Беседа на тему: "Что значит воспитанный человек?"
статья (7 класс) на тему

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_vospitannyy_chelovek.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Что значит быть воспитанный человек».

"Каждый твой поступок отражается на других людях;

 не забывай, что рядом с тобой человек".

В.А.Сухомлинский.

ЦЕЛЬ: вызвать воспитанников на разговор о качествах воспитанного человека,

о чувстве долга и ответственности перед окружающими, необходимости формирования у себя этих качеств.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- познакомить воспитанников с кратким сводом правил поведения                          человека.

Коррекционно-развивающие:

- развивать уровень знаний воспитанников в области воспитанности.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у воспитанников   класса общечеловеческие нормы морали       (доброты, взаимопонимания, терпимости  по  отношению  к людям)

Ход беседы:

  1. Организация начала беседы.
  2. Основная часть.

Мы живем среди людей, ежедневно общаемся, волнуемся, переживаем, но всегда ли наши поступки нравственны, чисты, открыты? Всегда ли они одобряемы окружающими? Всегда ли они несут добро людям?

  1. Какой человек может называться воспитанным?

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание. И т. д.

Откуда берутся такие качества?

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится. И т. д.

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

  1 )надо знать каким бы вы хотели быть,

  2)надо знать каковы мы есть.

  3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

 «Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

Нравственность - это уважение прав, свобод, достоинства личности. Нравственность немыслима без соответствия слова и дела, она вырастает на основе конкретной жизнедеятельности - труда, общения, обычаев и традиций той или иной общности. И, говоря о дефиците нравственности в наше

суровое время, мы сетуем на недостаток доброты, внимания, тактичности, милосердия, порядочности. Кроме того, мы часто становимся жертвами

безответственности, нас это возмущает, мы негодуем, но часто ли мы сами бываем примером для подражания? Отличает ли нас самих обязательность?

· Считаете ли вы себя ответственным человеком?

· Что значит быть ответственным человеком?

Воспитанникам предлагается прослушать новеллу-зарисовку "Обязательность"

из книги Людмилы Алешиной "О вежливости, такте, о деликатности…"

«Обязательность».

Наконец Ермоловы получили квартиру! Радостно и энергично Зина

носилась по магазинам, покупала новые шторы, кухонную утварь,

светильники, манежик для малышей, полочки и крючки в ванную…

Переезд назначили на воскресенье. В этот день, как известно, ясли не

работают, а у них двое: одному год, второму два. Что делать? Самим не

справиться с переездом. Павел обратился к членам бригады:

- Кто поможет?

Многие тоже переезжали. А Ребров, парень холостой, пообещал.

- Спасибо, - обрадовался Ермолов. – У нас двое малышей, сам понимаешь.

- О чем разговор! К какому часу?

- Подходи к десяти.

- Понятно!

- Не подведешь?

- Подводить нехорошо, - солидно произнес Ребров.

Пожали друг другу руки и расстались.

Придя домой, Павел сообщил Зине:

- Серега Ребров придет, поможет. Ты будешь ребятишками заниматься.

В воскресенье погода была хмурая, ветреная. Шел мелкий дождь. По

телевизору – хоккей. Реброву не хотелось вылезать из дома. И он остался в теплой комнате, в мягком кресле, перед цветным телевизором.

Как управились Ермоловы, гадать не будем. Переехали. Нанервничались, наволновались. Не верили, что Ребров попросту наплевал на них.

Беспокоились, не случилось ли чего по дороге с ним. Первая радость

пребывания в новой квартире была омрачена…

· Вам знакома подобная ситуация?

· Как бы вы отнеслись к поступку Реброва?

· Обязательность - это важно в нашей жизни?

Продолжение чтения зарисовки.

В понедельник, встретив в походной Зину Ермолову, Ребров как ни в чем не бывало бодро сказал:

- Привет!

Зина бросила на него суровый взгляд, прошла мимо.

Ребров бросил ей вслед:

- Здороваться надо! Невежливо так!

Зина не оглянулась, быстро ушла в раздевалку.

В обеденный перерыв, увидев Павла, Ребров посетовал:

- Твоя половина больно злая!

Павел буркнул:

- Зато ты добрый!

Ребров вслед ему крикнул:

- Поинтересовался бы! Может, я болел!

- За хоккей! – отозвался Павел.

После работы, выходя из цеха, Ребров возмущался:

- Обиделись! Обязан я им, что ли!

- Обещал? – спросил его товарищ по бригаде.

- Ну, обещал.

- Слово держать надо!

- Ты бы и держал! – огрызнулся Ребров.

- Во-первых, я слова не давал, а во-вторых, сам переезжал.

- Что у них, родственников нет? – выкрикнул Ребров в пустоту. Вокруг

никого не было.

Реброва никто не осуждал, никто ему не выговаривал. Никто из старых мастеров не побранил. Но в воздухе висело осуждение его поступка. Он это чувствовал. Было не по себе.

Время шло. Атмосфера в бригаде не менялась. Вокруг Реброва

Образовался своеобразный вакуум. Однажды он спросил Васю Копылова:

- Что происходит?!

Вася пожал плечами:

- «На острове нормальная погода». Помнишь такую песню?

- Не про песню я! – огрызнулся Ребров.

- А про что? – Вася смотрел в глаза Реброву, вроде он не понимал, о чем

Ребров.

Все понимали, что Реброву трудно существовать в отчуждении. Но

отчуждение товарищей было устойчивым.

Как-то Ребров догнал бригадира, поехал с ним в автобусе, хоть ему было и не по пути. Прижатый пассажирами вплотную к бригадиру, спросил:

- Что происходит?!

- Работаем, боремся с трудностями, - услышал спокойный ответ.

- Что, ничего не видишь?! – взорвался Ребров.

- Вижу, страдаешь. Совесть, значит, у тебя есть. Рад этому.

- Сам от себя устал в последнее время, - признался Ребров.

- Ты бы не маялся понапрасну, а помог людям. Обратились к тебе – значит, нужда в тебе была. Чего ты ждешь? Что Ермолов подойдет и скажет: «Спасибо, что подвел»?

- Почему «спасибо»? Погрузили меня «в зону молчания», думаете, легко мне?

- Ты не о себе – о людях подумай. Сделай хоть малое добро, счастливым себя почувствуешь

- Может, пойти к Ермоловым, помочь прибить, привинтить чего… В новых квартирах работы до черта…

- Вот это мысль. Ну, мне выходить, будь здоров. – Бригадир вышел из

автобуса. А Ребров поехал к Ермоловым.

  • Приведите примеры из своей жизни, когда вас подводила

необязательность других людей. С кем бы вы не пошли в разведку?

· Часто ли взрослые бывают безответственными?

· Можно ли выработать в себе это качество - ответственность?

  • Подберите синонимы к слову " ответственность ".

(Обязательность, чувство долга, пунктуальность …)

«Каким должен быть воспитанный человек?»

- Теперь, когда мы обменялись мнениями, подведем итог: Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек?

                                 

  • Быть точным и аккуратным;
  • Не срывать зло на окружающих;
  • Не перебивать собеседника;
  • Не повышать голоса;
  • В гостях вести себя прилично;
  • Не забывать благодарить.

- Как назвать человека, который соблюдает эти правила? (Воспитанный, культурный).

- Какие черты характера показывают  воспитанность человека?

4. Игра «Берем – не берем»

 Ребята я вам раздам список, где написаны основные черты характера человека, а  вы отметите, кто какие черты характера выбирает для себя.

.  Аккуратность;

  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жадность;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

 А теперь скажите мне, кто что выбрал и из ваших слов мы составим цветок, лепестками которого являются самые хорошие черты характера, которыми обладает воспитанный человек.

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:     (слайд 8)

◄ воспитанным быть хорошо:

◄ к этому надо стремиться;

◄ над этим надо работать,

◄ нужно заниматься самосовершенствованием.

- Каждый ваш поступок отражается на других людях, не забывайте, что рядом с вами человек.

- Я вам на память дарю правила, которые сегодня мы обсуждали. Не забывайте их выполнять!

-  Не забывайте друг друга благодарить!

Поэтому я вас тоже благодарю за активную работу, будьте воспитанными, добрыми, умными!

     

III. Итог беседы. Рефлексия.

Итак, мы живем среди людей, в обществе. Общение с людьми

предполагает и определенные обязательства, помнить о которых мы

должны, чтобы о нас могли сказать: "На него можно положиться, он не

подведет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию. Тема: «Что значит: Родина моя?»

Данное мероприятие разработано для учащихся 7-8 классов членов клуба «Юный патриот» ...

Беседа с родителями на тему: "Роль отцовского воспитания в жизни ребенка".

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом и не признается, хочется, чтобы у...

Беседа с презентацией по нравственному воспитанию на тему "Создание позитивных дружеских отношений"

Материал адресован педагогам, работающим в старших классах специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида....

Беседа для родителей "Стили семейного воспитания"

Материал может использоваться при проведении классных часов, бесед с родителями, родительских лекториев....

Родительское собрание Классный руководитель 11 класса - Соловьёва Валентина Александровна Тема: «Что значит эстетически воспитанный человек?»

Цель: Ответить на вопрос вместе с аудиторией: «Что значит эстетически воспитанный человек?»  Доказать, что это человек,  который способен и умеет воспринимать красоту окружающего мира, котор...

Беседа на тему: "О половом воспитании"

19 и 20 октября   студенты техникума, проживающие в общежитии, прослушали  беседу на тему: "О половом воспитании". Первый день на беседу были приглашены девушки, а во второй д...