СБО рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа (9 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 9 класс (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_programma_9.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 9)

(УО )

Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка

       Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на  основе  программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов (в год), в авторской программе –  2 часа в неделю (68 часов (в год)

По  учебному плану школы  в 9 классе   отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).  

      Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет распределения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.  Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.,

Социально-бытовая ориентировка. 9 класс : рабочая тетр.для учащихся спец. (коррекц.) шк. / З.Н.Миронюк, Н.А.Ивершина – М. :  Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 40 с., ил.

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,

Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа  VIII вида).

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка: Учебное пособие. 9 класс.  Для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 78 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с. 

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 9 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 36 с. : ил. 

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков  (носят индивидуальный характер),  дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).

Программа адресована учащимся 9 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для девятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться  с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, биология, география, ИЗО, история, обществоведение, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в ОУ. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цвето и пространственного восприятия, восприятия окружающего мира и общества в его многообразии.  Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки социального самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • о вредном воздействии алкоголя и наркотиков, курения на организм человека;
  • размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;
  • средства для выведения пятен в домашних условиях;
  • общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др;
  • санитарно-гигиенические требования  и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен;
  • способы приготовления национальных блюд;
  • правила сервировки праздничного стола;
  • меню ребёнка ясельного возраста;
  • культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
  • правила приёма гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита);
  • правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
  • требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
  • правила сохранения жилищного фонда;
  • основные маршруты самолётов;
  • службы аэровокзала;
  • порядок приобретения и возврата билетов;
  • правила посадки в самолёт;
  • отделы рынка;
  • цены на отдельные товары;
  • отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах;
  • правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
  • правила получения денег за проданные вещи;
  • современные виды связи;
  • виды денежных переводов, их стоимость;
  • меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
  • правила ухода за больными;
  • условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больными);
  • местонахождение предприятий бытового обслуживания;
  • виды оказываемых ими услуг;
  • правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
  • профессии работников предприятий;
  • правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии);
  • виды и цели сбережений;
  • порядок помещения денег в сберкассу;
  • виды кредита, порядок его оформления;
  • виды страхования;
  • отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
  • учреждения и отделы по трудоустройству;
  • местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;
  • виды документов, необходимых для поступления на работу;
  • перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

    учащиеся должны иметь представления о:

  • необходимости поддержания физического здоровья;
  • современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.;
  • вреде курения для курящих и окружающих;
  • о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки;
  • стиле одежды и моде;
  • средствах выражения индивидуальности;
  • воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей;
  • диетическом питании;
  • порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;
  • морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях;
  • распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
  • назначении авиатранспорта;
  • назначении ярмарки, рынка, их отличая от магазина комиссионной торговли, скупки, уценённой торговли;
  • кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций;
  • назначении предприятий бытового обслуживания;
  • значении и характере культурных потребностей;
  • значений экономии в домашнем хозяйстве;
  • значении кредита, страхования.

учащиеся должны уметь:

  • подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;
  • определять стиль одежды;
  • пользоваться журналом мод;
  • рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
  • выводить пятна различными способами и средствами;
  • готовить национальные блюда;
  • сервировать праздничный стол;
  • готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;
  • готовить отдельные диетические блюда;
  • анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
  • встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма гостей;
  • анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
  • соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;
  • расставлять мебель в квартире (на макете);
  • подбирать детали интерьера;
  • ориентироваться в расписании;
  • определять маршрут и выбирать транспортные средства;
  • выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;
  • вежливо обращаться к продавцу;
  • подсчитывать стоимость покупок;
  • заполнять бланки почтового и телеграфного переводов;
  • оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг;
  • одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребёнка);
  • измерять температуру;
  • ставить горчичники (на куклу);
  • перестилать постель лежачего больного;
  • обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания;
  • планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
  • соблюдать правила экономии;
  • заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу;
  • соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
  • заполнять анкету;
  • писать заявление, автобиографию;
  • составлять заявки на материалы, инструменты;
  • писать расписку, докладную записку;
  • обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

0

3

2

ОДЕЖДА

0

9

3

ПИТАНИЕ

0

6

4

СЕМЬЯ

0

5

5

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

0

4

6

ЖИЛИЩЕ

0

6

7

ТРАНСПОРТ

0

7

8

ТОРГОВЛЯ

0

5

9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

0

4

10

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

0

4

11

УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

0

3

12

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

0

7

13

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО

0

5

Итого:

0 часов

68 часов

В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...

Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с ум...

Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)

Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)...