Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения
статья по информатике и икт по теме

Злобина Наталья Сергеевна

В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.С. Злобина, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 им. Н.Н. Колокольцова», п. Малиновка

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения [2].

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп:

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне, поможет школьнику подготовиться к сдаче ЕГЭ на повышенном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. В элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа « курс повышенного уровня».

3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Такие курсы могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам [3].

Элективные курсы, связанные с применением информационных технологий, всегда вызывают большой интерес. Каждый школьник сейчас понимает, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь, что владение им значительно помогает в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Обучающимся нравится получать новые знания, совершенствовать навыки работы с компьютером, видеть конкретный результат своих трудов после выполнения практических работ.

Для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов мною была разработана и предложена программа элективного курса «Информационные технологии в издательской деятельности» (8 часов).

Основы издательского дела можно изучить с помощью текстового процессора Microsoft Office Word. Конечно, выпуск солидного многотиражного издания требует работы со специальными издательскими программами (одна из них Adobe PageMaker). Но для эффектного оформления информационного листка или бюллетеня, школьного журнала или газеты Microsoft Office Publisher является наиболее подходящей системой.

Данный курс уже преподаю второй год и обучающиеся с удовольствием осваивают программы Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher.

В ходе изучения курса ребята развивают свои творческие способности, учатся обрабатывать изображения, верстать страницы и могут попробовать себя в профессиях оформителя, компьютерного дизайнера, верстальщика школьной газеты. На последнем занятии обучающиеся выполняют творческое задание — создание информационного бюллетеня или издание газеты.

Элективные курсы по информатике способствуют развитию интереса учащихся к информационно-коммуникационным технологиям, повышают компьютерную грамотность, расширяют кругозор, повышают интеллектуальный уровень. А главная задача каждого педагога — научить ученика добывать знания, в том числе и с помощью компьютера.

Элективные курсы способны во многом компенсировать достаточно ограниченные возможности базового и профильного курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как могут быть сориентированы на интересы и склонности учащегося [1]. И одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

Литература

  1. Алексеева Г.И. Некоторые особенности региональной методической системы профильного обучения (на примере информатики). / Г.И. Алексеева // Информатика и образование. – 2008. - №4 .
  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с.
  3. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения / Л.И. Гультяева // Информатика. – 2007.-№3
  4. http://minobr.sakha.ru/iro/kcenter/5dapk/d_6_01.htm



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30

им. Н.Н. Колокольцова»

Утверждено:

Директор школы №30

_________ Лехтина Л.П.

«___»_________200__ г.

Рабочая программа

по курсу «Информационные технологии в издательской деятельности»

 9 класс

( 8 часов, по 1 часу в неделю)

Учитель информатики:

Злобина Н.С.

Обсуждено на заседании МО

учителей информатики

протокол №_______

от «___» __________ 200__г.


Пояснительная записка

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг теперь становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений.

Каждый из учащихся несколько раз в год пишет реферат или доклад на заданную учителем тему. Студенты пишут курсовые и дипломные работы. Конечно, качество работ бывает разным, но лучшие из них преподаватели могут использовать в работе с другими учащимися. В этом случае становится актуальным вопрос о публикации работ.

Основы издательского дела можно изучить с помощью текстового процессора MS Word. Конечно, выпуск солидного многотиражного издания требует работы со специальными издательскими программами (одна из них Adobe PageMaker). Но для эффектного оформления информационного листка или бюллетеня, школьного журнала или газеты MS Publisher был и остается наиболее подходящей системой.

Данная программа входит в сборник: Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке / Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А. Обуховой.- М.: 5 за знания, 2005. – 112 с. – (Электив). Планирование составлено на основе разработки курса «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности» – Г.А. Андреещева, С.А. Воронина, Л.А. Бачурина.

Цель: формирование практических навыков работы с программой Microsoft Office Publisher.

Задачи:

  1. Дать первоначальные знания основ издательской деятельности;
  2. Научить работать с иллюстрациями, устанавливать параметры;
  3. Научить верстать страницы;

Курс предназначен для учащихся 7 - 8 классов, рассчитан на 8 часов: теория - 1 час, практика – 7 часов.

Программа элективного курса является предметно-ориентированной.  

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны знать:

  1. Основы компьютерной верстки;
  2. Основные правила ввода и редактирования текста;
  3. Технологию работы с иллюстрациями;

Учащиеся должны уметь:

  1. Осуществлять ввод, редактирование и форматирование текста;
  2. Создавать документ на основе шаблона документа;
  3. Создавать колонтитулы и нумерацию страниц;
  4. Создавать верстку двухколонной и трехколонной полос;
  5. Вставлять иллюстрации и изменять их размеры.

Элективный курс носит практический характер: 1 час теория и 7 часов практика. После изучения данного курса, учащиеся должны выполнить творческую работу – проект «Информационный бюллетень».

Минимальные требования к аппаратному и программному обеспечению:

На компьютерах должны быть установлены программы  Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Adobe Photoshop CS.

  1. Процессор: Intel(R) Celeron(R) CPU1.70 GHz;
  2. Видео адаптер: Intel(R) 82845 Graphics Controller;
  3. ОС Microsoft Windows ХР;
  4. Емкость: 40Гб;


Структурирование программы


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Основы компьютерной верстки

1

1

2

Издательское дело в среде текстового процессора Word

1

1

Практическая работа № 1

3

Обработка графики

2

2

Практическая работа № 2

4

Работа в Microsoft Office Publisher

4

4

Практическая работа № 3-6, творческая работа (проект)


Содержание программы

Тема 1. Основы компьютерной верстки

1. Основы компьютерной верстки. Объекты печатного издания. Оформление документов. Бланки. Основные форматы потребительских бумаг. Стандартные размеры полей, устанавливаемых в документах.  

Тема 2.  Издательское дело в среде текстового процессора Word

2. Работа в текстовом процессоре. Основные правила ввода и редактирования текста. Практическая работа №1 «Форматирование текста».

Тема 3. Обработка графики

  1.  Изменение размеров и свойств изображения. Сканирование фотографий. Сохранение изображений. Практическая работа № 2 «Изменение свойств изображения (яркость, контраст, цветовой баланс)».

4. Работа со слоями. Способы создания слоя. Параметры слоя. Связывание слоев. Текстовые слои. Спецэффекты на слоях. Практическая работа № 3 «Работа с документами, имеющими слои».

Тема 4. Работа в Microsoft Office Publisher

5. Работа с шаблонами и мастерами. Создание документа на основе макета публикаций. Цветовые схемы. Шрифтовые схемы. Практическая работа № 4 «Работа с макетом публикаций».

6 - 7. Макетирование страниц. Создание колонтитулов, нумерация страниц. Стилевое оформление документа, создание оглавлений. Многоколоночная верстка. Вставка иллюстраций. Совместное размещение графики и текста. Практическая работа №5-6 «Верстка страниц».

8.  Проект «Информационный бюллетень».


Перечень ключевых слов

Редактирование, форматирование, макетирование, яркость, контраст, цветовой баланс, слои, макет публикаций, цветовые схемы, шрифтовые схемы, колонтитулы, сноски, колонки, верстка.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Сроки изучения

Коррекция

Тема 1. Основы компьютерной верстки

1

1

Основы компьютерной верстки

1

Тема 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word

1

2

Работа в текстовом процессоре

1

Тема 3. Обработка графики

2

3

Изменение размеров и свойств изображения

1

4

Работа со слоями

1

Тема 4. Работа в Microsoft Office Publisher

4

5

Работа с шаблонами и мастерами

1

6-7

Макетирование страниц

2

8

Проект «Информационный бюллетень»

1

Итого

8


Литература для учащихся

  1. Власенко С., Маленкова А. Word 97 в вопросах и ответах. - СПб.: ВН- Санкт - Петербург, 1997-336 с
  2. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.: ил.
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке / Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А. Обуховой.- М.: 5 за знания, 2005. – 112 с. – (Электив).
  4. Келби С. Хитрости и секреты работы в PhotoShop 7.: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.– 288 с.
  5. Роуз К. Освой самостоятельно Adobe PhotoShop 6 за 24 часа.: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.– 384 с.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов /  Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.: ил.
  7. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /  Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.

Литература для учителя

  1. Ахметов К. Новейший самоучитель работы на компьютере. Стартуем с  Windows ХР – М.: ТехБук, 2004.– 384 с.
  2. Власенко С., Маленкова А. Word 97 в вопросах и ответах . - СПб.: ВН- Санкт - Петербург, 1997-336 с
  3. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.: ил.
  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке / Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А. Обуховой.- М.: 5 за знания, 2005. – 112 с. – (Электив).
  5. Келби С. Хитрости и секреты работы в PhotoShop 7.: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.– 288 с.
  6. Роуз К. Освой самостоятельно Adobe PhotoShop 6 за 24 часа.: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.– 384 с.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов /  Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.: ил.
  8. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /  Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивность деятельности учителя в условиях профильного обучения

Продуктивность деятельности учителяв условиях профильного обучения(методическая работа представлена в форме мультимедийной презентации)...

Социальное становление школьников в условиях профильной экологической смены

Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является инт...

Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности

Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают т...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения

1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория)     2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....

Личностно ориентированное воспитание старшеклассников в условиях профильного обучения

Данная работа содержит анализ воспитательной работы в старших классах в условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Статья содержит рекомендации для классного руководителя  по созданию бл...