Организация работы ШПМПк
материал на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Из опыта организации работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное(коррекционное)образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида»

Московская область, г.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (4967) 51-50-03, school 7ZR @mail.ru

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума

из опыта работы ШПМПк  

Председатель ШПМПк Варченко Е.В.

13.03.2012


   

   Организуя учебно-воспитательный процесс в школе, педагоги сталкиваются с наличием у учащихся большого количества проблем, среди которых:

  • наличие у детей функциональных  и соматических расстройств здоровья;
  • выявление неготовности младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению;
  • низкая социальная адаптация;
  • неадекватная самооценка учащихся;
  • отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения;
  • нереализованные потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов;
  • неудовлетворённые потребности в общении со сверстниками;
  • дефицитарность развития ВПФ;
  • трудности в освоении программ по предметам основного цикла;
  • и многое другое.

 Чаще всего в классах оказываются дети, имеющие целый арсенал трудностей, которые связаны со всей личностью ученика. Как правило, проблемы каждого ребёнка имеют комплексный характер и как бы наплывают друг на друга.           Поэтому в школе организована целостная система работы, призванная обеспечить оптимальные педагогические и психологические условия обучения детей с проблемами развития в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Обучающимся,  воспитанникам обеспечивается активная дифференцированная помощь различных специалистов (врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога), взаимодействие которых происходит в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума. (ШПМПк).

      Основное содержание деятельности консилиума  заключается в организа ции и проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявления

актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребёнка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребёнка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

     

 Основные задачи ШПМПк :

1.Психолого-диагностическое изучение обучающихся:

-  диагностика интеллектуальной готовности (развитие ВПФ (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.));

-   диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;

-  эмоционально-волевая готовность (умение самостоятельно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу, словесной инструкции, по аналогии).

  2. Специальное педагогическое изучение учащихся (логопедическое и дефектологическое).

3. Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов консилиума.

4. Разработка индивидуальных коррекционных программ учителем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, их согласование с учебными программами.

5. Анализ успешности усвоения учебного материала.

6. Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.

7. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на другие формы обучения.

8.Разработка рекомендаций педагогам и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.

     Таким образом, основная цель деятельности консилиума – оказание своевременной специализированной помощи учащимся путём осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе.

       В деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционное, просветительское, профилактическое, консультативное, организационное.

       Основными формами работы являются индивидуальная и групповая диагностическая  и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях консилиума.

     В организации работы следует выделить ряд этапов её построения:        

  1. Диагностическо-консультативный этап.

1.1 На этом этапе происходит встреча с родителя (или лицами их заменяющими)  и учителями ребёнка для составления общей картины учебной деятельности и получения разрешения  родителей (или лиц их заменяющих) на проведение углубленной диагностики. Специалисты  наблюдают за учащимися на уроках и переменах для сбора информации о том, как он реагирует на учебный процесс, включён ли в урок, насколько сконцентрирован на задании, есть ли истощаемость и т.п. Наблюдение на переменах позволяют определить, насколько ребёнок адаптировался к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями (лицами их заменяющими) дополняют сведения о школьнике, помогают обозначить его проблемы и трудности, невыявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Кроме того, встреча с родителями на первоначальном этапе поступления ребёнка в школу, даёт возможность помочь им справиться с психологическим дискомфортом, возникшим в результате попадания  ребёнка в наше образовательное учреждение и способствует лучшему пониманию проблем ребёнка.

1.2 Затем проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня  и условий развития ребёнка: учитель-дефектолог исследует учебную и познавательную деятельность; учитель-логопед рассматривает речевую деятельность; педагог-психолог изучает познавательную деятельность и эмоционально-личностное развитие, врач школы собирает медицинский анамнез и данные о состоянии здоровья, социальный педагог фиксирует социально средовые условия, психологический климат в семье. По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на учащегося.

1.3 Далее следует повторная консультативная встреча с родителями (или лицами их заменяющими) и педагогами с целью доведения до их сведений результатов диагностики, разъяснения этапов коррекционной программы, включение родителей (лиц их заменяющих) и учителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ развития ребёнка.

    2.  Организационно-методический этап.

    Проведение консилиума с целью  формирования коррекционных групп, составление комплексных программ развития. В его работе принимают участие: зам. директора по УВР, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач, классный руководитель, социальный педагог. Обсуждение строится  на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребёнка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребёнка. В каждом отдельном случае разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов. Так, с ребёнком могут одновременно работать сразу несколько специалистов, или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: например психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребёнка для работы в группе дефектолога, логопеда и т .д.

     3.  Коррекционно-развивающий этап.

      На данном этапе, учитывая учебную нагрузку и особенности  детей, организуется коррекционно-развивающая работа специалистов с нуждающимися учащимися. При этом важно не перегрузить ребёнка, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы:

  • коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребёнка  ( проводит педагог-психолог);
  • коррекционная работа с познавательной сферой ребёнка (осуществляют педагог-психолог, учитель-дефектолог, педагоги дополнительного образования);
  • коррекционная работа по формированию базовых умений и навыков (проводит учитель-дефектолог);
  • коррекционная работа с речевыми нарушениями (ведёт учитель-логопед);
  • ЛФК (медицинский работник школы).

     4. Контрольный этап.

Проведение текущей диагностики  и промежуточных консилиумов с целью отслеживания динамики развития наиболее сложных детей. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития отдельных учащихся, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная) и т.п. , решается вопрос об адекватных формах обучения.

     Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учётом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

     

5. Итоговый этап.

По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.

     По результатам деятельности консилиума оформляется документация:

  1. Протоколы заседаний консилиума.
  2. Протокол первичного обследования ребёнка (находится у специалистов);
  3. Представления на учащихся;
  4. Заключение ШПМПк
  5. Индивидуальный коррекционный образовательный маршрут

Таким образом, специалистами осуществляется сопровождение обучения детей школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе ШПМПк за I полугодие 2013\2014 уч.года

Материалы к семинару в НМЦ. Отчёт о проделанной работе в форме аналитической справки....

Аналитический отчёт о работе ШПМПК МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год

Аналитический отчёт о работе ШПМПк по сопровождению детей с ОВЗ...

План работы ШПМПк на 2012/2013 учебный год

План работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида...

План работы ШПМПк на 2013/2014 учебный год

План работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида...

План работы ШПМПк на 2014/2015 учебный год

План работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ...