Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-ц ".
план-конспект на тему

Навдаева Татьяна Ивановна

Занятие направлено на дифференциацию звуков в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-ts.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дифференциация звуков с-ц.

Цель урока:

                    Научить различать звуки с-ц в устной и письменной речи

                     

 Задачи урока:

 Образовательные:

                    - закрепить  дифференциацию звуков «С-Ц» в словах устной и письменной речи.

        - укрепить мышцы языка путем проведения артикуляционной гимнастики;

                   - развивать навык звукового анализа и синтеза.

   

Коррекционно – развивающие:

                   - способствовать  развитию фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления через выполнение дидактических игр и упражнений;

                   - расширить словарный запас по теме «Птицы» и  путем введения и использования нового термина: полярник;

                    - развитие мелкой моторики рук путем проведения пальчиковой гимнастики.

                   

Воспитательные:

                   -воспитывать самостоятельность,  интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки-задания, презентация.

Ход занятия

I Организация начала урока

Логопед: Давайте  представим  себе, что мы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное – то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. Можете ли вы сказать, как выглядят эти цветы? У меня тоже есть такой волшебный цветок. Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Тогда в путь! Отгадайте, что за сказка.

С грядки старушка цветок сорвала.

Девочке Жене его отдала.

В его лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила…

Что надо сказать, лепесток отрывая,

И как называется сказка такая?

- Как же называется эта сказка? Мы с ней знакомились.

- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок  «цветик-семицветик».

- Лепестки эти не простые, а волшебные.

II. Речевая гимнастика

- Чтобы получить волшебную силу этого цветка, нужно было произнести слова

                 Лети, лети, лепесток,

                 Через запад, на восток,

                 Через север, через юг,

                 Возвращайся, сделав круг,

                 Лишь коснешься ты земли,

                 Быть по-моему вели.

-Ну вот мы и в сказке.

- Какие первые звуки в этих словах?

III. Сообщение темы и цели занятия.

-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки с-ц в устной и письменной речи.

Логопед: Женя поблагодарила старушку за цветок, вышла за калитку и тут вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя оторвала лепесток, бросила его и сказала волшебные слова. Давайте поможем найти ей дорогу домой. А для этого выполним артикуляционную гимнастику.

IV. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

а) «Заборчик»

б) «Киска сердится» (Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам).

в) «Почистим зубы» (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).

г) «Заморозим подбородок» (Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе).
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

- Характеристика звуков

«С» - согласный, глухой, твердый

«Сь» - согласный, глухой, мягкий

«Ц» - согласный , глухой (проверить тыльной стороной руки под подбородком), всегда твердый

V. Дифференциация звуков «с» - «ц» в слогах, словах.

а) Логопед: С нашей помощью Женя быстро оказалась дома. Ей захотелось поставить цветок в вазу. Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. А в это время за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать их, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и разбилась.

- Как вы думаете? Что бы сказали её родители, бабушки? Как бы они отнеслись к её поступку? (беседа)

-Но всего этого в сказке не было.  А было другое. Она опять оторвала лепесток, прошептала волшебные слова, чтобы ваза вновь стала целой.

- Скажите, а вороны это кто? (Птицы)

-Каких птиц вы еще знаете? Какое время года? Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)

-Давайте выполним задание на интерактивной доске (спугните с полянки тех птиц, в названии которых есть звук «ц»)

б) Логопед: А что же случилось дальше с нашей героиней? Женя пошла гулять во двор, а там мальчики играли в героев-полярников.

-Кто такие полярники?  

Словарная работа.

Полярники – это люди, которые живут и работают на севере, участники полярных экспедиций.

Она попросила их принять в свою игру, но они сказали, что девочек на Северный полюс не берут.  И тогда Женя оторвала еще один лепесток и проговорила волшебные слова. И мы вместе с Женей переместимся туда на волшебных шарах. Для этого вам нужно составить из слогов слова (задание на интерактивной доске)

-И вот Женя оказалась на северном полюсе, а там мороз – 100 градусов. Давайте вместе с девочкой выполним физминутку, чтобы согреться.

Физминутка  «Зимняя прогулка»

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Катю кинули снежком (произвольные движения),

В Дашу кинули снежком,

В Артема  кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

в) Логопед: Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала еще один лепесток и закричала, что есть мочи: «Лети, лети…» И в тот же миг очутилась  на детской площадке. Только с мальчиками решила больше не водиться, а пошла к девочкам. Она увидела у них разные игрушки. Давайте ей поможем разделить на две группы все игрушки. Если в названии есть звук «Ц» , то отнесем влево, если звук «С», то вправо. Молодцы!

Слова: сова, курица, ножницы, часы, цветок, слон, собака, цапля…

г) Логопед: И тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться. Но что случилось  с мальчиком? И Женя решила ему помочь. Девочка бережно оторвала лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток…».  В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей прыгать, смеяться и рисовать в тетрадях. Хороший поступок совершила Женя? И мы тоже сейчас сделаем работу в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика  «Цветок»

Наши нежные  цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши нежные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

д) Работа в тетрадях.

Задание: вставить нужный слог (са-ца, со-цо, сы-цы)

Ко…, ро…, пти…, больни…, колба…, пятни…,пугови…, ов…, …поги, …молет, о… .

Коль…, коле…, яй…, ли…, …бака, …вы, …ня.

Ко…, ро…, ве…, ча…, певи…., пти…., …плёнок, пугови…, у…, ов… .

VI. Итог занятия.

-Чему мы научились на  занятии? (Научились различать звуки с-ц в речи)

Логопед:

Сказка закончилась, а вместе с нею иссякла волшебная сила, которую подарил нам цветок в начале занятия. А без волшебной силы невозможно путешествовать по сказкам. Поэтому мы снова оказались в обычном пространстве. У нас остался один лепесток, и я предлагаю всем присутствующим здесь загадать желание, проговорить те волшебные слова, которые не раз звучали в ходе нашего занятия, и думаю, что все у вас получится. Большое спасибо и приятного всем отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"

Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...

Конспект занятия по постановке звука П

В конспекте даны методические рекомендации логопедической коррекции для ребенка с ринолалией...

Конспект занятия по грамоте "Звук и буква Ш"

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Звук и буква Ш. По мотивам русской народной сказки "Теремок"...

Конспект занятия по автоматизации звука "р"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...