Конспект логопедического занятия во втором классе
план-конспект на тему

Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков [Ч]  [Т\]  в слогах, словах, предложениях и тексте."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_vo_2_klasse.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия во 2 классе.

Тема: Дифференциация звуков [Ч]  [Т\]  в слогах, словах, предложениях и тексте.

Цель:  продолжать учить дифференцировать звуки [ч] [т\] в слогах, словах, предложениях и тексте, давать сравнительную характеристику звукам, правильно обозначать их соответствующими буквами.

Задачи:

Образовательные:

- уточнение артикуляции звуков [ч] [т\];

- закрепление знаний детей о характеристике звуков.

Коррекционные:

- развитие навыков фонематического восприятия и фонематического анализа;

- развитие фонематического слуха;

- обогащение словаря обучающихся;

- закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов;

- обучение составлению и грамматическому оформлению предложений; развитие связной речи;

- развитие навыков ориентировки в пространстве;

- развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитательные:

-воспитание культуры речевого общения;-

- развитие умения работы в парах, взаимопомощи.

Оборудование: комплекс ИКТ, презентация, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

 1) Создание настроения. У вас на парте лежат вот такие смайлики, отметьте на них ваше настроение на начало занятия.

2) Сообщение темы урока.

- Мы начинаем наше занятие. Тему урока вы попробуете определить сами. Я дам вам подсказку. Перед вами  и на экране есть две таблички, в них разбросаны буквы. Вам надо по моему указанию найти все буквы и составить слово. ( у каждого ребенка по одному слову).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

 - Какие слова получились? (грач и тигр)

- Молодцы.

- Какой первый звук слышится в слове ТИГР?

(Ть)

- хорошо. А какой это звук? Давайте дадим характеристику.

(Согласный, глухой, мягкий)

- а какой звук слышится в конце слова ГРАЧ?

(Ч)

- а это какой звук?

(согласный, глухой мягкий)

- Как вы думаете, какая же тема нашего занятия?

Различение звуков [Ч]  [Т\].

2 Слайд,

II Основная часть

1. Уточнение артикуляции звуков.

При ТЬ –  Губы: несколько растянуты в улыбке;

                   Язык: кончик языка опущен и упирается в нижние резцы,

                               передняя часть языка образует смычку с альвеолами,

                               которая взрывается выдыхаемой струей воздуха.

При  Ч  –  Губы:  вытянуты и округлены;

        Язык:  кончик языка опущен и касается нижних резцов,

                         передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним

                              резцам), средняя часть выгнута по направлению к твердому небу.

         Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве

                              смычки.

2. Соотнесение звука с буквой.

Какими буквами обозначаются звуки Тэ и Че

Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да). Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да). Сегодня мы продолжим их различение

Сегодня на занятии вам будут помогать вот эти герой. Кто это? (Утенок и Черепашонок)

Как вы думаете почему именно они? (Потому что в их названиях есть звуки Ть и Ч)

Какой по счету звук Ть в слове утенок? (второй)

А какой по счету звук Ч в слове Черепашонок? (первый)

Молодцы.

Они будут вам помогать , но и придумали свои задания.

1) дифференциация в слогах

А) Прочитайте слоги (слайд 3)

  ТЯ – ЧА               ЧО – ТЁ

  ТЮ – ЧУ              ТЕ – ЧЕ

  АТЬ – АЧ             ОЧ- ОТЬ

  УТЬ – УЧ              ЯЧ – ЯТЬ

      Б) Повторите слоги за мной быстро 

Ча-ча-тя,   тя-тя-ча,    ча-тя-ча

Тя-ча-тя,    ча-тя-тя,   тя-ча-ча

     В) игра «Наоборот»

Я буду называть слог со звуком ТЬ, вы заменяете его на звук Ч и наоборот

Тя – (ча),    чи-(ти),  оть –(оч),   кать – (кач),   чем – (тем)

    2) дифференциация в словах

А) Утенок и Черепашонок принесли фотографии своих друзей. (слайд4) Припомните названия детенышей животных и птиц. Запишите их названия в два столбика.

В названии, которых есть звук Ть напишите к утенку, а со звуком Ч к черепашонку.

 (Слайд 5). Давайте проверим.

Б) Вставьте пропущенные буквы и прочитайте слова.

…ень                     ту..ка                      …еатр

Све…а                   по…та                    ле…и…ь

…ита…ть              пята…ок                … …ец

(слайд 6)

В) какие части речи вы знаете?  (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

Что они обозначают? (предметы, признаки и действия)

Утенок и черепашонок придумали следующее задание. Они предлагают соединить слова из левого столбика со словами из правого. Давайте прочитаем слова. (Читают)

Запишите в тетрадь получившиеся словосочетания.

Тёплая                           чемодан

тёмные                          котёнок

чужой                            печка

коричневый                  очки

Г)* Составьте слова.

Составьте  слова из перепутанных слогов.

ЧИ – СВЕ    (свечи),     ЧИК – МЯ  (мячик),    ЛЕ – ФОН – ТЕ   (телефон),        

МЕТР – ТЕР – МО  (термометр),  ГУ – СНЕ – ЧКА – РО  (снегурочка),                    

ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК  (колокольчик).

Физминутка (с мячом)

Я вам буду кидать мяч, называя один предмет, вы возвращая называть много

Речка (речки),       телефон (телефоны)       спичка (спички)

Котенок (котята),    точка (точки),              тюльпан (тюльпаны)

  3) дифференциация в предложениях

А) Запишите предложения, заменяя картинки словами.

Петя купил

У Кати черный

У дома течет  

Б) Ответьте на вопросы по картинкам. И подчеркниете подлежащее и сказуемое.

Кто стучит в лесу?

Кого спрашивает учитель?

Развитие внимания и памяти.

 задание строители

Перед вами лежат геометрические фигуры. Посмотрите на картинку и запомните как построена башня. Запомните цвет, форму, последовательность.

Постройте такую же башню.

4) Дифференциация в тексте.

Расставьте слоги в словах на свои места. Выделенный слог в слове является первым. Прочитайте текст, озаглавьте его. Перескажите.

  Из-за туч глявынуло приветливое конышсол. Его ласковые чилу растопили снег на лезем. На  литаныпро тут же прилетели чигра. Решили они полакомиться вкусными жирными вячерми. Эти цыпти вестники нывес.

III Итог занятия

1. С какими звуками ы сегодня работали? Что вам запомнилось? Что понравилось, что не понравилось?

2. Возьмите вторые смайлики и отметьте каким у вас стало настроение в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация [д]-[д\']-[т]-[т\']"

С целью достижения коррекционно-развивающих задач на занятии используются различные виды упражнений: характеристика звуков занятия, дифференциация звуков, звуковой анализ, слоговой синтез, а также упр...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков с-ш""

Данный урок разработан для учащихся школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Предлоги". 6 класс.

Конспект логопедического занятия с учениками 6 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов

Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...