статья "«Формирование гуманистической направленности педагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования».
статья на тему

Кайдаш Инна Евгеньевна

Гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе, основные требования к деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель И. Е. Кайдаш

Государственное бюджетное специальное

 коррекционное общеобразовательное учреждение

 школа  № 22 VIII вида г. Армавира

Форма участия: заочная

«Формирование гуманистической направленности педагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования».

 В современных условиях социально-экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особенно актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей гуманистической педагогики.

Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, развитие своих способностей. В отношениях между членами общества гуманизм признаёт принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения.

Известная нам традиционная модель образования представляет собой простую трансляцию культуры, господствующую в данном обществе. Основным смыслом такого образования является обучение как простое усвоение учащимися некоторой суммы разрозненных знаний. Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, его самооформление в личность.

Сущность гуманистической направленности деятельности педагога

Современные гуманистические воспитательные системы основываются на идее педагогической поддержки. «Педагогическая поддержка» - это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Основными условиями обеспечения педагогической поддержки являются:

— согласие ребенка на помощь и поддержку;

— опора на актуальные и потенциальные возможности личности;

—ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

— совместность, сотрудничество, содействие;

— конфиденциальность (анонимность);

— доброжелательность;

— безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

— реализация принципа «Не навреди»;

— рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка.

Рассмотрим наиболее важные гуманистические принципы воспитания:

— ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

— самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

— всегда принимай ребенка таким, каков он есть;

— не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

— дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;

— не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

— доверяя — не проверяй;

— признавай право на ошибку и не суди за нее;

— умей признать свою ошибку;

— защищая ребенка, учи его защищаться;

— оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе.

Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной деятельности влечет за собой изменение позиции педагога (вместо «борьбы с ...» — «я помогу тебе»).

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность?

1. Педагогу следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы. Так, у ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

2. В педагогическом процессе ребенка должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть учится, когда ему захочется), а означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли.

3. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко-выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – это трудности. Только посильные для ребенка трудности создают условия для переживания чувства удовлетворения, дарят радость познания.

  4. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд.

5. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя.

Следует отметить главные личностные качества учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их достоинство.

Во-вторых, уметь понимать детей, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

Ценность школы равняется ценности учителя.

ЛИТЕРАТУРА:

Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986

   Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000.

Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000.

Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.

Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС».

Статья  « Использование  ИК – технологий и  медиаресурсов при обучении английскому языку  учащихся с ОВЗ, создание  доступной образовательной среды и ситуации успеха» посвящен...

Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»

Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ (ДОСОК) В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока по теме "Распорядок дня" для 5 класса по УМК "Spotlight", Module 6, unit "Wake Up" с ипользование ...

муниципальная научно-практическая конференциия «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Согласно плану работы Комитета по образованию и молодежной политике на 2019 год в целях обобщения и обмена опытом организации  проектной и исследовательской деятельности в образовательных организ...

Статья.Формирование функциональной грамотности на уроках информатики в условиях реализации ФГОС ООО

обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролирова...