Организация коррекционной работы по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики на бинарном уроке."Диффренциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинестетически
методическая разработка по теме

Татьяна Алексеевна Гандзюк

В данной методической разработке предоставленно описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарном занятии по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики рук. На занятии по дифференциации оптически и кинестетически сходных строчных букв п-т используется лепка из солёного теста элементов букв, далее из элементов" собираются" буквы. Обучающиеся обращают внимание на то из каких элементов состоят буквы, какое количество элементов в каждой букве, как расположены элементы в плоскости( влево, вправо, вверх, вниз) Такой вид работы развивает у детей внимание, зрительно-пространственную ориентировку, развивает мелкую моторику, позволяет творчески подойти к выполнению задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_p-t_2.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция оптической дисграфии. Дифференциация строчных букв п - т в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.»

Темы:

Логопедическая: дифференциация оптически и кинетически схожих строчных букв п - т в словах, предложениях, тексте.

Дефектологическая: развитие зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики руки.

Грамматическая: 1) согласные звуки и буквы;

2) употребление единственного и множественного числа имён существительных;

Лексическая: весна.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщений, системное устранение оптической дисграфии.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение различать строчные оптически схожие буквы п - т;

-формировать умение конструировать и реконструировать буквы п – т (из солёного теста);

-закреплять умение определять единственное и множественное число имён существительных;

Коррекционные:

-развивать фонематический анализ и синтез;

-развивать зрительную память, зрительно-пространственную ориентировку (в окружающем пространстве и на плоскости);

Воспитательные:

-развивать самостоятельность, аккуратность;

-развивать умение планировать свою деятельность;

-воспитывать чувство товарищества (работа в парах);

-формировать положительное отношение к знаниям, процессу учения;

Ожидаемый результат занятия: совершенствование навыка различения оптически сходных букв п – т на письме.

Личностные УУД: формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к изучаемому материалу, формирование стремления к знанию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение определять цели и задачи занятия, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, определять последовательность своих действий при работе, предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД: развивать умение связно излагать свои мысли, развивать умение сотрудничать в паре, грамотно отвечать на вопросы, формулировать, анализировать высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, развивать умение поиска и выделения информации, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, развивать умение интегрировать  информацию в имеющийся запас знаний и умение применять их с учётом решаемой задачи.

Предметные: формировать умение различать оптически сходные строчные буквы п – т на письме в словах.

Межпредметные: сформированные УУД у обучающихся находят применение на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, математики, технологии. Используемые технологии: развивающее обучение, работа в группе (в парах), технология интерактивного обучения.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Будьте очень внимательны и вы сами определите тему нашего сегодняшнего занятия!

II. Вводная часть.

Логопед: я буду загадывать загадки, вам нужно их отгадать.

           У безногой табуретки

            Раньше были ствол и ветки.

                                            (пень)

           

            Ей бродить ничуть не лень

            Рядом с вами целый день.

            Стоит солнышку зайти, как её вам не найти.

                                            (тень)

           

III. Основная часть.

Логопед: ребята, посмотрите на слова пень – тень, что вы заметили в написании этих слов? Чем они отличаются?

Дети: эти слова отличаются одной, первой буквой.

Логопед:верно. Эти слова отличаются одной  буквой. Такие слова называются метаграммы. Обратите внимание на буквы п – т, найдите сходство и различие.

Дети: у буквы п- два элемента, у буквы т – три элемента.

Логопед: на букву т ты посмотри, сколько «ножек», ровно три, три элемента, цифра три начинается с буквы т,  а у буквы п –пара «ножек» , два элемента, причём первый элемент – наклонная вертикальная палочка и последний элемент похожи. Поэтому бывают ошибки в написании этих букв.

          Вы догадались, какая тема нашего занятия?

Дети: различение на письме букв п – т.

Логопед: правильно. Тема нашего занятия различение на письме строчных букв п – т.

IV. Конструирование букв. (Физкульт. минутка)

Логопед: встаньте около своих парт

- возьмите в руку карандаш и  напишите в воздухе букву п, затем букву т;

- теперь кончиком носа напишем букву п, затем букву т; 

- теперь работаем в парах: друг другу поочереди напишите на спине буквы п и т, отгадайте какую букву вам написал товарищ.

V.  Работа с солёным тестом, направленная на развитие графомоторных навыков, зрительно - пространственной ориентации, ориентации на плоскости (листе бумаги).

Логопед: следующий этап занятия проведёт Татьяна Алексеевна.

VI.  Практическая работа (тренировочные упражнения)

Логопед: открыли тетради, написали сегодняшнюю дату.

       

  1. Послушайте, я назову цифру, а вам нужно написать букву п или т, помните про количество элементов в буквах.

3 2 2 3 3 3 2 2 3

Посчитайте количество букв п и т ( п – 4, т – 5), проверьте себя  ( эл.доска)

  1. Вам раздали задание. Нужно списать слова, вместо палочек соответственно вставляя букву п или т.

ве /// ка

а //рель

мар ///

///юль//ан

лас ///очка

с///риж

Проверьте себя (эл.доска)

  1. Спишите слова  в тетрадь. Вместо цифр напишите буквы п или т

ка2ель

о33е2ель

2ро3алина

3рель

2одснежник

Логопед: проверьте себя (эл.доска)

Все ли слова вам понятны?

  1. Проталина – место, где стаял снег и открылась  земля.

  1. Подснежники – первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Их ещё называют первоцветы, это слова синонимы.

  1. Капель – падение капель воды с сосулек, крыш.

  1. Оттепель – тёплая погода весной, с таянием снега, льда.

  1. Трель –  красивый, переливчатый, дрожащий звук, птичье пение (соловьиная трель, трель стрижа).

Логопед: как вы думаете, ребята к какому времени года относятся эти слова?

Дети:  к весне.

  1. Вставьте в словосочетания вместо точек буквы п – т

. ё . лая  весна

белые  . одснежники

чёрные   . роталины

.  . ичье   . ение

Логопед: проверьте себя (эл. доска)

  1. Прочитайте предложения, вместо звездочки вставьте буквы п или т, спишите предложения в тетрадь.

 

*ришла весна.   На ве*ках набухли  *oчки.   *риле*ели  *ерелё*ные  **ицы.  С небесной высо*ы  льё*ся  звонкая   *рель   с*рижа.

      VII. Рефлексия. Выберите соответствующий цветок. Если занятие понравилось – жёлтый, если были затруднения –фиолетовый. Разложите цветы на проталину к буквам из солёного теста.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Трудности,  с...

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе....

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика оптико-пространственных представле­ний у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятель­ность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...