Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей с третьим уровнем развития речи
рабочая программа на тему

Доронина Юлия Александровна

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для тетей с третьим уровнем развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_tretiy_uroven_razvitiya_rechi.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №384 имени Д.К. Корнеева»

121353, г. Москва, Беловежская ул., 67 • тел/факс (495) 735-35-31 • 384@edu.mos.ru • sch384.mskobr.ru

ОКПО 14292897, ОГРН 5137746241034 • ИНН 7731462620/КПП 773101001

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей с третьим уровнем развития речи

        

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы составлено на основе «Адаптированной основной образовательная программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи» Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 384 города Москвы.

разработчик : учитель-логопед Доронина Ю.А.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Формирование фонетико-фонематических категорий-2 занятия в неделю.

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи- 2 занятия в неделю.

Лексические темы: Игрушки, Семья, Овощи, Фрукты, Осень, Сад-Огород, Продукты, Одежда, Обувь, Головные уборы, Поздняя осень.

1.Формирование фонетико-фонематических категорий.

-уточнение произношения простых звуков типа: а, у, о, э, и, ы, м, мь;

-постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;

-различение на слух гласных и согласных звуков;

-выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа, ауи, определять количество произнесенных звуков и их последовательность;

-преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

-познакомить с терминами: предложение, слово-предмет, слово-признак, слово-действие, звук, буква;

-развивать внимание и память.

2.Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

-развитие понимания устной речи;

-подготовка к овладению диалогической формой общения;

-практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

-усвоение притяжательных местоимений мой – моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

-умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица единственного числа в изъявительное наклонение 3 лица единственного числа настоящего времени (спи – спит, пей – пьет);

-овладение  навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:

а) именительных падеж имени существительного + согласованный глагол +прямое дополнение: Мама ( папа, брат, сестра, девочка, мальчик ) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;

б) именительных падеж имени существительного + согласованных глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? – Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.

-развитие навыка составления короткого рассказа.

-предлоги В, НА, ПОД.

Так как в 1 периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводится 6-7 занятий.

1 неделя

лексико-грамматические категории 1

Игрушки. Понимание речи: различение на слух разного звучания названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером. Уменьшительно- ласкательный суффикс. Подбор слов-признаков.

фонетико-фонематические категории 2

Понятие о речи. Функции речи. Познакомить с функциями речи. Учить отвечать на вопросы составляя полную фразу.

лексико-грамматические категории 1

Игрушки. Понимание речи: Различение на слух притяжательных местоимений. ( Дай маме карандаш, дай мамин карандаш). Притяжательные местоимения мой – моя в сочетании с существительными мужского и женского рода. Подбор глаголов к существительному.

фонетико-фонематические категории 2

Звуки речевые и неречевые. Понятие звук. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с органами артикуляции.

2 неделя

1

Семья. Понимание речи: Различение на слух притяжательных местоимений. (Дай маме карандаш, дай мамин карандаш.) Понятие слово-признак. Подбор определений к существительному. Антонимы.

2

Звук У.Понятие гласный звук. Выделение из ряда гласных звуков. Преодоление твердой атаки гласных. Выделение первого звука в слове. Дательный падеж существительных мужского рода, ед.ч. Винительных падеж существительных женского рода ед.ч. с окончанием у.

1

Семья. Понимание речи: Различение действий близких по ситуации (вяжет – шьет, спит – лежит, несет – везет, прыгает – бежит, шьет – вышивает и т.д.). Понятие слово-действие. Подбор глаголов к существительному. Составление предложений по картинкам. Понятие предложение.

2

Звук А. Понятие гласный звук. Выделение из ряда гласных звуков. Произнесение звука  с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение первого звука в слове. Винительный падеж одушевленных существительных мужского рода единственного числа с окончание –а. Множественное число имен существительных с окончанием –а. Глаголы прошедшего времени женского рода.

3 неделя

1

Овощи. Понимание речи: различение на слух разного звучания названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Понятие слово-признак. Подбор определений к существительным.

2

Звуки А, У. Понятие гласных звук. Дифференциация звуков А-У. Выделение из ряда гласных, слогов в начале слов. Звуковой анализ сочетаний АУ, УА.

связная речь 3

Овощи. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по модели: именительных падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: мама ( папа, брат и т.п.) + ест огурец ( морковь, репу), чистит картошку. Знакомство с понятием предложение и составлением схем предложений.

2

Буква А. Понятия буква, звук. Выделение звука из ряда гласных, в слогах в ударной позиции в начале слова. Знакомство с буквой А. Развитие мелкой моторики.

4 неделя

1

Фрукты. Понимание речи: действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (растет – растут, зреет – зреют, падает – падают, висит – висят). Понятия слово-предмет, слово-действие. Словоизменение: множественное число существительных в Именительном падеже. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Подбор глаголов к существительному.

2

Буква У. понятия буква, звук. Выделение звука из ряда гласных, в слогах в ударной позиции в начале слова. Знакомство с буквой У. Развитие мелкой моторики. Дифференциация букв А, У. Звукобуквенный анализ АУ, УА.

1

Фрукты. Понимание речи: различение действий , противоположных по значению (наливает – пьет, кладет – берет, покупает – продает и т.п.) Подбор слов определений к существительному. Понятия слово-признак, слово-предмет. Словообразование: познакомить с образованием относительных прилагательных.

2

Звук О. Понятие гласный звук. Выделение из ряда, слогов, в начале слов. Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука О. Звуковой анализ ОАУ, УОА, АУО. Слуховая память: повторение ряда типа АОУ.

Синтез слов при помощи добавления первого звука.

5 неделя

1

Осень. Понимание речи: различение на слух разного звучания одних и тех же предметов, отличающихся своим размером. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Признаки осени. Осенние месяца. Составление предложений с опорой на предметную картинку.

2

Буква О. Понятия звук, буква. Произнесение звука о с изменением высоты голоса. Выделение ударного звука в начале слова. Знакомство с буквой. Мелкая моторика. Звукобуквенный анализ сочетаний типа ОУА. Несклоняемое существительное пальто.

3

Составление рассказа по демонстрируемому действию «Дети играли».

2

Звуки У, А, О. Понятие гласный звук. Дифференциация звуков и букв А, У, О. Различение на слух длинных и коротких слов. Воспроизведение слогового ряда типа: АОУ с изменением ударения. Звуковой анализ сочетаний типа: АОУ.

6 неделя

1

Сад-огород. Понимание речи: учить различать действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода. Подбор глаголов к существительному. Дифференциация овощей и фруктов. Относительные прилагательные. Согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода.

3

Предлог НА. Познакомить детей с предлогом НА, его схемой. Учить слышать этот предлог в разговорной речи. Учить составлять предложения с предлогом НА и схемы к ним. Понятия: предложение, слово, предлог.

1

 Сад-огород. Приставочные глаголы. Научить использовать в речи приставочные глаголы: выкапывать, перекапывать, окапывать, откапывать, закапывать. Понятие родственные слова. Понимание речи: учить различать приставочные глаголы.

2

Звук И. Произнесение звука И с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука из ряда гласных, слогов, в начале и конце слова. Определение позиции звука в слове. (начало, конец) Звуковой анализ сочетаний типа: АОУИ. Многозначность слова кисти. Учить воспроизводить ритмические рисунки.

7 неделя

1

Продукты. Понимание речи: учить различать падежные формы существительных (где мама кормит дочку, где дочка кормит маму, где Маша наливает компот, где Маше наливают компот). Понятие слово-предмет, слово-действие. Относительные прилагательные. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Развивать внимание и память.

2

Звук И. Буква И. Учить выделять из ряда, слогов, в начале и конце слов. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация. Знакомство с буквой И. Звукобуквенный анализ и чтение сочетаний типа: АОУИ. Составление предложений с однородными членами и союзом И.

1

Продукты. Понимание речи: учить различать приставочные глаголы. Понятие слово-действие. Учить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.

3

Продукты. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по модели: именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама варит суп?- Дочке, папе. Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом. Объединение предложений в рассказ.

8 неделя

1

Одежда. Понимание речи: Учить детей различать действия близкие по ситуации (шьет – вышивает, стирает – полоскает, вешает- снимает). Относительные прилагательные. Понятия слово-признак, слово-предмет.

Подбор определений к существительному. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Развитие внимания и памяти.

2

Звук Э. Учить выделять из ряда гласных звуков, из слогов из состава слова (начало, середина, конец). Соотнесение слова и схемы. Звуковой анализ сочетаний типа: АОУИЭ. Образование сложных слов. Произнесение звука Э с постепенным усилением  и ослаблением силы голоса. Понятия слово, звук.

1

Одежда. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число существительных в Именительном падеже. Относительные прилагательные. Согласование местоимений моя , мой, моё с существительными мужского, женского и среднего рода.

Понятие рода существительных. Словоизменение: образование множественного числа существительных в Именительном падеже.

3

Предлог ПОД. Познакомить детей с предлогом ПОД. Учить детей слышать его в предложениях. Упражнять детей в правильном употреблении предлога ПОД в речи. Понятия: предложение, слово, предлог.

9 неделя

1

Обувь. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число существительных в Именительном падеже. Словоизменение: образование множественного числа существительных в Родительном падеже. Относительные прилагательные. Подбор прилагательных к существительному. Согласование прилагательных с существительным. Понятия: слово-предмет, слово-признак.

2

Звук Э. Буква Э. Учить проговаривать звуковые ряды типа: ЭОУ, с изменением ударения. Учить выделять звук из состава слова. Познакомить с буквой Э. Звукобуквенный анализ и чтение сочетаний типа: АЭИУО. Учить синтезировать слово при помощи добавления первого звука. Развитие мелкой моторики. Понятия: звук, буква, слово.

3

Составление рассказа «На прогулку» по следам продемонстрированного действия. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

2

Звук Ы. Учить выделять звук из ряда гласных, в слогах и в словах (середина и конец). Произнесение звука Ы с  постепенным усиление и ослаблением силы голоса. Звуковой анализ сочетаний типа: ЫАЭУО. Множественное число существительных с окончанием

–ы. Длинные и короткие слова.

10 неделя

1

Головные уборы. Понимание речи: учить различать действия, выраженные личными и возвратными глаголами (одевает – одевается, моет – моется, причесывает – причесывается). Подбор определений к существительному. Относительные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными. Согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода. Понятие род существительных. Словоизменение: множественное число существительных в Именительном падеже.

2

Звук Ы. Буква Ы. Воспроизведение ритмических рисунков. Выделение звука Ы из состава слова. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. Знакомство с буквой Ы. Понятия: звук, буква, слово. Звукобуквенный анализ и чтение сочетаний типа: АОУИЫ.

3

Предлог В. Познакомить детей с предлогом В и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога В с существительными в винительном и предложном падежах. Обогащать словарный запас детей, рассказать о правильном употреблении глагола «класть». Воспитывать аккуратность.

2

Дифференциация звуков И-Ы. Учить дифференцировать звуки ы-и и буква ы-и в слогах и словах. Обучать звукобуквенному анализу.

11 неделя

1

Поздняя осень. Понимание речи: учить различать действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (опал – опали, плывет – плывут, идет – идут). Признаки поздней осени. Дифференциация признаков ранней и поздней осени. Осеннее месяца. Подбор прилагательных к существительным.

2

Гласные звуки и буквы. Выделение гласных букв из состава слова (начало, середина, конец). Беззвучное артикулирование гласных звуков. Соотнесение слова и схемы слова. Чтение и письмо ряда гласных букв.

3

Пересказ «Осень» (Г.Е.Сычева № 2) Обучение пересказу по опорным картинкам. Расширение и активизация словарного запаса. Формирование внутреннего плана пересказа. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

2

Звук М. Учить выделять звук из ряда звуков, в слогах в словах (начало, конец). Учить синтезировать слово при помощи добавления первого звука. Учить делать звуковой анализ слогов: АМ, МО. Понятия: гласный звук, согласный звук, слог, слово. Учить воспроизводить сочетания из одного согласного и разных гласных (ма-мо-му)

2 период (декабрь, январь, февраль, март)

Формирование фонетико-фонематических категорий – 2 занятия в неделю.

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи- 3 занятия в неделю.

Лексические темы: Домашние животные, Домашние птицы, Зимующие птицы, Зима, Зимние забавы, Новогодний праздник, Дикие животные наших лесов, Город, Дом и его части, Профессии, Посуда, Мебель, День Вооруженных Сил, Праздник «8марта», Ранняя весна, Транспорт, Электроприборы.

1.Формирование фонетико-фонематических категорий.

-закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях;

-дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава (передавать ритмический рисунок слова; запоминать и воспроизводить слоговой ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение интонацию: папапа, папапа; запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков: папопу; запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных  согласных и одинаковых гласных звуков: катама; заучивать и воспроизводить слоги со стечение согласных: то-кто, та-пта.

-формирование фонетического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость- звонкость, твердость – мягкость и др.

-воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ прямых и обратных слогов, слов типа: мох, маки, маска.

-на занятиях изучаются и уточняются произношение согласных: М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д в твердом и мягком варианте.

2.Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

-Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках.

-Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, различными материалами.

-Различение и выделение в словосочетаниях названия признаков предметов по из назначению и по вопросам какой? какая? какое? Формирование ориетировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

-Упражнения в составлении сначала 2, а затем 3 форм одних и тех же глаголов  (иди-идет-иду), изменение формы глаголов 3 лица единственного числа на форму 1 лица единственного и множественного числа:  идет-идешь-идем.

-Употребление предлогов НА, ПОД, В, К, ОТ, ПО, и обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

-Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа).

-Закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

-Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

1 неделя

2

Звук МЬ. Учить запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков : папопу. Учить выделять звук из ряда звуков, в слогах в словах (начало, конец). Дифференцировать звуки М-МЬ. Учить делать звуковой анализ сочетаний типа: ИМЬ, МИ. Учить подбирать слова к схеме. Понятия согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий звук.

1

Домашние животные. Понимание речи: учить детей различать падежные формы (например: Где корове дают молоко? Где корова дает молоко? Где корова бежит? Где к корове бегут?). Детеныши животных. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

2

Звуки М, МЬ. Буква М. Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимических жестов. Дифференциация звуков М-МЬ в слогах и словах. Формировать умение делать звукобуквенный анализ сочетаний типа: АМ, МУ. Знакомство с буквой М. Развитие мелкой моторики. Чтение слогов. Понятия: звук, буква, слог.

1

Домашние животные. Понимание речи: учить различать глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Закреплять умение подбирать глаголы к существительным. Понятия: слово-предмет, слово-действие. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Закреплять в словаре детей названия детенышей домашних животных. Учить распространять предложения однородными подлежащими, сказуемыми ( На лугу пасутся коровы, лошади, овцы. Маша накормила, напоила и вычистила лошадь.).

3

Учить составлять рассказы-описания с опорой на схему.

2 неделя

2

Звуки В, ВЬ. Учить выделять из ряда звуков, в слогах, в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки В-ВЬ. Учить делать звуковой анализ сочетаний типа: ОВ, ВИ, АВЫ. Учить произносить на одном выдохе ряда слогов: ва-во-ву-вы-ви. Учить образовывать сложные слова.

1

Домашние птицы. Понимание речи: учить различать множественное число Именительного падежа прилагательных согласованных с существительными. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным. Понятия: слово-предмет, слово-признак. Различение и выделение в словосочетаниях названия признаков предметов по вопросам: какой? какая?

2

Звуки В, ВЬ. Буква В. Дифференциация звуков В-ВЬ изолированно, в слогах, в словах. Знакомство с буквой В. Развитие мелкой моторики. Понятия: звук, буква, слог. Учить делать звукобуквенный анализ сочетаний типа: АВ, ВИ, ОВУ. Чтение. Большая буква в именах людей.

1

Домашние птицы. Детеныши домашних птиц. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Множественное число существительных и глаголов. Согласование существительных и глаголов в числе. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число глаголов.

3

Дифференциация предлогов НА и ПОД. Учить детей различать значение предлогов НА и ПОД и правильно употреблять из в речи. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу. Понятия: слово, предлог, предложение.

3 неделя

2

Звуки Н, НЬ. Учить выделять из ряда звуков, слогов, в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки Н-НЬ. Учить, постепенно повышать и понижать высоту голоса при произношении слогов. Учить делать звуковой анализ сочетаний типа: НА, НИ ОНУ. Учить подбирать слова на заданный звук. Понятия согласный, твердый, мягкий, звонкий звук.

1

Зимующие птицы. Учить образовывать притяжательные прилагательные, множественное число существительных в Именительном и Винительном падежах. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. Понятия: слово-предмет, слово-признак. Закреплять умение детей согласовывать местоимения мой, моя с существительными.

2

Звуки Н, НЬ. Буква Н. Понятия: звук, буква, слог, слово. Дифференциация звуков Н-НЬ. Знакомство с буквой Н. Учить делать звукобуквенный анализ сочетаний типа: ОН, НУ, НИ, ЫНУ. Развивать мелкую моторику.

1

Зимующие птицы. Учить употреблять существительные в Винительном падеже в единственном числе. Закреплять умение подбирать глаголы к существительному. Учить согласовывать глаголы с существительным в числе. Притяжательные прилагательные.

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц». Учить детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин.

4 неделя

2

Звук П. Учить выделять из ряда звуков, слогов, в словах (начало, середина, конец). Понятие глухой согласный. Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы. Учить звуковому анализу сочетаний типа : АП, ПО, УПЫ, ПАХ. Учить синтезировать слово при помощи добавления первого звука.

1

Зима. Признаки зимы. Зимние месяца. Подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Согласование количественных числительных один, одна с существительными. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число прилагательных.

2

Звук ПЬ. Учить выделять из ряда звуков, слогов, в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки П-ПЬ. Понятие мягкий, глухой, согласный звук. Произнесение ряда слогов в постепенным увеличением силы голоса пах-пух-пых. Несклоняемое существительное пианино. Учить делать звуковой анализ сочетаний: ПИМ, ПАМ.

1

Зима. Зимние месяца. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных. Закреплять умения: подбирать глаголы к существительным,  употреблять существительные в Винительном падеже единственного и множественного числа.

3

Пересказ рассказа «Зима». Обучение пересказу. Расширение и активизация словарного запаса по теме. Формирование внутреннего плана пересказа. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

5неделя

2

Звуки П, ПЬ. Буква П. Закреплять умение выделять звук из состава слова. Дифференцировать звуки П-ПЬ. Познакомить с буквой П. Развитие мелкой моторики. Учить делать звукобуквенный анализ сочетаний типа: ЫПИ, ПУК, ПАПА.

1

Зимние забавы. Понимание речи: учить различать действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного и множественного числа ( скатился – скатилась, катался – каталась). Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках. Закрепление употребления антонимов. Согласование прилагательных с существительными.

3

Составление сложных предложений с предлогом «А» по картинкам, по моделям, по схеме.

6 неделя

2

Звуки Т, ТЬ. Учить выделять из ряда звуков, в слогах, в словах (начало, середина, конец). Дифференцировать звуки Т-ТЬ. Учить делать звуковой анализ сочетаний: ОТА, ТОМ, ТИМ, ТАТА. Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа.

1

Дикие животные наших лесов. Понимание речи: учить понимать действия выраженные возвратными глаголами (лижет – лижется, чешет – чешется). Притяжательные прилагательные. Множественное число существительных в Именительном и Родительном падежах. Родительный падеж существительных без предлога и с предлогом У.

2

Звуки Т, ТЬ. Буква Т. Дифференцировать звуки Т-ТЬ. Познакомить с буквой Т. Развивать мелкую моторику. Учить делать звукобуквенный анализ сочетаний: ОТА, ТОМ, ТИМ, ТАМ, ТУТ, ТОТ, ВОТ.

1

Дикие животные наших лесов. Уменьшительно-ласкательный суффикс. Согласование числительных  один, одна с существительными. Подбор определений и действий к существительному. Притяжательные прилагательные.

3

Дифференциация предлогов В и НА. Учить детей различать предлоги В и НА, правильно употреблять их с существительными в предложном падеже. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.

7 неделя

2

Звуки К, КЬ. Учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов (начало, середина, конец). Дифференциация звуков К-КЬ. Учить запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков катама. Учить делать звуковой анализ слов: КАП, МАК. Образование существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик-.

1

Дом и его части. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число глаголов. Относительные прилагательные. Согласование числительных два, две с существительными. Подбор прилагательных к существительным.

2

Звуки К, КЬ. Буква К. Дифференциация звуков К-КЬ. Выделение звука из слова. Знакомство с буквой К. Развитие мелкой моторики. Звукобуквенный анализ слов: кап, мак, кот, кума, маки.

1

Дом и его части. Подбор глаголов к существительному. Относительные прилагательные. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе. Приставочные глаголы: строить, перестроить, достроить, выстроить, застроить.

3

Составление рассказа по картине «Стройка». Учить составлять рассказ по картине. Видеть сюжет. Формирование внутреннего плана пересказа.

8 неделя

2

Звук С. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, в слогах, в словах и предложениях. Учить синтезировать слово при помощи добавление первого звука. Учить подбирать слова на заданный звук. Звуковой анализ сочетаний и слов типа: СПА, ОСА,  СЫН, САНИ. Учить различать одушевленные и неодушевленные существительные.

1

Профессии. Учить подбирать прилагательные к существительным. Относительные прилагательные. Дательные падеж существительных в единственном и множественном числе. Развитие внимания и памяти.

2

Звук СЬ. Учить слышать и выделять звук из ряда звуков, в слогах, в словах. Звуковой анализ слов: Сима, сито. Дифференциация звуков С-СЬ. Ритмический рисунок слов. Деление слов на слоги.

1

Профессии. Учить подбирать глаголы к существительному. Понимание речи: учить различать действия, выраженные личными и возвратными глаголами (учит – учится, лечит – лечится). Учить составлять предложения по картине и схемы к ним. Творительный падеж существительных в единственном числе.

3

Пересказ с опорой на картину «Воспитатель». Учить пересказывать текст с опорой на картину. Формирование внутреннего плана пересказа. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

9 неделя

2

Звуки С, СЬ. Буква С. Дифференцировать звуки С-СЬ. Познакомить с буквой С. Развивать мелкую моторику. Учить звукобуквенному анализу слов: сук, сок, сом, Сима. Большая буква в именах собственных.

1

Посуда. Относительные прилагательные. Антонимы. Подбор прилагательных к существительным. Творительный падеж существительных в именительном падеже. Понимание речи: учить различать антонимы.

2

Звуки Х, ХЬ. Учить выделять звук из ряда звуков, в слогах в словах. Дифференцировать звуки Х-ХЬ. Учить делать звуковой анализ слов: мох, уха. Развивать внимание и память. Интонация перечисления: Художник Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху. Предложный падеж имен существительных в форме множественного числа.

1

Посуда. Подбор глаголов к существительному. Понимание речи: учить различать действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода. Предложный падеж существительных с предлогом О. Образование существительных: сахарница, хлебница и т.д.

3

Составление рассказов-описаний с опорой на схему. Учить детей описывать предметы посуда с опорой на схему. Активизировать и обогащать словарь детей по теме.

10 неделя

2

Звуки Х, ХЬ. Буква Х. Дифференцировать звуки Х-ХЬ. Познакомить с буквой Х.  Развивать мелкую моторику. Учить звукобуквенному анализу слов: ухо, муха, пух, эхо. Восклицательная и повествовательная интонация при чтении текста. Родственные слова к слову хвастун.

1

Мебель. Относительные прилагательные. Приставочные глаголы: придвинь, отодвинь, выдвини, задвинь, передвинь, подвинь. Изменение существительных в единственном числе по падежам. Согласование прилагательных с существительными.

2

Дифференциация звуков К-Х. Дифференцировать звуки и буквы в слогах и словах. Звукобуквенный анализ: мох – мок, махи – маки. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами. Синтез слов при помощи замены одного звука другим.

1

Мебель. Понимание речи: учить различать приставочные глаголы. Подбор глаголов к существительному. Относительные прилагательные. Уменьшительно-ласкательный суффикс.

3

Предлог К. Познакомить детей с предлогом и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог К с существительными в дательном падеже. Обогащать словарный запас детей путем образования существительных с помощью различных суффиксов. Развивать воображение детей.

11 неделя

2

Звук З. Учить выделять звук из ряда звуков, в слогах, в словах, в предложениях. Работа над дикцией: Зоиного зайку зовут Зазнайка. Звуковой анализ: козы, вазы. Учить подбирать родственные слова к слову коза.

1

День Вооруженных Сил. Образование прилагательных от существительных (пограничник – пограничные). Изменение существительных в единственном числе по падежам. Составление предложений по картинкам.

2

Звук ЗЬ. Учить выделять звук из ряда звуков, в слогах, в словах. Дифференцировать звуки З-ЗЬ. Учить делать звуковой анализ слов: Зина, зима, тазик. Предлоги за, из-за.

3

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок «На границе». Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и , таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

12 неделя

2

Звуки З, ЗЬ. Буква З. Дифференциация З-ЗЬ. Познакомить детей с буквой З. Развитие мелкой моторики. Звукобуквенный анализ: козы, вазы, Зина. Понятия: звук, буква, слог, слово. Большая буква в написании имен собственных.

1

Профессии. Образовывать существительные от глаголов. Понимание речи: учить различать единственное и множественное число существительных. Изменение существительных по падежам в единственном числе. Составление  предложений с предлогом А.

2

Дифференциация З-С. Различение в изолировано, в слогах, в словах. Звукобуквенный анализ слов: сазан, засов. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Профессии. Антонимы. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3

Предлог ОТ. Познакомить детей со значением предлога ОТ и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога ОТ с существительными в родительном падеже. Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам.

13 неделя

2

Дифференциация С-З. Дифференциация в слогах, в словах, в тексте. Слова с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Праздник 8 марта. Подбор прилагательных и глаголов к существительным. Практическое употребление наречий «старше», «младше» в составе простого предложения. Закреплении образования слов с уменьшительно-ласкательным значением. Практическое употребление существительных в дательном падеже в составе простого предложения.

2

Звуки Б, БЬ. Работа над дикцией: белые бараны били в барабаны. Выделение звуков и ряда звуков, в слогах, в словах. Дифференциация Б-БЬ. Звуковой анализ слов: бусы, бант. Согласование белый с существительными.

3

Составление рассказа «Мамин праздник» по картине. Учить составлять рассказ по картине. Формирование внутреннего плана рассказа. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

14 неделя

2

Звуки Б, БЬ. Буква Б. Учить воспроизводить слоги со стечение согласных: ба-бна. Дифференцировать звуки Б-БЬ. Познакомить с буквой Б. Развивать мелкую моторику. Учить делать звукобуквенный анализ слов: бусы, бант. Развивать ориентацию на листе бумаги.

1

Ранняя весна. Познакомить с признаками ранней весны. Учить весенние месяца. Подбор прилагательных к существительному. Учить образовывать прилагательные от наречий.

2

Дифференциация Б-П. Дифференцировать звуки Б-П изолировано, в слогах, в словах. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Звукобуквенный анализ слов: бас – пас, бани – пани.

1

Ранняя весна. Закрепление признаков ранней весны, названий весенних месяцев. Сравнительная степень прилагательных. Развитие внимания и памяти.

3

Пересказ рассказа «Весна» с опорой на предметные картинки. Обучение пересказу. Формирование внутреннего плана пересказа. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

15 неделя

2

Дифференциация Б-П. Дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях. Работа над деформированными предложениями.

Учить воспроизводить сочетания с одинаковыми гласными и парными согласными.

1

Транспорт. Учить образовывать сложные слова: бетономешалка, снегоуборочная машина. Подбирать прилагательные к существительным.

Закреплять умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Образовывать множественное число существительных в Именительном и Родительном падежах.

2

Звуки Д, ДЬ. Учить слышать и выделять звуки из ряда звуков, в слогах, в словах. Дифференцировать звуки Д-ДЬ. Учить делать звуковой анализ сочетаний: АДУ, ДНУ, дом, дубы. Образование сложных слов.

1

Транспорт. Учить подбирать глаголы к существительным. Закреплять умение согласовывать местоимения мой, моя с существительными. Приставочные глаголы: заехал, отъехал, приехал, переехал, уехал, въехал, объехал.

3

Дифференциация предлогов К, ОТ. Учить детей различать предлоги К, ОТ. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

16 неделя.

2

Звуки Д, ДЬ. Буква Д. Дифференцировать звуки Д-ДЬ. Познакомить с буквой Д. Развивать мелкую моторику и ориентацию на листе. Учить делать звукобуквенный анализ сочетаний: дом, дым, дубы.

Родственные слова к слову дым.

1

Электроприборы. Учить подбирать прилагательные к существительным. Изменять существительные по падежам в единственном числе. Развивать память и внимание.

2

Дифференциация Д-Т. Учить дифференцировать звуки Д-Т изолированно, в слогах и словах. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

1

Электроприборы. Учить подбирать глаголы к существительному. Учить образовывать множественное число существительных в Именительном и Родительном падежах. Несклоняемое существительное РАДИО.

3

Предлог ПО. Познакомить со значением предлога ПО и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог ПО с существительными в дательном падеже. Развивать внимание, мышление и тактильные ощущения у детей.

3 период (апрель, май)

Формирование фонетико-фонематических категорий – 2 занятия в неделю.

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи -3 занятия в неделю.

Лексические темы: Продукты, Перелетные птицы, Поздняя весна, Деревья, День Победы, Садовые цветы, Насекомые, Полевые цветы.

  1. Формирование фонетико-фонематических категорий.

-Завершение постановки звуков в соответствии с данными обследования.

-Слоговая структура. Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление из в предложениях и текстах.

-Звуковой анализ. Закрепление навыка анализа и синтеза односложных слов типа суп, кот, мак.

-Дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости- мягкости, по месту образования (с-ш, з-ж).

-На занятиях изучается и уточняется произношение согласных: Г, Ш, Ж, Л.

2.Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

-Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

-Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -ов, -ин, -ев, -ан, -ян (березовый, звериный, вишневый, кожаный, серебряный).

-Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк, -оньк (белый – беленький, легкий – легонький).

-Усвоение наиболее доступных антонимов.

-Уточнение значений обобщающих слов.

-Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

а) с основой на твердый согласный (новый, новая, новое, нового и т.п.);

б) с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.д.).

-Расширение значения предлогов в употреблении с различными падежами.

-Составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения ( отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом А (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить);

в) сложноподчиненных предложений: с придаточными причины (Мальчик заплакал, потому что потерял удочку); с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (Я хочу, чтобы пошел снег).

-Умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи ( два-три-четыре), выделять предлог как отдельное служебное слово.

-Развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, пошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаши. Книги он отнес воспитательнице, а карандаши взял себе).

-Закрепление навыка составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

-Составление рассказов по теме с использование ранее отработанных  синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем.

1 неделя.

2

Звуки Д-Т. Учить детей дифференцировать звуки и буквы Д, Т изолировано, с слогах, в словах и предложениях.

1

Продукты. Учить образовывать относительные прилагательные. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. Учить образовывать прилагательные, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк, -оньк. Согласовывать существительные с прилагательными в роде.

2

Звуки Г, ГЬ. Познакомить со звуками Г, ГЬ. Учить выделать из их состава слова и дифференцировать по твердости-мягкости. Упражнять в звуковом анализе слов. Упражнять в подборе слов-антонимов.

1

Продукты. Закреплять умение подбирать глаголы к существительным. Учить образовывать приставочные глаголы с оттенками значений. Понимание речи: учить различать оттенки значений приставочных глаголов. Учить согласовывать существительные с прилагательными в числе.

3

Составление рассказов-описаний. Учить описывать продукты с опорой на схему и план.

2 неделя.

2

Звуки Г, ГЬ. Буква Г. Закреплять умение детей слышать и выделять звуки Г, ГЬ. Познакомить с их графическим обозначением. Обучать звуко-буквенному анализу сочетаний типа: губы, гуси. Формировать навык чтения слогов с буквой Г. Учить подбирать родственные слова.

1

Перелетные птицы. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными в числе. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным. Учить образовывать прилагательные, имеющих ласкательное значение.

2

Дифференциация Г-К. Учить дифференцировать звуки Г-К по звонкости-глухости в слогах, словах. Закреплять умение подбирать слова-антонимы.

1

Перелетные птицы. Закреплять умение детей подбирать глаголы к существительным. Учить образовывать приставочные глаголы. Учить употреблять предложения с союзом А.

3

Предлог ЗА. Учить детей правильно употреблять предлог ЗА с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом За по картинке. Развивать фонематический слух.

3 неделя.

2

Дифференциация Г-К. Учить детей дифференцировать звуки и буквы Г-К по звонкости-глухости изолировано, в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать звуковой анализ. Закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слов. Развивать мышление.

1

Поздняя весна. Учить составлять предложения с союзом А и сложноподчиненных предложений: с придаточными причины ( Снег растаял, потому что стало тепло.) Закрепить знание детьми весенних месяцев.

2

Звук Ш. Уточнить произношение звука Ш. Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме. Отрабатывать дикцию. Развивать логическое мышление.

1

Поздняя весна. Закреплять умение детей подбирать прилагательные к существительным. Согласовывать прилагательные с существительными в падежах.

3

Пересказ с опорой на предметные картинки. Учить детей пересказывать текст с опорой на предметные картинки.

4 неделя.

2

Звук Ш. Буква Ш. Закрепить звук Ш. Познакомить с его графическим обозначением. Упражнять в звуко-буквенном анализе. Формировать навык чтения.

1

Деревья. Учить образовывать относительные прилагательные. Антонимы. Учить согласовывать прилагательные, числительные с существительными.

2

Дифференциация С-Ш. Дифференцировать звуки С-Ш в слогах, словах, предложениях и буквы С-Ш при чтении и письме. Упражнять в согласовании числительного с существительным.

1

Деревья. Учить согласовывать прилагательные с существительными по падежам и числам. Учить составлять сожноподчиненные предложения с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (Я хочу, чтобы посадили березу.)

3

Составление рассказа по картине. Учить составлять рассказ по картине с дополнением эпизодов. Формирование внутреннего плана рассказа. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

5 неделя.

2

Дифференциация С-Ш. Дифференцировать звуки С-Ш в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать навыки звукового и звуко-буквенного анализа. Развивать дикцию.

1

День Победы. Учить составлять сложноподчиненные предложения с придаточными причины, с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия.

2

Звук Ж. Уточнить произношение звука Ж. Совершенствовать звуковой анализ. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Развивать логическое мышление.

1

3

6 неделя.

2

Звук Ж. Буква Ж. Закрепить умение детей выделять звук Ж. Познакомить с его графическим обозначением. Упражнять в звуко-буквенном анализе. Формировать навык чтения. Развивать зрительное восприятие.

1

Садовые цветы. Учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.

2

Дифференциация Ш-Ж. Учить дифференцировать звуки Ш-Ж по звонкости-глухости в слогах, словах, предложениях и буквы Ш-Ж при чтении и письме. Развивать зрительное восприятие.

1

Садовые цветы. Закреплять умение подбирать глаголы к существительному. Учить составлять предложения по картинке и схему к ним. Закреплять умение детей образовывать множественное число существительных Именительного и Родительного падежа.

3

Пересказ с опорой на предметные картинки «Сад весной». (Г.Е. Сычева 3\6). Обучать пересказу. Расширение и активизация словарного запаса. Формирование внутреннего плана пересказа. Развитие внимания, памяти, логическогомышления.

7 неделя.

2

Дифференциация Ш-Ж. Учить дифференцировать звуки Ш-Ж по звонкости-глухости и буквы при чтении и на письме. Познакомить с правописанием ши и жи в словах. Закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Насекомые. Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными. Согласовывать прилагательные с существительными в числе и роде.

2

Звук Л. Уточнить произношение звука Л. Упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных. Упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными. Отрабатывать дикцию. Развивать слуховую память.

1

Насекомые. Учить образовывать приставочные глаголы. Закреплять умение образовывать множественное число существительных в Именительном и Родительном падеже.

3

Составление рассказа-описания. Учить детей описывать предметы с опорой на схему.

8 неделя

2

Звук ЛЬ. Уточнить произношение звука ЛЬ. Совершенствовать звуковой анализ. Упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками. Отрабатывать дикцию. Развивать логическое мышление.

1

Полевые цветы. Учить образовывать относительные прилагательные. Согласовывать прилагательные с существительными в числе и по падежам.

2

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Учить дифференцировать звуки Л-ЛЬ по твердости мягкости в слогах и словах на слух и в произношении. Совершенствовать звуковой анализ. Познакомить с графическим обозначение звуков.

1

Полевые цветы. Учить образовывать множественное число существительных в Именительном и Родительном падежах, согласовывать числительные с существительными.

3

Контрольно-проверочное занятие по теме предлоги. Уточнить понимание детьми пройденных предлогов. Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах. Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями,  владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшитель
    но-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически  правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических   категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста.

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста. На первое полугодие....

Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР

Данная рабочая программа  нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, лог...

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по русскому языку для 6 класса

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности,индивидуальной работы...

Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дет...

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы (В.7.2) по коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, ОНР

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы для учащихся 2 класса (обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе  вариант 7.2)по коррекции дисграфии н...