся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности.
  • Умение и навык называть свое имя, говорить о себе от первого лица.
  • Способность выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения.
  • Интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представление о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека.
  • Представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования.
  • Умение элементарно описывать свое самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания.

Инструментарий: Предметно-образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей учащегося: дидактический, литературный материал, иллюстративный, презентации, виртуальные экскурсии с использованием ТСО.

Виды и формы организации учебного процесса.

     Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), комбинированные.

Формы работы на уроке: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие,информационно-коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).  

Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений. Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащихся.   Так как учащиеся   испытывают затруднения при усвоении правил безопасного поведения, количество часов в разделе «Безопасность в доме и на улице» увеличено.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни

10

Уход за жилищем

9

Питание

6

Безопасность в доме, на улице и в природе

9

Итого:

34

 

Содержание тем учебного курса.

Формирование культурно-гигиенических навыков:

  • Формирование алгоритма последовательных действий по уходу за полостью рта.
  • Чтение рассказов, стихотворений, сказок о правильном питании для укрепления и сохранения зубов, о неправильном уходе за полостью рта и т. п..
  • Рассматривание предметов личной гигиены для ухода за полостью рта: зубная паста, щетка, стаканчик для полоскания рта. Выбор из множества предметов гигиены тех, которые необходимы для ухода за полостью рта.
  • Имитационные и речевые упражнения для формирования представлений о последовательности действий (намочил щетку, выдавил на нее пасту и т. п.), сопровождение или самостоятельное проговаривание последовательных действи.;
  • Дидактические игры на выбор картинок или муляжей предметов, продуктов, полезных и вредных для зубов. Практические действия: «чистка зубов» и т. п..
  • Имитационные игры и упражнения: на закрепление последовательности умывания лица, мытья рук, на выполнение правил пользования предметами личной гигиены в процессе умывания; на закрепление умений пользоваться бумажными салфетками и полотенцем.
  • Уточнение знания названия частей лица, соотнесение их с пиктограммами, картинками. Название частей лица и соотнесение с пиктограммами. Упражнения: «Покажи что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку».
  • Знакомство со способами ухода за глазами (правильно вытирать слезы, мыть глаза) в ходе практических упражнений и имитационных действий.
  • Гимнастика для глаз, выполнение упражнений.
  • Рассматривание ушей друг у друга, выделение ушной раковины, мочки. В доступной форме беседы и имитационные действия для закрепления правил ухода за ушами.  

Уход за жилищем:

  • Рассматривание иллюстраций по уборке помещений.
  • Практические упражнения по сметанию крошек со стола, мытью стола.
  • Практические действия по уборке помещений по определенному алгоритму и пиктограмм: подготовка тряпочки для влажной уборки, вытирание пыли на подоконнике, на столе.
  • Практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы). Рассматривание картинок, пиктограмм о труде других людей по уходу за растениями.

Питание:

  • Столовые приборы. Определение пространственного расположения предметов. Упражнения со столовыми приборами.
  • Ознакомление с правилами пользования вилкой, ножом. Правила безопасного использования столовых приборов.
  • Разучивание правил приема пищи.
  • Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Беседа о том, что ели за завтраком, обедом, полдником, ужином.

Безопасность в доме и на улице:

  • Уточнение знаний правил поведения на кузне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами. Практические, игровые и имитационные действия по выполнению этих правил.
  • Совместное рассматривание бытовых приборов в выключенном состоянии (утюг, чайник), правила безопасного использования их.
  • Заучивание памяток о соблюдении безопасного обращения с опасными предметами и материалами (клей, краски, иголка, ножницы).
  • Упражнения в определении местонахождения источника звука.
  • Рассматривание кухонного прибора (газовая, электрическая плита.
  • Игры, формирование представлений об элементах дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведении.
  • Беседы о поведении при встрече с незнакомыми людьми на улице. Рассматривание картинок о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  • Упражнения на запоминание телефонов МЧС.
  • Тренировочные упражнения на уточнение сигналов светофора.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося.

     К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие  учебные действия:

  • Узнавать предметы личной гигиены для ухода за полостью рта, выполнять алгоритм последовательных действий по уходу за полостью рта, выполнять последовательность умывания лица, мытья рук, владеть способами ухода за глазами и ушами в ходе практических упражнений и имитационных действий.
  • Выполнять практические действия по уборке помещения с помощью учителя по определенному алгоритмическому предписанию в виде картинок и пиктограмм; выполнять практические действия с пылесосом, выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы).
  • Выполнять упражнения в сервировке стола для чая или обеда, выполнять упражнения в использовании вилки, ножа во время обеда, знать правила безопасного использования столовых приборов.
  • Знать правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила пользования водопроводными кранами, безопасного использования бытовых приборов, кухонных приборов.
  • Иметь представление о знаках пожарной безопасности, запрещающих и эвакуационных знаках, знаках дорожного движения, сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о цвете и форме знаков дорожного движения, знать телефоны МЧС.

Скорректированное календарно - тематическое планирование  «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс 34 часа (1 раз в неделю)

№ п.п.

Кол-во часов

Дата

Темы уроков

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

1.

1

Правила ухода за волосами. Средства по уходу за волосами (расческа, щетка для волос, шампунь, фен).

Знать правила ухода за волосами, средствах по уходу за волосами; о необходимости ухода за одеждой и способах ухода за ней; правильно выбирать средства для стирки белья; выполнять практические действия.

2.

1

Уход за одеждой. Способы ухода за одеждой (ручная стирка, машинная стирка).

3.

1

Способы ухода за одеждой (ремонт одежды).

4.

1

Выбор средства  для стирки белья (стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья.

5.

1

Вызов врача на дом.

Знать алгоритм действий при вызове врача на дом; правила ухода за больным; правила поведения при открывании и закрывании окон; выполнять практические действия.

6.

1

Проветривание жилых помещений.

7.

1

Правила ухода за больными.

8.

9.

2

Поведение в квартире, где есть больной гриппом (кашель, насморк).

2 четверть

10.

1

Здоровое питание. Овощи, фрукты, ягоды и их польза.

Иметь представление о здоровом питании; знать овощи, фрукты и ягоды; польза для человека; правила безопасной работы с ножом; соблюдение гигиенических навыков при приготовлении салата.

11.

1

Правила личной гигиены при приготовлении пищи (тщательное мытье рук, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце, разделка овощей на специальной доске).

12.

1

Правила безопасности при работе с ножом. Приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности.

13.

1

Электроприборы. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Знать электроприборы; правила безопасности при использовании их; назначение микроволновой печи;  правила разогрева продуктов в микроволновой печи; выполнять практические действия.

14.

1

Назначение микроволновой печи.

15.

1

Правила безопасности при использовании микроволновой печи.

16.

1

Обучение правилам разогрева продуктов в микроволновой печи.

3 четверть

Знать способы ухода за обувью (мытье и чистка обуви); признаки простудных заболеваний; о необходимости домашней аптечки; О пользе дыхательных упражнений и способах оказания первой помощи; о способах оказания первой помощи; выполнять практические действия.

17.

1

Простуда и ее признаки.

18.

1

Домашняя аптечка.

19.

1

Дыхательные упражнения. Гимнастика для глаз.

20.

21.

2

Экскурсия в аптеку.

22.

1

Профилактика простудных заболеваний. Первая помощь (измерение температуры, обработка ран).

23.

1

Повторение. Проветривание жилых помещений.

Знать алгоритм действий вызова врача; о правилах ухода за больным; о необходимости проветривания помещений; о правилах открывания, закрывания окон; о значении уборки помещения для сохранения здоровья; выполнять практические действия.

24.

1

Повторение. Правила ухода за больными.

25.

1

Повторение. Правила поведения при открывании, закрывании окон.

26.

1

Значение уборки помещений для сохранения здоровья (сухая) – практическое занятие.

27.

1

Значение уборки помещений для сохранения здоровья (влажная) - практическое занятие.

4 четверть

28.

1

Здоровое питание. Правила личной гигиены при приготовлении пищи.

Знать о здоровом питании; о правилах личной гигиены; о правилах безопасности при работе с ножом; о вредных и полезных продуктах; о бутербродах и их месте в рационе питания; выполнять практические действия.

29.

1

Бутерброды, их место в рационе здорового питания. Бутерброды, их место в рационе здорового питания.

30.

1

Правила безопасности при работе с ножом.

31.

1

Продукты - полезные и вредные.

32.

1

Если дома нет воды  – ролевая игра. Лифт сломался – ролевая игра.

Знать о соблюдении правил дорожного движения; о действиях при неполадках в системе водоснабжения; владеть навыком вызова экстренной помощи; выполнять практические действия.

33.

1

Правила поведения на улице. Правила перехода через дорогу. Предупреждающие и запрещающие знаки.

34.

1

Правила обращения с огнеопасными предметами.

Источники:

  1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011год.
  2. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю! Упражнения с пиктограммами», Дрофа, 2012 год.
  3. И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, «Владос», 2013год.
  4. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного  возраста», СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 год.
  5. Баряева Л. Б. «Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста», М., ДРОФА, 2013 год.
  6. «Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.». Пособие для учащихся под ред. П. В. Ижевского, М., Просвещение, 2012 год.
  7. «Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях» под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. СПб., ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...

Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Предмет:ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Класс 5 – 8 классы.

образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ,  а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Класс 10 – 11 класс

Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего о...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...