Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Организация коррекционной работы по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики на бинарном уроке."Диффренциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинестетически

    Татьяна Алексеевна Гандзюк

    В данной методической разработке предоставленно описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарном занятии по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики рук. На занятии по дифференциации оптически и кинестетически сходных строчных букв п-т используется лепка из солёного теста элементов букв, далее из элементов" собираются" буквы. Обучающиеся обращают внимание на то из каких элементов состоят буквы, какое количество элементов в каждой букве, как расположены элементы в плоскости( влево, вправо, вверх, вниз) Такой вид работы развивает у детей внимание, зрительно-пространственную ориентировку, развивает мелкую моторику, позволяет творчески подойти к выполнению задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_p-t_2.docx24.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»

    Темы:

    Логопедическая: дифференциация оптически и кинетически схожих строчных букв п - т в словах, предложениях, тексте.

    Дефектологическая: развитие зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики руки.

    Грамматическая: 1) согласные звуки и буквы;

    2) употребление единственного и множественного числа имён существительных;

    Лексическая: весна.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

    Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщений, системное устранение оптической дисграфии.

    Задачи:

    Образовательные:

    -формировать умение различать строчные оптически схожие буквы п - т;

    -формировать умение конструировать и реконструировать буквы п – т (из солёного теста);

    -закреплять умение определять единственное и множественное число имён существительных;

    Коррекционные:

    -развивать фонематический анализ и синтез;

    -развивать зрительную память, зрительно-пространственную ориентировку (в окружающем пространстве и на плоскости);

    Воспитательные:

    -развивать самостоятельность, аккуратность;

    -развивать умение планировать свою деятельность;

    -воспитывать чувство товарищества (работа в парах);

    -формировать положительное отношение к знаниям, процессу учения;

    Ожидаемый результат занятия: совершенствование навыка различения оптически сходных букв п – т на письме.

    Личностные УУД: формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к изучаемому материалу, формирование стремления к знанию.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: формировать умение определять цели и задачи занятия, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, определять последовательность своих действий при работе, предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

    Коммуникативные УУД: развивать умение связно излагать свои мысли, развивать умение сотрудничать в паре, грамотно отвечать на вопросы, формулировать, анализировать высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, развивать умение поиска и выделения информации, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, развивать умение интегрировать  информацию в имеющийся запас знаний и умение применять их с учётом решаемой задачи.

    Предметные: формировать умение различать оптически сходные строчные буквы п – т на письме в словах.

    Межпредметные: сформированные УУД у обучающихся находят применение на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, математики, технологии. Используемые технологии: развивающее обучение, работа в группе (в парах), технология интерактивного обучения.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята! Будьте очень внимательны и вы сами определите тему нашего сегодняшнего занятия!

    II. Вводная часть.

    Логопед: я буду загадывать загадки, вам нужно их отгадать.

               У безногой табуретки

                Раньше были ствол и ветки.

                                                (пень)

               

                Ей бродить ничуть не лень

                Рядом с вами целый день.

                Стоит солнышку зайти, как её вам не найти.

                                                (тень)

               

    III. Основная часть.

    Логопед: ребята, посмотрите на слова пень – тень, что вы заметили в написании этих слов? Чем они отличаются?

    Дети: эти слова отличаются одной, первой буквой.

    Логопед:верно. Эти слова отличаются одной  буквой. Такие слова называются метаграммы. Обратите внимание на буквы п – т, найдите сходство и различие.

    Дети: у буквы п- два элемента, у буквы т – три элемента.

    Логопед: на букву т ты посмотри, сколько «ножек», ровно три, три элемента, цифра три начинается с буквы т,  а у буквы п –пара «ножек» , два элемента, причём первый элемент – наклонная вертикальная палочка и последний элемент похожи. Поэтому бывают ошибки в написании этих букв.

              Вы догадались, какая тема нашего занятия?

    Дети: различение на письме букв п – т.

    Логопед: правильно. Тема нашего занятия различение на письме строчных букв п – т.

    IV. Конструирование букв. (Физкульт. минутка)

    Логопед: встаньте около своих парт

    - возьмите в руку карандаш и  напишите в воздухе букву п, затем букву т;

    - теперь кончиком носа напишем букву п, затем букву т; 

    - теперь работаем в парах: друг другу поочереди напишите на спине буквы п и т, отгадайте какую букву вам написал товарищ.

    V.  Работа с солёным тестом, направленная на развитие графомоторных навыков, зрительно - пространственной ориентации, ориентации на плоскости (листе бумаги).

    Логопед: следующий этап занятия проведёт Татьяна Алексеевна.

    VI.  Практическая работа (тренировочные упражнения)

    Логопед: открыли тетради, написали сегодняшнюю дату.

           

    1. Послушайте, я назову цифру, а вам нужно написать букву п или т, помните про количество элементов в буквах.

    3 2 2 3 3 3 2 2 3

    Посчитайте количество букв п и т ( п – 4, т – 5), проверьте себя  ( эл.доска)

    1. Вам раздали задание. Нужно списать слова, вместо палочек соответственно вставляя букву п или т.

    ве /// ка

    а //рель

    мар ///

    ///юль//ан

    лас ///очка

    с///риж

    Проверьте себя (эл.доска)

    1. Спишите слова  в тетрадь. Вместо цифр напишите буквы п или т

    ка2ель

    о33е2ель

    2ро3алина

    3рель

    2одснежник

    Логопед: проверьте себя (эл.доска)

    Все ли слова вам понятны?

    1. Проталина – место, где стаял снег и открылась  земля.

    1. Подснежники – первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Их ещё называют первоцветы, это слова синонимы.

    1. Капель – падение капель воды с сосулек, крыш.

    1. Оттепель – тёплая погода весной, с таянием снега, льда.

    1. Трель –  красивый, переливчатый, дрожащий звук, птичье пение (соловьиная трель, трель стрижа).

    Логопед: как вы думаете, ребята к какому времени года относятся эти слова?

    Дети:  к весне.

    1. Вставьте в словосочетания вместо точек буквы п – т

    . ё . лая  весна

    белые  . одснежники

    чёрные   . роталины

    .  . ичье   . ение

    Логопед: проверьте себя (эл. доска)

    1. Прочитайте предложения, вместо звездочки вставьте буквы п или т, спишите предложения в тетрадь.

     

    *ришла весна.   На ве*ках набухли  *oчки.   *риле*ели  *ерелё*ные  **ицы.  С небесной высо*ы  льё*ся  звонкая   *рель   с*рижа.

          VII. Рефлексия. Выберите соответствующий цветок. Если занятие понравилось – жёлтый, если были затруднения –фиолетовый. Разложите цветы на проталину к буквам из солёного теста.

           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений

    Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Трудности,  с...

    Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)

    Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе....

    Коррекционная работа по развитию мыслительных операций учащихся с недостатком интеллекта на уроках слесарного дела

    Цель данной работы – развитие операций мышления у подростков с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела.Задача – подобрать и апробировать систему упражнений на развитие ...

    Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

    Специфика оптико-пространственных представле­ний у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятель­ность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...