Индивидуально-образовательный маршрут (ИОМ)
статья на тему

Крылова Ирина Николаевна

дается определение, принципы построения, этапы реализации, алгоритм построения ИОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Принципами построения ИОМ мы считаем следующие:

  1. Принцип систематической  ступенчатой диагностики.

Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно только на основе специальных данных психолого-педагогической диагностики. Поэтому педагогическая и психологическая диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.

  1. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.

Организация обучения детей будет иметь реально индивидуально-дифференцированный характер, если на основе полученных диагностических данных будут определены оптимальные для данного ученика формы и методы педагогического воздействия.

  1. Принцип контроля и корректировки.

В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя психолого-педагогические методы и формы работы с ними в случае их неэффективности.

4. Принцип систематичности наблюдений

Этапы реализации ИОМ

Этапы

Формы и способы деятельности

Практический выход

Диагностический

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

материал для исследования

Аналитико –исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам

информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

  1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
  2. Выбор форм и способов работы.
  3. Сроки.
  4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.
  5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика

Коррекционный

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету.

ликвидация пробелов по предмету

Итоговый

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития  и способностями к обучению.

Опираясь на опыт разработки ИОМ старшим научным сотрудником института  коррекционной педагогики РАО, Москва (А.В.Закрепиной), мы определили следующую структуру ИОМ. Она состоит из трех основных частей. В первой части даются общие рекомендации к проведению уроков с учащимися; вторая часть раскрывает содержание коррекционной работы с ребенком; третья часть посвящена работе с родителями.

 1 часть индивидуально – образовательного маршрута.

2 часть  ИОМ: Коррекционная работа

3 часть  Работа с родителями

Алгоритм построения ИОМ

  1. Сформулируйте образовательную цель.

Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть  конкретной, т.е :

  • на определенный срок;
  • по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
  • на выбор способов получаемого образования после школы.
  1. Определите задачи - пути достижения цели. Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
  • на определенный срок;
  • по конкретным видам деятельности;
  • по отдельным предметам.
  • 3.  Выберите формы и методы обучения, которые помогают эффективно усваивать учебный материал.
  • поиск и применение наиболее эффективных способов  обучения;

Какие формы и методы контроля вы будете использовать?

-    Как часто будете осуществлять контроль;

  • каким способом лучше проверять знания по отдельным предметам;

5. Познакомьтесь с учебным планом  на этот учебный год

Проанализируйте полученные результаты, соотнесите с поставленными задачами и внесите изменения в ИОМ.

 6. С  ИОМ учащихся познакомить родителей.

 

Этапы реализации:

Формы и способы деятельности

Практический выход

Диагностический

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

материал для исследования

Аналитико –исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам

информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

  1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
  2. Выбор форм и способов работы.
  3. Сроки.
  4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.
  5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика

Коррекционный

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету.

ликвидация пробелов по предмету

Итоговый

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

      Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных

контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

     Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.

     На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.

     ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

 

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

     Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

     Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

     Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

    В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

     Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  3. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  4. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

     Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

    ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

     Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

       В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

      Я считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

       целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

       содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

       технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

       диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

       результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения

В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"

Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...