индивидуальная программа коррекции агрессии
рабочая программа (8 класс) на тему

Сухомлина Елена Викторовна

16

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_krikunov_16god.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

 ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Индивидуальная адаптированная  программа

коррекции агрессивности

обучающегося, воспитанника  8 класса

 Крикунова Александра Алексеевича

2016 г.

Составила:  Сухомлина Е.В.


Пояснительная записка

Теоретические основы работы с агрессивным подростком.

"Агрессия" - от латинского "agressio" означает "нападение", "приступ".
         Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

 Агрессивность  проявляется более чем в течение  6 месяцев.  В  поведении проявляются  следующие признаки.

Подросток:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять задания учителя на уроках и переменах.
  4. Часто специально раздражает окружающих.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6.  Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен
  8.  Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Подростку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога, социального педагога  или врача.         

Портрет агрессивного подростка

   Нападает на остальных детей. Обзывает их. Намеренно ищет грубые выражения, становится для всего детского коллектива, источником огорчений. Агрессивный подросток, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный подросток  часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу подростка уверенность, что его не любят.

Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед  подростком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный подросток, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, учителя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего он добивается   и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Подросток не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона.

Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.  Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Предназначение программы.

     Данная  программа   разработана для индивидуальной    работы с агрессивными обучающимися.

Занятия проводятся согласно учебному плану 1 час в неделю, продолжительность занятия от 25 до 40 минут, не более двух упражнений.

Задачи и средства коррекции  агрессивности

  • Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки

       ученика;

  • Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений;
  • Формирование у  подростка моральных представлений;
  • Тренаж психомоторных функций;
  • Снятие чрезмерного напряжения и тревожности;
  • Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении;
  • Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
  • Обучение ауторелаксации.

   Методы:

 Наглядные - использование картинок, презентации «Эмоции: грусть, печаль, радость,

 спокойствие»

 Практические – упражнения, рисование.

 Словесные - объяснение, беседа, примеры литературных героев.

Технические средства – магнитофон

Основные направления работы

Психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие:

- эмоций печали, радости, грусти, спокойствия и т.д.;

-  обучение ауторелаксации, тренаж психомоторных функций.

- коррекционные упражнения, направленные на снятие чрезмерного напряжения и тревожности

  ребенка, на снятие страха, неуверенности, склонности к негативным    реакциям.  

- формирование самосознания адекватной самооценки ученика;

Этапы программы:

I. Диагностический: Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее развитие. Исследование психических функций. Заключение

II. Коррекционный

- развитие навыков общения, игровых умений и навыков адекватного, конструктивного поведения, регуляции социальных отношений;

III. Отслеживание динамики в развитии (после коррекционных занятий).                                                

В результате данная программа  поможет  подростку в  обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.  Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие подростки  не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Минимальные требования к оснащению учебного процесса.

Необходимым элементом каждого занятия является ритуал приветствия в начале занятия и получение «обратной связи» в конце занятия.

Учебно-методические компоненты: рабочая тетрадь для ученика, альбом, тесты, картинки, карандаши, фломастеры,  набор игр и упражнений, игрушки, методические рекомендации для родителей.


Программа по коррекции  агрессивности

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 3-х направлениях: 

1 направление.       Работа с гневом.

         Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

Рекомендации:

 1. Нарисовать обидчика.  Например, в ситуации, когда подросток рассердился на сверстника и обзывает его,  можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет.

  1. Комкать и рвать бумагу  
  2. Бить подушку или боксерскую грушу  
  3. Топать ногами
  4. Написать на бумаге все слова, которые хочет сказать, скомкать и выбросить
  5. Втирать  пластилин в бумагу или картонку
  6. Громко кричать, используя «стаканчик для крика», сделанного из ватмана и т.д.
  7. Пинать подушку ногой или консервную банку (из под «спрайта», «пепси»  и т.д.)
  8. «Листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Поиграть в игры: "Обзывалки", "Мешочек для криков", "Волшебная труба", "Стаканчик для криков", "Спортивные состязания".

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

2 направление.       Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

         Агрессивный подросток  не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

1. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно пользоваться упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации "Эмоции".

В кабинете, желательно иметь  плакат, где подросток обязательно перед началом занятий подойдет к нему и укажет свое состояние, даже если педагог не просит его об этом.

2. Можно научить подростка проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате.  

3. Еще один способ научить подростка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем - рисование.
Можно попросить сделать
рисунки на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда   при желании  можно подойти и завершить рисунок.

4. Необходимо научить подростка понимать себя, и прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть  скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если человек злится, он чаще всего определяет свое состояние так: "Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладоши чешутся и т. д.

      Мы можем научить подростка точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Обучение  распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Педагог может использовать и другие формы и методы:

  • проводить беседы с подростком
  • рисовать
  • играть

3 направление.       Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

      Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать Состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
      
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой подросток  получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.        Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если подросток швыряет в гневе вещи, В таком случае гораздо полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение "Я", а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему не убрал свои вещи?", можно сказать: "Я расстраиваюсь, когда в игровой  беспорядок".
      Таким образом, вы ни в чем не обвиняете подростка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует подростка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

Правила работы с агрессивным подростком.

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях.  Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать подростка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать подростку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.

  1. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  2. Учить брать ответственность на себя.    

   Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер.   Терпение и внимание к  подростку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет педагогам  наладить взаимоотношения с подростком.

 

Календарно - тематический план занятий


№ п/п

Тема

Содержание

занятия

Упражнения

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

Кол-во часов

1

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Упражнение «Прогноз погоды»

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

1 час

2

«Проблемы - на передний план» - правило взаимодействия в команде.

Упражнение «Камушек в ботинке»

Бумага, карандаши.

1 час

3

Работа с гневом и обидами

Упражнение «Шутливое письмо»

Бумага, карандаши, корзина для бумаг

1 час

4

Агрессия может быть конструктивной

Игра «Датский бокс»

Изоматериалы.

1 час

5

Что такое «Агрессивное поведение»

Упражнение «Агрессивное поведение»

Бумага, карандаши.

1 час

6

Снимаем напряжение

Упражнение «Безмолвный крик»

Изоматериалы.

1 час

7

Положительное лидерство

Упражнение «Король»

Изоматериалы.

1час

8

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение «Любовь и злость»

Изоматериалы.

1 час

9

Умение распознавать эмоциональное состояние

Упражнение «Пиктограммы»

Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции» (см. Приложение)

1час

10

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение «Ковер мира»

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.

1час

  

Приложение:

Занятие №1
Ритуал приветствия
«Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Обсуждение и принятие групповых правил.
Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.
  2. Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
  3. Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
  4. Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
  5. Активность.
  6. Искренность в общении.
  7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

Разминка: «Змейка»
Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику  и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник  и т.д.

«Прогноз погоды»
Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека. 
Материалы: Бумага и восковые мелки. 
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие. 
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое. 
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю. 
Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный "прогноз погоды", что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого. 
Рефлексия
1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2.Чему я сегодня научился?
"Самопохвала" 
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания в течении недели.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд.

Занятие №2
Ритуал приветствия
"Комплимент"
Упражнение описано в предыдущем занятии
Разминка:   "Камушек в ботинке" 
Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия : "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.    
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, удобно. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. 
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы ты сейчас хорошенько подумал, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы тебе. Скажи тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над…..". Расскажи мне, что еще тебя удручает. 

Рефлексия
1. Что я сегодня узнал нового о себе ?
2.Чему я сегодня научился?
"Самопохвала" 
Упражнение описано в предыдущем занятии.


Занятие №3
Ритуал приветствия
"Комплимент"
Обычный комплимент нужно закончить каким либо пожеланием
Разминка:  "Тень"
Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями. 
 "Шутливое письмо" 
Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять. 
Материалы: нужны бумага и карандаш. 
Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом. 
Попросите  прочитать своё письмо вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки".
Анализ упражнения:

  1. Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
  2. Что было при этом труднее всего?
  3. Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
  4. Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
  5. Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?
  6. Когда полезно смеяться над конфликтом?

"Самопохвала" Упражнение описано выше.


Занятие №4
"Приветствие" 

 "Как настроение?", "Как ты себя чувствуешь?", "Можем ли мы приступать к работе?" 
Разминка:  "Обзывалки"
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты - морковка!"
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"
Примечание: Игра полезна если проводить ее в быстром темпе. 
"Датский бокс" 
Цели: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность — с большим отчуждением от партнера. 
Инструкция:  расскажи мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? 
Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. 
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры? 
Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.
Рефлексия
1. Что нового для себя вы сегодня узнали?
2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком.
"Самопохвала" 
Упражнение описано выше.

Занятие №5
"Приветствие" 
Упражнение описано в предыдущем занятии.
 
Разминка:  "Путаница"
Участники становятся в круг 
Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три". 
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на "распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

  1. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  2. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Упражнение сплачивает группу, однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения. 
"Агрессивное поведение"
Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение. 
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку. 
Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.) 
А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? 
Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. 
На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи. 
Анализ упражнения:

  1. Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?
  2. Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?
  3. Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?
  4. Как ведет себя жертва агрессии?
  5. Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
  6. В чем проявляется равноправие между детьми?
  7. Как бы ты описал свое собственное поведение?

"Самопохвала" Упражнение описано выше.
Занятие №6

"Приветствие" 
Упражнение описано выше.
 
. Разминка с мячом
Участники группы садятся в круг. 
Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас. 
Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы. 
"Безмолвный крик"
Цели: Детям важно научиться даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Игра "безмолвный крик" помогает ребенку ощутить себя хозяином положения. Игра помогает детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения, а это — хороший фундамент для последующего размышления о том, как избавиться от проблемы, являющейся причиной этого напряжения. 
Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо... 
А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута.) 
А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил. 
Анализ упражнения:

  1. Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?
  2. Кого ты представил в образе твоего злого духа?
  3. Что ты кричал?
  4. Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

"Я хочу сказать "Спасибо"" 
Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать "спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: "Я хочу сказать "спасибо"..." 
Занятие №7
"Приветствие" 
Упражнение описано выше.
 
Разминка с мячом
Инструкция: 
Участники садятся по кругу 
"Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека". 
В
 случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: "Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?". После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние. 
Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в общении, с вербализацией этого состояния.

"Король" 
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в группе. 
Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? 
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем? 
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем. 
Анализ упражнения: 
— Как ты чувствовал себя, когда был королем?

  1. Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
  2. Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
  3. Что ты чувствовал, когда был слугой?
  4. Легко ли тебе было выполнять желания короля?
  5. Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
  6. Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

"Я хочу сказать "Спасибо"" 
Описание упражнения дано в предыдущем занятии 
Занятие №8
"Приветствие" 
Упражнение описано выше.
 
"Цвета" 
Участники группы садятся по кругу. 
Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет". 
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет. 
"Любовь и злость" 
Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать илюбовьи злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком. 
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза. 
Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.) 
А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки". (1-2 минуты.) 
А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.) 
Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.) 
Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении. 
Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в группе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: "Ты дурак!". Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте". Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие. 
Анализ упражнения:

  1. Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  2. А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  3. А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  4. Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  5. Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  6. Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  7. Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

"Я хочу сказать "Спасибо"" Описание упражнения дано в предыдущем занятии 
Занятие №9
"Приветствие" 
Упражнение описано выше.
 
"Кто начинает?" 
Все участники становятся по кругу. 
Инструкция"Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения. 
"Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ". 
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях. 
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи. 
"Пиктограммы" 
Необходимо вспомнить, что такое пиктограммы. 
Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение "Не влезай, убьет". Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни? 
После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

  1. Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: "Веселый праздник", "Глухая старушка", "Мелкий дождик", "Счастье". После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: "Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?".
  2. Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.
  3. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

Упражнение "радость" 
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?" 
В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо. 
Упражнение "ярость" 
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярости (см. приложение). После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает ярость?"
Далее занятие проводится по всем пиктограммам приложения.
"Я хочу сказать "Спасибо"" 
Описание упражнения дано в предыдущих занятиях. 
Занятие №10
"Приветствие" 
Упражнение описано выше.
 
Упражнение "Компот" 
Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое"
Когда участники встали — ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим. 
Условия:

  1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева.
  2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы.

(Игра повторяется 3—5 раз.)
Ковер мира 
Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. 
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное. 
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? 
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. 
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? 
После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": "Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы. Я напишу на нем имена всех учеников нашей группы, а вы должны мне помочь украсить его". 
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. 
Анализ упражнения:

  1. Почему так важен для нас "ковер мира"?
  2. Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
  3. Почему недопустимо применение в споре насилия?
  4. Что ты понимаешь под справедливостью?

"Я хочу сказать "Спасибо"" 
Описание упражнения дано в предыдущих занятиях.

Приложение №2

Разминки

Разминка, а также ритуалы приветствия и прощания  выбираются ведущим исходя из эмоционального и физического состояния группы.

1. "Змейка"
Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику  и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник  и т.д.
2. "Зеркало"
Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо  действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их.
3. "Тень"
Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями. 
4. "Обзывалки"
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты - морковка!"
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"
Примечание: Игра полезна если проводить ее в быстром темпе. 
5. "Цветочный дождь" 
Цели: Это краткое, но эффективное упражнение очень полезно детям уставшим, пережившим неприятности, трудные ситуации или неудачи. Прежде чем выбрать "героя" игры, спросите этого ребенка, готов ли он принять в подарок от участников группы нечто такое, что могло бы улучшить его настроение. Проводите это упражнение только тогда, когда ребенок согласится на это. 
Инструкция: Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс. Мы все можем помочь ему придти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, а мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным—крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики или другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить и источаемый ими аромат. (30-60 секунд.) 
Следите за выражением лица ребенка и время от времени стимулируйте процесс игры замечаниями типа: "Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Алеша успел им нарадоваться". Спросите отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнут. 
Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Алеша может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов? 
Завершите упражнение, спросив ребенка, стоящего в центре: "Достаточно ли цветов подарили тебе ребята?" 
А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места. Спасибо. 
6. "Путаница" 
Участники становятся в круг 
Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три". 
После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на "распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

  1. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  2. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Упражнение сплачивает группу, однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения. 
7. Разминка с мячом
Участники группы садятся в круг. 
Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас. 
Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы. 
Модификация 1 
Инструкция: 
Участники садятся по кругу 
"Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека". 
В
 случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: "Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?". После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние. 
Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в общении, с вербализацией этого состояния. 
Модификация 2 
Инструкция: 
Участники стоят по кругу. 
"Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, и все мы будем повторять движение каждого 3—4 раза, стараясь при этом вчувствоваться в состояние другого человека". 
Обсуждение и эффект этой модификации сходны с теми, что описаны в модификации 1.

8. " Цвета" 
Участники группы садятся по кругу. 
Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет". 
В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет. 
9. "Кто начинает?" 
Инструкция: 
Все участники становятся по кругу. 
"Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения. 
"Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ". 
В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях. 
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи. 
10. Упражнение "Компот" 
Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое"
Когда участники встали — ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим. 
Условия:

  1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева.
  2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы. (Игра повторяется 3—5 раз.)

Возможные упражнения для ритуала приветствия и прощания 
"Комплимент" 
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия "Комплимента":

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Можно видоизменить упражнение в "Комплимент – пожелание", каждый комплимент должен заканчиваться приятным пожеланием.
"Приветствие" 
Участники садятся по кругу. 
Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить. 
После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: "Как настроение?", "Как вы себя чувствуете?", "Можем ли мы приступать к работе?" 
"Самопохвала" 
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. 
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания. 
"Я хочу сказать "Спасибо"" 
Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать "спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: "Я хочу сказать "спасибо"..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Индивидуальная программа по логопедической коррекции

Работа по логопедической коррекции для учеников 1 класса коррекционной школы...

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

Программа коррекции агрессии у подростков с РАС

Представлена программа коррекции агрессивного поведения у подростков с РАС в сочетании с легкой степенью умственной отсталости....

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...

Конспект занятия по теме «Коррекция агрессии»

Представленный ​конспект занятия охватывает тему коррекции агрессивного поведения у ​детей....