Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС».
статья по английскому языку на тему

Бухгольц Вера Эдуардовна

Статья  « Использование  ИК – технологий и  медиаресурсов при обучении английскому языку  учащихся с ОВЗ, создание  доступной образовательной среды и ситуации успеха» посвящена  решению проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку в системе общего образования. Использование ИК-технологий и медиаресурсов при изучении английского языка способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся, повышает культуру школьника,создает комфортную благоприятную обстановку для ребенка, повышает мотивацию к занятиям и изучению иностранного языка, помогает почувствовать ученику себя успешным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование  ИК – технологий и  медиаресурсов

при обучении английскому языку  учащихся с ОВЗ,

создание  доступной образовательной среды  и ситуации успеха»

Бухгольц В.Э., учитель английского языка,

МБОУ «Турунтаевская СОШ» Томского района

    Цели и задачи современного образования требуют от учителя иностранного языка постоянного творческого поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и образовательных технологий. Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационно-коммуникативных технологий.

     В свете современных тенденций инклюзивного образования в России и тенденций развития образования в общем, стремления к достижению его преемственности на всех этапах, интенсификации информационного-коммуникативного пространства на первый план выступает необходимость выстраивания индивидуальной траектории образовательного процесса для каждого ребенка, поскольку как только учитель начинает учитывать в планировании и реализации своей деятельности индивидуальные особенности каждого ребенка, все дети становятся «особыми».

  Что такое инклюзивное образование? Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Инклюзивное образование  является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью - доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создания условий для развития. Ключевым моментом работы с детьми ОВЗ является то, что  они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов и представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении иностранного языка дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при аудировании, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

Что должен делать учитель в своей профессиональной деятельности для достижения образовательных целей? Как  он должен индивидуализировать свою педагогическую деятельность, учитывая, что есть дети  с особенными образовательными потребностями? Ответы на эти вопросы содержит стандарт профессиональной деятельности педагога.

Сложность организации учебно – воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой  среды при ограниченном количестве часов. В основном на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный  речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку. Очевидно, что решение проблемы зависит от выбора средства обучения, а также от определения  места этого средства в процессе обучения языку.[1,с.1]

Компьютерные программы, являющиеся мультимедийными  средствами, способны обеспечить хороший уровень обученности детей  с ОВЗ навыкам и умениям иностранных языков при соблюдении ряда психологических, лингвистических, методических и технологических условий.

Несколько лет я работаю с обучающей компьютерной программой к учебнику М.З.Биболетовой. Использование мультимедиа на уроках - это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе  учителя, с другой.  Обучающая компьютерная программа выполняет  роль организатора учебного процесса. Она реагирует на каждое действие ученика, сообщает ему результат выполнения действия, предлагает помощь. Компьютерная  наглядность является смешанной. Дети могут увидеть языковые единицы на мониторе, прослушать, как произносится слово, получить определенные моторные впечатления от работы с «мышкой». Известно, что комбинация этих движений улучшает запоминание, так как к зрительному каналу восприятия добавляется моторные ощущения, которые способствуют более прочному запоминанию изучаемого материала.[2,с.30]

Большинство  моих учеников самостоятельно занимаются с  программой дома, так как индивидуальная работа, осуществляемая с помощью компьютерной программы, на уроке неэффективна. Она отрывает ученика от живого общения в коллективе и отвлекает от других учащихся. При использовании обучающей компьютерной программы учитывается индивидуальный темп продвижения каждого ученика, снимаются индивидуальные трудности ребенка, стимулируется его познавательная деятельность за счет повышения мотивации учебной деятельности.

Обучающая компьютерная программа обеспечивает возможность тренировки в чтении, письме, говорении и аудировании, то есть во всех видах речевой деятельности, как в продуктивных, так и рецептивных. Практически все продуктивные лексические упражнения выполняются со зрительной опорой и, следовательно, способствуют формированию прочных графико-моторных связей, обеспечивающих узнавание лексических единиц по зрительному образу. При обучении с помощью компьютерных упражнений хорошо усваивается большая часть лексики, для понимания при чтении и для использования в письменных высказываниях. Компьютерная программа дает возможность каждому ребенку выполнять предметные действия с изучаемым материалом и одновременно видеть результат выполнения.

Не менее важную роль при обучении английскому языку с помощью компьютерной программы играет поощрение успешных результатов при выполнении упражнений - это особый вид поощрения в занимательной форме (взлетающие воздушные шарики, тонущие кораблики и т.д.). Все это способствует формированию положительной мотивации у детей, интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. При работе за компьютером каждый ребенок приобретает навыки самостоятельной работы.

Использование компьютерной программы  помогает управлять процессом формирования навыков за счет пошаговой обратной связи и мгновенного сообщения результатов каждому ученику, дает возможность  многократного выполнения строгой последовательности действий с материалом. Обучающая  компьютерная программа построена с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей учащихся. Она повышает мотивацию к изучению английского языка, организацию самостоятельной работы и формирует у ребенка умения самоконтроля и самооценки.[3,с.33]

           Кроме того, на  своих уроках  я использую возможности современных информационных компьютерных  технологий. В практике обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья хорошо зарекомендовали себя зрительно- игровые опоры. Для ребят  не менее интересно прямо на уроке выходить в Интернет. Многие мои ученики  имеют возможность выходить в Интернет прямо с мобильного  телефона. Например, изучая тему «Покупки» мы можем выйти на страницу сайта любого супермаркета, получить информацию о том, как добраться до магазина, сравнить ассортимент и цены. Я предлагаю детям задания: найти более удобный  способ добраться до магазина (виды транспорта), составить диалоги о понравившейся одежде, обсудить ее достоинства и недостатки (их задача использовать в речи изученный  лексический и грамматический материал).

Подобные уроки неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными видами деятельности и оказывают несомненный интерес учащихся. Использование ИКТ привело к следующим результатам: учащиеся заинтересовались не только темой урока, но и техническими возможностями, используемыми на уроке, их внимание привлекла перспектива творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, резко повысился  интерес к предмету. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует и творчества самих учащихся. Очень увлекает детей создание тематических  презентаций, проектная деятельность, поиск информации в Интернете.

Опыт    работы с ИКТ показывает, что их использование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся, повышает культуру учителя и школьника.

Библиографический список:

1.Печерица Э.И. Внеурочная деятельность по иностранным языкам как инновационная составляющая ФГОС/статья [текст] c.1-7

2.Цветкова Л.А. Некоторые преимущества использования мультимедийных средств при обучении иностранному языку // Английский язык в школе.-2009.-№4(28)-с.30

3.Цветкова Л.А. Некоторые преимущества использования мультимедийных средств   при обучении иностранному языку // Английский язык в школе.-2009.-№4(28)-с.33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции  Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"

Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...

Инновационная деятельность педагога-организатора. Доклад на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Реализация инновационного проекта «Ездовое собаководство как средство коррекции и реабилитации воспитанников с ОВЗ"

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности в развитии - одна из основных задач, которую стремятся решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с ...