Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике.
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Математика имеет как практическое, так и учебно-познавательное значение. Математические знания, приобретенные в начальных классах, нужны в повседневной жизни, при изучении других дисциплин, для понимания сообщений средств массовой информации. Существенным на начальном этапе является овладение вычислительными умениями и навыками.

Ценными дидактическими играми есть те, которые требуют от учащихся самостоятельности. Для ребенка с особыми потребностями характерна разочарование в своих силах, знаниях. И чтобы сформировать уверенность, самостоятельность, следует подбирать дидактические игры, которые бы развивали математические представления и формировали личность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_matematike.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования дидактических игр на занятиях по математике.

Математика имеет как практическое, так и учебно-познавательное значение. Математические знания, приобретенные в начальных классах, нужны в повседневной жизни, при изучении других дисциплин, для понимания сообщений средств массовой информации. Существенным на начальном этапе является овладение вычислительными умениями и навыками.

Ценными дидактическими играми есть те, которые требуют от учащихся самостоятельности. Для ребенка с особыми потребностями характерна разочарование в своих силах, знаниях. И чтобы сформировать уверенность, самостоятельность, следует подбирать дидактические игры, которые бы развивали математические представления и формировали личность

Если ученику трудно дается математика, нужно подобрать посильная для него задачи. Выполнения небольшого задания активизирует на выполнение сложного. Детям, которые успешно усваивают математические знания, даю сложные задачи. Например, при проведении игры «Интересные квадраты» сначала предлагаю вычислить полные квадраты. В квадратах суммы чисел любого горизонтального, вертикального ряда и любой диагонали - одинаковы. Учащиеся должны определить сумму ряда чисел. Слабым ученикам подбираю такие примеры, которые не требуют сложных мыслительных операций: 8 + 2 + 5. Сильнее детям предлагаю сложные примеры5. Побеждая в этой игре, слабые ученики начинают верить в свои силы, знания и активизируют умственную деятельность на вычисление примеров сложной конструкции.

Развивать представления о времени помогают игры «Когда это бывает?», «Займи свое место», «Что изменилось?», «Дни недели». При их проведении использую картинки, это изображены разные времена года, различные виды деятельности человека в течение дня, карточки, где записаны названия времен года, месяцев, дней недели, мяч. Цель игр - закрепить представление о времени, год, месяц, неделю и уточнить сведения о времени.

Дидактические игры провожу в процессе устного счета, повторения ранее приобретенных знаний, ознакомление с новым материалом и его закрепления. Каждая игра развивает, формирует, уточняет, совершенствует пространственные, вычислительные, графические, временные представления ребенка с особыми потребностями.

Математические игры помогают быстро изучить и закрепить знания таблицы умножения, извлечь соответствующие случаи деления.

Игра «Помоги белочке собрать грибы»

По ветки, по тоненьких,

Пока день еще не погас,

Сыроежки и опята

Белка сушит впрок.

Учитель просит детей помочь белочке отобрать самые вкусные грибы.

Игра "Кто быстрее?"

Ученики преподают разные варианты состава числа. Игра «Магазин»

Игра «Молчание»

Учитель показывает карточку с числом, а дети - соседей или предварительное или последующее число.

Игра «Дорисуй фигуру»

Игра «Закончи пример»

Игра «Кто стоит?"

5-6 учеников называют свои имена. Кто стоит впереди? После? Перед? Между?

Игра «Какое число задуманное?"

Задуманное число на 2 больше 5. Ответ дети показывают на веерах или карточках.

Игра «Найди свою пару»

Учитель раздает карточки с цифрами, дети ищут пару, чтобы дополнить число до 10.

Игра «Веселая Счет»

На трех одинаковых таблицах размещены цифры от 1 до 10 в произвольном порядке и разные по размеру. Трое учеников соревнуются в скорости названия чисел в порядке возрастания или убывания.

Игра «Добери фигуры по размеру» 

Материалы: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) разных размеров или другие мелкие предметы, карточки с изображениями предметов и т.п..

Учитель предлагает ученикам с каждого ряда по одному разделить фигуры на 2 или 3 группы по размерам. Лучше, когда все ученики примут участие в игре.

Игра «Найди ошибку»

Материалы: карточки с примерами и числами, таблица, наборное полотно.

Учитель вывешивает на доске таблицу с записями и предлагает найти ошибку. Можно вместо таблицы сделать соответствующие записи на доске или выставить карточки на наборном полотне.

Игра «Много - мало - один»

У каждого ученика на парте лежат счетные палочки (или любой другой материал: карандаши, геометрические фигуры, картинки с изображением разного количества предметов и т.п.).

Учитель называет слово: «много», «мало», «один», а учащиеся должны молча показать соответствующее количество предметов.

Игра «Цепочка»

Один ученик называет пример, вычисляет его и вызывает другого ученика, который должен сказать другой пример, не повторяя предыдущего.

Для развития у учащихся умения решать задачи практикую решения пар задач, которые можно сравнивать между собой:

1. На нахождение суммы и на увеличение числа на несколько единиц.

2. На нахождение остатка и на уменьшение числа на несколько единиц.

3. На увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц.

4. На нахождение суммы и неизвестного слагаемого.

5. На нахождение суммы и на сравнения.

Ребенок 6-7 лет одновременно тяготеет к двум видам деятельности: игровой и учебной. Учебная деятельность вызревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В течение урока можно ввести 2-3 кратковременные игровые ситуации различной продолжительности, а можно весь урок построить в виде сюжетно-ролевой игры.

В систему дидактических игр включаю такие игры:

- на формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

- на восстановление, дополнения целого;

- изъятие «лишних»;

- игры-инсценировки;

- игры-конструирование, ролевые игры с элементами сюжета.

Предпочтение отдаю таким играм, которые предусматривают участие большинства детей группы, быстрый ответ, сосредоточение произвольного внимания.

Графические диктанты (говорю, в какую сторону и на сколько проводить линию, а дети выполняют, не отрывая карандаша от бумаги, затем самостоятельно продолжают узор). Детям сложно овладевать этими знаниями. Использую такие приемы:

- показ образца («делай, как я»);

- проговаривание вслух порядка действий (дети по очереди рассказывают друг другу, как выполнять задания);

- перед началом работы кто-то из детей повторяет вслух последовательность действий.

Дидактическая игра - это практическая групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применения методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку. Во время игры у ученика возникает мотив, суть которого заключается в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Итак, система действий в игре является целью познания и становится непосредственным содержанием сознания  дошкольника.

Эти игры хорошо помогают в улучшении памяти, внимания, сообразительности, умения классифицировать предметы, сравнивать их, обобщать, дифференцировать. Определяют четыре требования, без учета которых нельзя считать определенную учебную деятельность учащихся дидактической игрой:

- элемент ожидания неожиданности - появление, исчезновение, поиск и нахождение, непредвиденное повторения действия в игре и т.п.;

- элемент загадки, интригующий детей, стимулирует их творческую фантазию, мобилизует детский опыт;

- элемент движения;

- элемент соревнования.

Игра является дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с интересом. Высокая эффективность дидактической игры несомненна. И учитель, и дети работают с использованием игровых материалов веселей, а главное - значительно продуктивнее. Это происходит потому, что во время игры задействованы глубинные психологические механизмы, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала.

Первый механизм - высокая внутренняя мотивация к деятельности. В процессе игры дети работают с огромным эмоциональным подъемом. Второй - раскованность познавательных действий ученика. Каждый имеет право на ошибку, не является трагедией, и которую учитель не осуждает.

Органичное сочетание игры и обучения способствует также всестороннему развитию, формированию интереса к знаниям.

Педагогический поиск учителя-практика должна всегда опираться на достижения современных учебных технологий, направленных на развитие творческих сил, способностей и склонностей личности, к которым прежде всего относятся дидактические игры.

Главным в учебном процессе становится переориентация с пассивных форм обучения на активную творческую работу как учеников, так и учителей, а этого невозможно достичь без использования дидактических игр.

Игра, как известно, является самой любимой деятельностью для младших школьников. Еще Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается деятельности и к тому же серьезной деятельности. С первых же уроков приучайте ребенка любить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении ».

Именно в играх начинается свободное общение ребенка с коллективом класса, взаимопонимания между учителем и учеником. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда знаний. Удовлетворяя свою естественную неустанный потребность в деятельности, в процессе игры, ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступно ей в окружающей действительности, не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию.

В игре полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.

В. Сухомлинский говорил, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития, сравнивал игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий с искрой, которая зажигает огонек любопытства. Итак, игра должна быть не эпизодом, а проходить через всю жизнь ребенка. Ведь игра - это творчество, игра - это труд, а труд - путь детей к познанию мира

Литература

1. Артемова Л.В. Учись играя. - М.: Знание, 2000.

2. Бадер В. Развитие речи во время работы над предложением / / Урок украинской. - 2001. - № 6.

3. Бигич А. Б. Упражнения по обучению технике чтения и письма на украинском языке в начальных классах. - М.: Ленвит, 2006.

4. Беляев А. М. Методика изучения украинского языка в школе. - М.:, 2002.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игрьи в школе. - М.: Наука, 2001.

6. Варзацькои Л. А. Методика развития связной речи младших школьников. - М.: РНМК, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 2. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 3. Задачи на четность

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактический потенциал и особенности использования стихотворений при обучении школьников младших классов английскому языку

Настоящая статья посвящена рассмотрению дидактического потенциала и особенностей использования стихотворений при обучении детей младших классов английскому языку. Кратко проанализировано содержание по...

Статья "Особенности использования дидактических игр с детьми-сиротами в инклюзивной образовательной среде"

Под инклюзивным образованием – понимают процесс развития общего образования для всех детей, имеющих разные потребности в обучении и воспитании. В основу инклюзивного образования положена и...