Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) по теме

 

 

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 35 часов учебного времени. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

 

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8__1.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

«РАСМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________

Протокол № ________ от

«___»___________2011г.

 

«СОГЛАСОВАНО»                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по ВР                                Директор МОУ СОШ №5

МОУ СОШ №                                                           ________  

 ____________                                                          Приказ № _______  от

        

«___»___________2011г.                                        «___»____________2011 г.

                                                                                                                                                         

                               

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_______________________________

Ф.И.О., категория

по ОБЖ  8  класс

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                                                        педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                Протокол № ____от                                                                                                                                                                                                  «__»_______20___ г.

2011 - 2012  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказа МО  РФ  и  Министерства  образования  и  науки РФ  №96/134 от 24.02.2010 г.

Примерной региональной программы ОБЖ для средних общеобразовательных заведений РТ 2007 г.

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в течение 35 часов учебного времени. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

      Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

         В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает

формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

         Модуль включает в себя два раздела.

        Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности

        Раздел II (Р- II). Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

         Модуль включает в себя два раздела.

         Раздел III (Р- III). Основы здорового образа жизни.

         Раздел IV (P- IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

         После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.

         Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах .

Цели и задачи курса:

  1. Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
  2. Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
  3. Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
  4. Ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
  5. Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
  6. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
  7. Знание основных правил дорожного движения.

Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Общая характеристика учебного процесса:

 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  1. Урок, сочетающий урок с объяснением;
  2. Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  3. Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  4. Лекция с элементами беседы;
  5. Работа с документами;
  6. Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
  7. Раскрывать содержание иллюстраций.

УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова Москва: «Просвещение»,  2006 г.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».   8 класс: учебник  для общеобразовательных   учреждений  / А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников; под общ. ред.  А.Т. Смирнова;  Российская  академия образования,  издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2010. – 224 с.

Таблицы – по гражданской обороне.

Тематический контроль по ОБЖ. Е.И. Тупикин;  издательство «Интеллект-центр». –  Москва:  2005 г.

Межпредметные связи:

География, химия, биология.

Содержание тем

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча сов

Количество часов

теоретические

Практические

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)

Раздел-1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни  (11 часов)

Тема 1

Пожарная безопасность

3

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

2

Раздел-2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 часов)

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

9

9

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

3

Модуль-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)

Раздел-3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов)

Тема 7

Основы здорового образа жизни

8

8

Раздел-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часов)

Тема 8

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

4

Итого:

35

31

4

Учебно-тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности

Классы 8 а, б

Учитель Пахомова Ю.В.

Количество часов всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов  3 ч. практических работ  4 ;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова

     Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».   8 класс: учебник  для общеобразовательных    

     учреждений  / А.Т. Смирнов,  Б.О. Хренников; под общ. ред.  А.Т. Смирнова;  Российская  академия образования,  

     издательство «Просвещение». – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2010. – 224 с.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования  к  уровню  подготовки обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

9

10

Урок безопасности. Вводный инструктаж по ТБ.

план.

факт.

Раздел-1       Основы комплексной безопасности    (11 часов)

Тема 1     Пожарная безопасность  (3  часа)

1

1.1        

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия        

1

лекция

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Знать способы тушения пожаров. Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Читать §1.1. стр. 6-13, назвать способы тушения пожаров.  

2

1.2        

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

лекция

Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.

Навыки действия при пожаре.

Устный опрос

 Читать §1.2  стр. 13-20, нарисовать план эвакуации из своего класса.

3

1.3        

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1

лекция

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Пользоваться правилами безопасного при пожаре в жилом или общественном здании.

Устный опрос

Читать §1.3. стр. 20-27,  написать сочинение-эссе «Чем пожары нам тушить, лучше их предотвратить.

Тема 2        Безопасность на дорогах     (3 часа)

4

2.1        

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

беседа

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Устный опрос

Читать §2.1. стр. 27-35, знать правила безопасного поведения на дорогах.

5

   2.2        

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров        

1

лекция

Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Устный опрос

Ответить на вопросы §2.2  стр. 44.

6

2.4        

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

лекция

Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Правила поведения на дорогах.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Читать §2.3. стр. 45-50, из ПДД выбрать, зарисовать и записать названия знаков, регулирующих движение пешехода на дороге.

Тема 3          Безопасность на водоемах (3 часа)

7

3.1        

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

лекция

Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Соблюдение правил безопасного при купании в оборудо-ваных и необорудованных местах.

Устный опрос

Читать §3.1 стр.50,  правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

8

   3.2

Безопасный отдых на водоемах

1

лекция

Безопасный отдых у воды.

Правила  безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

Устный опрос

Читать  §3.2  стр. 55-61, уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде.

9

3.2        

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

лекция

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Знать и уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде.

Устный опрос

Читать  §3.3, уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде..

Тема 4     Экология и безопасность  (2  часа)

10

4.1        

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

1

беседа

Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Уметь приводить примеры ЧС экологического характера.

Устный опрос

Читать §4.1. стр. 83, задание в тетради.    

11

4.2        

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

лекция

Мероприятия, проводимы по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Уметь приводить примеры основных источников загрязнения сфер. Приводить примеры чистых регионов России.

Тест  

Ответить на вопросы  §4.2 стр. 89-90.

 

Pаздел-2        Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения    (12 часов)

Тема 5     Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия  (9 часов)

12

5.1        

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера        

1

лекция

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Читать §5.1. Описать техногенную чрезвычайную ситуацию, имевшую место в нашем регионе (городе).

13

5.2        

Аварии на радиационно- опасных объектах и их возможные последствия

1

беседа

Потенциальные опасности и действия в случае их наступления.

Знать и уметь приводить примеры радиационных аварий

Устный опрос

Читать §5.2 стр.97-105, вопросы учебника стр.105, причины лучевой болезни.

14

  5.3

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

лекция

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Основные способы защиты населения. Действия при радиоактивной аварии

Устный опрос

Читать §5.3 стр.106-112,  вопросы стр. 106, какие меры предусмотрены для защиты населения в случае РА.

15

  5.4        

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия        

1

беседа

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

Знать крупнейших потребителей АХОВ. Систематизировать знания в таблицу: «Классификация  АХОВ по характеру воздействия на человека»

Устный опрос

Читать §5.4. стр. 113-119, выяснить находится ли вблизи школы ХОО и какую продукцию он производит.

16

  5.5

Обеспечение химической защиты населения

1

лекция

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Применение ИСЗ, КСЗ, противогазов, респираторов

Устный опрос

Читать §5.5. стр. 119-127, вопросы  стр.127

17

5.6        

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия        

1

лекция

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро- и взрывоопасные объекты. Последствия пожаров на взрывоопасных объектах экономики.

Уметь назы-вать пос-ледствия взрывов, при-водить при-меры предп-риятий. Относящихся к взрыво-опасным объектам.

Устный опрос

Ответить на вопросы §5.6 стр. 130.

18

   5.7

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

лекция

Потенциальные опасности и правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Уметь называть причины перерастания возгорания в пожар.

Устный опрос

Читать §5.7. Выполнить задание на стр. 135 учебника.

19

   5.8

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

лекция

Гидродинамические аварии: характеристика, причины, последствия.

Знать основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления  и в случае катастрофического затопления

Устный опрос

Читать §5.8. Ответить на вопросы на стр. 140 учебника.

20

5.9        

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях        

1

лекция

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамической аварии

Устный опрос

Выполнить задание на стр. 145 учебника.

Тема 6   Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера    (3 часа)

21

6.1        

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1

беседа

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Речевая информация, передаваемая по радио, приёмнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Схема действия школы в ЧС, называть действия школ при  эвакуации

Поведение в ЧС по сигналу «Внимание всем!».

Устный опрос

Ответить на вопросы §6.1 стр. 149.

22

6.2        

Эвакуация населения

1

лекция

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. Комплектование минимально необходимого набора документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Правила эвакуации, использова-ние различ-ных укрытий и защитных сооружений

Устный опрос

Читать §6.2. Выполнить задание на стр. 156.

23

6.3        

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

лекция

Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Умение  анализировать и делать выводы

Тест

Читать §6.3. стр.156-162,  задание стр.162

Pаздел-3      Основы здорового образа жизни (8 часов)

Тема 7       Здоровый образ жизни и его составляющие  (8 часов)

24

7.1        

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1

лекция

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Записать кратко своё понимание здоровья человека и указать критерии, по которым можно оценить его уровень.

25

7.2        

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

беседа

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.  Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Ответить на вопросы §7.2 стр. 171.

26

7.3        

Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья человека и общества

1

беседа

Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Режим дня. Профилактика переутомления.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Читать  §7.3. стр.172-174.

27

7.4        

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

лекция

Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие здорового образа жизни. Движение – естественная потребность организма.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Выполнить письменно задание §7.4 стр. 178.

28

7.5        

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

лекция

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Читать §7.5. стр.179-183, вопросы  стр.183.

29

7.6        

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

лекция

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Устный опрос

Ответить на вопросы §7.6 стр. 189.

30

7.7        

Профилактика вредных привычек        

1

лекция

Средства и способы профилактики вредных привычек.

Умение противостоять вредным привычкам

Устный опрос

Подготовить сообщение о вредных привычках. Письменно выполнить задание §7.7 стр. 195.

31

7.8        

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

беседа

Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.

Уметь работать с учебником, выделять главное.

Тест

Читать §7.8.  стр.195-199.

Pаздел-4     Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи   (4 часа)

Тема 8      Первая медицинская помощь при неотложных состояниях  (4 часа)

32

8.1        

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1

пр. раб

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Навыки медицинской помощи

пр. раб

Читать §8.1. стр.191-209, Выполнить наложение повязок при ушибах лба, носа, подбородка, повязки на голову в виде «чепца».

33

8.2        

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами

1

пр. раб

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Делать исскуствен-ную вентиля-цию легких, непрямой массаж сердца.

пр. раб

Ответить на вопросы §8.2. стр. 209-212. Перечислить в тетради признаки отравления хлором и аммиаком.

34

8.3        

Первая медицинская помощь при травмах

1

пр. раб

Правила и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.

Навыки медицинской помощи при травмах.

пр. раб

Читать §8.3. стр. 212-218. Записать определения травмы и перелома, основные признаки переломов.

35

8.4        

Первая медицинская помощь при утоплении

1

пр. раб

Правила и средства оказания первой медицинской помощи при утоплении.

пр. раб

Читать §8.4. Выполнить задание на с. 218 учебника.

Всего часов

  35

Требования к уровню подготовки учащихся 8-х классов

        

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:

♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

♦ правила поведения при угрозе террористического акта;

♦ государственную политику противодействия наркотизму;

♦ основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

♦ активного отдыха в природных условиях;

♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

♦ соблюдения норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Литература:

        

  1. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г.
  2. И.К.Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9класс. Москва «Просвещение» 1997г.
  3. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2000г.
  4. Хрипкова А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.
  5. Дидактический материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».
  6. Правила дорожного движения.
  7. Журнал  «ОБЖ».
  8. Тематический контроль по ОБЖ «Интеллект-Центр». Москва. 2005г.
  9. Т.Ф.Олейник. Великие природные катастрофы. Ростов-на Дону «Феникс». 2006г.
  10. Я.Я.Мейнгот, Н.М.Потылицина. Теоретические и практические основы медицинских знаний. Красноярск. 2006г.
  11. Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г.
  12. Курение и профилактика в школе.  А.А Александров, В.Ю.Александрова Москва 1996г. «Медиа Сфера»
  13. Не допускать беды. А Г.Макеева  Москва. Просвещение 2003г.
  14. Школа без наркотиков. Под ред. Л.М. Шапицывой и Е.И. Казаковой. Санкт-Петербург. Образование-культура. 2002г.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
  17. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
  18. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по химии 9 класс

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии  в 9 классе отводиться 68 часов из федерального компоне...

Методическая разработка рабочей программы по химии 8 класс

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии  в  8 классе отводиться 70 часов из федерального к...

методическая разработка: "рабочая программа по геометрии 10 класс"

Разработка рабочей программы по геометрии....

методическая разработка "рабочая программа по геометрии 8 класс"

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные пр...

Рабочая программа «Патруль безопасности» _6 класс

   ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование знаний у учащихся закона «О безопасности     дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность с...

Разработка Рабочей программы по физике 11 класс (102 учебных часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ФИЗИКАна 2018-2019 учебный год11 класс Учитель Герасимова Татьяна Сергеевна...

Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Практикум по русскому языку »

. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....