Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков с-ш""
    план-конспект по теме

    Найдёнова Юлия Владимировна

    Данный урок разработан для учащихся школы VIII вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_na_temu_differenciaciya_zvukov_s-sh.docx41.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казённое специальное (коррекционное)

    образовательное учреждение Ленинградской области

    для  обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

    Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса.

    Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш] на уровне слога, слова»

    Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи (средней, тяжёлой степени). Полиморфное нарушение звукопроизношения.

    Исполнитель:

    Учитель-логопед:

    Найдёнова Ю.В.

    Дата проведения: 20.12.2011 г.

    1. Тема:

    Логопедическая: Дифференциация звуков [с]-[ш] на уровне слога, слова.

    Грамматическая: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Лексическая: зимняя одежда.

    1. Цель: закрепить умение  различать звуки [с][ш] по акустическим и артикуляционным признакам в составе прямых слогов и слов, соотносить звуки с буквами.
    2. Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    1. закрепление правильного произношения звуков [с][ш];
    2. развитие фонематического восприятия;
    3. развитие общей, мелкой и артикуляционный моторики;
    4. совершенствование грамматического строя речи;
    5. развитие и коррекция словаря по лексическим темам: «Новый год. Одежда»
    6. развитие слухового и зрительного внимания;
    7. развитие долговременной памяти;
    8. развитие кинетических ощущений;
    9. развитие зрительно-моторных координаций;
    10. формирование навыка самоконтроля за собственной речью;

    Воспитательные

    1. воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;
    1. Оборудование: конспект  урока, игрушка - Волк (для выполнения арт. гимнастики), индивидуальные зеркала (4 шт.), персонаж Снеговик, конверт с картинками, коробка-сюрприз, звуковички синего цвета, ёлочка (слоги), варежки синего цвета, аудиозапись № 1 (снеговик), № 2 (физкультминутка «про Жирафа»), картинки ( шуба, штаны, шапка,  носки, сапоги +тоже самое только детская одежда), камешки (синего цвета), 4 крышки от коробки, картинки (домик, солнышко, звёздочка, цифра 2, треугольник, буква О, А, Буква Х, Буква М, Буква Ш, Буква С),  для Ангелины (инд. шпатель), для Лизы (буква С - пунктиром),Су-джок колечко (4 шт.), буквы для обводки (из бархатной, из наждачной бумаги).
    2. План занятия:

    I Организационный момент.

    1.Повторение по теме гласные звуки.

    2. Положительный настрой на урок.

    3. Введение в тему.

    II.Основная часть.

    1. Артикуляционная гимнастика.
    2. Вызывание звуков. Характеристика звуков.
    3. Развитие фонематического восприятия.
    4. Физкультминутка.
    5. Обозначение звука буквой.
    6. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация звуков [с][ш].
    7. Дифференциация звуков [с][ш]. Игра «Разложи картинки»
    8. Работа по лексической теме «Одежда». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными.
    9. Разминка для пальчиков.
    10. Выкладывание букв.

    III. Подведение итогов.

    1. Оценивание деятельности учащихся.
    1. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществлялся через: специальные артикуляционные упражнения,  индивидуальных карточек на упражнение «Собери букву».
    2. Тип урока: комбинированный (урок повторение и закрепления ЗУН)

    1. Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядные (демонстрация схем, норм артикуляции, ) игра, упражнение.
    2. Оформление доски

    Снеговик.

    Коробка новогодняя.

    Картинки: домик, солнышко, звёздочка, цифра 2, треугольник, буква О, А, Буква Х, Буква М, Буква Ш, Буква С

    20 декабря.

    Сс                                Шш

    ш


    с


    Ёлка

    на ней слоги

    Картинки

    ШУБА, ШАПКА, ШТАНЫ, НОСКИ, САПОГИ.

    1. Ход урока.

    п/п

    Деятельность логопеда

    Деятельность учащихся

    Дидактическое обеспечение

    Время

    I.

    1.

    2.

    3.

    Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятия пришли гости (повернулись посмотрели) и все глазки на меня. Подравнялись.

    Повторение по теме «Гласные, согласные звуки».

    -Сядут те дети, кто назовёт гласный звук.

    Положительный настрой на урок.

    -Давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.

    -Ребята, послушайте песню. О ком она?

    -Кто пришёл к нам сегодня в гости?

    (звучит песня «Снеговик»)

    -Конечно, к нам в гости пришёл снеговик. Он так торопился, что по дороге растерял пуговички, варежки, шарфик. Давайте поможем ему одеться.

    -Молодцы ребята!

    Введение в тему.

    -Что мы одели на снеговика?

    -Как одним словом назвать все эти предметы?

    -Сегодня на уроке мы поговорим об одежде.

    -Какие звуки мы будем повторять, вы должны догадаться сами.

    -Посмотрите, какие картинки принёс снеговик.

    -Какой звук повторяется?

    -Какой звук я выделила голосом?

    Молодцы, сегодня мы будем различать звуки С-Ш

    Снеговик наш  непростой, любопытный, озорной.

    -Чтобы открыть коробку, которую принёс нам снеговик, вам надо показать всё, что вы уметете. Вы готовы?

    называют (А,О,У,Ы), садятся

    Снеговик.

    Дети прикрепляют детали.

    Шапку, шарф, варежки.

    Одежда

    Дети называют

    Шапка, штаны, шуба

    Звук Ш

    Носки, сапоги

    Звук С

    Да

    Мягкая игрушка Снеговик, со съёмными деталями (рукавички, пуговицы, шарфик)

    У снеговика коробка с сюрпризом.

    II.

    1.

    Основная часть.

    Артикуляционная гимнастика.

    В сочетании с голосовыми упражнениями.

    -Поставили зеркало перед собой. Спинки прямые. Отправляемся в «Путешествие с Язычком». А помогать нам будет Волчок Серый Бочок. Помним правило: Будет язычок стараться, все звуки буду получаться!!

    Дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения.

    Инд . зеркала.

    Волчок Серый бочок (игрушка для выполнения арт. гимнастики).

    .

    2.

    Вызывание звуков. Характеристика звуков.

    «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем «Песенку водички»

    Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем «Песенку змеи»

    Гласный или согласный это звук? Звуковички какого цвета  ним дружат?

    Произносят звуки

    Согласный

    синего

    Демонстрация схемы звуков.

    Звуковички синего цвета.

    3.

    Развитие фонематического восприятия.

    -Сейчас мы с вами поиграем и игру и покажем Снеговику, как у нас хорошо слышат ушки.  Одели варежки.

    -Если я скажу слово со звуком [c], вы должны опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], вы поднимите ручки вверх.

    СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ; СУП, ШИНА.

    Сигнализируют

    Варежки (синие)

    4.

    Физкультминутка.

    У жирафа…..

    Выполняют движения под музыку.

    Запись № 2 Железнова. «Про Жирафа»

    5.

    Обозначение звука буквой.

    -Ребята, кто сможет найти на доске какой буквой обозначается звук [с]?

    -А какой буквой мы обозначим звук [ш]?

    -Давайте обведём письменные буквы по трафарету пальчиком и вспомним, как они пишутся.

    Находят буквы

    Обводят по трафарету

    домик, солнышко, звёздочка, цифра 2, треугольник, буква О, А, Буква Х, Буква М, Буква Ш, Буква С.

    6.

    Чтение слоговых таблиц. Дифференциация звуков [с][ш].

    Покажем снеговику, как мы умеем читать и красиво говорить?

    -Посмотрите, какая у нас красивая ёлочка, давайте украсим.

    Повторим правило:

    Язык кверху Ш-Ш-Ш,

    Язык книзу С-С-С.

    СА-СА-СА – под сосной идёт лиса.

    ША-ША-ША – мы шагаем не спеша.

    СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

    ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

    СО-СО-СО – у машины колесо.

    ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

    СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.

    -Молодцы вы хорошо прочитали слоги, посмотрите какая красивая ёлочка получилась.

    Да.

    Чтение по цепочки, затем проговаривание чистоговорок хором.

    Елка со слогами.

    7.

    Дифференциация звуков [с][ш]. Игра «Разложи картинки»

    -Перед вами картинки. Вам необходимо разложить их на две полки. На первую полку картинки в названии которых есть звук С, а на вторую картинки в названии которых есть звук Ш.

    Произносят слово и распределяют на полку.

    Две полки.

    Картинки

    Носки, шуба, шапка, штаны, шуба, сапоги

    8.

    Работа по лексической теме «Одежда». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными.

    -Какая картинка здесь лишняя?

    -А почему?

    -Ребята, как одним словом назвать все эти предметы?

    -А когда мы носим такую одежду?

    -Значит – это какая одежда?

    Это одежда для взрослых. А бывает одежда для детей. Как мы назовём такую одежду?

    -Сейчас я покажу одежду для детей и мы назовём её ласково.

    Это штаны, а это….

    Это шапка, а это….

    И т.д.

    Сапоги

    Это обувь

    Одежда

    Зимой

    Зимняя

    Детская

    Штанишки

    Шапочка

    9.

    Разминка для пальчиков.

    а). Раз, два, три, четыре, пять –

    Вышли пальчики гулять

    Этот пальчик в лес пошёл

    Этот пальчик гриб нашёл

    Этот чистил,

    Этот ел,

    Ну а этот лишь смотрел.

    б). Понемножку, по ладошке наши пальчики идут, серединку на ладошке наши пальчики найдут, чтоб внимательными стать, нужно точку нажимать. Тянем, давим, нажимам!

    Мы внимательными станем.

    Сжимают – разжимаю пальцы.

    Одевают колечко на каждый пальчик….

    Выполняют соответствующие движения.

    Су-Джок

    10.

    Выкладывание букв С – Ш

    -Камешки какого цвета мы возьмём: красные и синие?

    -А почему?

    …. и…..составят такую букву, которая есть в словах (СЫН, СОМ, СОК).

    …и…составят такую букву, которая есть в словах (ШАГ, ШУМ, ШУТ)

    Синие

    Это согласные буквы.

    Выкладываю буквы.

    Камешки синего цвета, 4 крышки от коробки. 1 образец для Лизы с напечатанной буквой.

    III.

    1.

     Подведение итогов.

    -Какие звуки мы сегодня различали?

    -Повторим правило.

    -Что вам понравилось на занятии?

    Оценивание деятельности учащихся.

    с-ш

    Язык к верху…шш.

    Язык к низу….ссс

    Коробка-сюрприз


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

    Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

    конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

    Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

    Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

    Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

    конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

    конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

    Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С-Ш"

    ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Обоазовательная:- подготовить детей к усвоению темы- дифференциации  смешиваемых звуков С-Ш в устной речи и письменной речи-закрепление навыка звуко-бук...

    Конспект логопедического занятия в 1 классе «Звуки и буквы»

    Конспект логопедического занятия  в 1 классе «Звуки и буквы»...