Разработка углубленного речевого обследования обучающихся с ДЦП.
методическая разработка на тему

Семенова Марина Николаевна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech._karta.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

углубленного обследования

1. Фамилия, имя (списала, называет)  ______________________________ дата рождения  ____________

2. Школа _________________ класс _______________________  дата поступления _______________

3. Домашний адрес, телефон: (списала, называет) ______________________________________________

4. Ф.И.О. родителей (списала, называет) ______________________________________________________

5. Особенности общения: легко и быстро;  не вступает; формальный  (чисто внешний), избирательный ___________

6. Данные о развитии: диагноз при поступлении  ________________________________________________  

а) формирование двигательной сферы: ходит самостоятельно _____________с помощью _______________________                                              

  насильственные движения ___________________ когда пошел _____________________ когда сел _____________________  б) зрение _________________ в) слух ________________________ г) речь ________________________________ 

д) манипулятивная функция рук: ведущая рука ________________________  захват _____________________________

   координация движений _________________  насильственные движения: тремор __________   гиперкинезы ____________  

   

7. Состояние артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры: в полном объёме, ограничено

  а) нарушение мышечного тонуса: спастичность,  гипотония,  дистония,  ассиметрия лица,  гиперкинезы,  апраксия

  носогубные складки (сглаженные, симметричность) ____________________________________________________________

  щеки (надувание, втягивание) _______________________________________________________________________________

  смыкание губ (полное, неполное) ____________________________________________________________________________

  умение держать рот закрытым (постоянно, временно, отсутствие)  ________________________________________________

  движение нижней челюсти (открывание, закрывание рта)  _______________________________________________________

  умение нахмурить \ поднять брови (произвольно, по заданию)  ___________________________________________________

  умение закрывать \ открывать один глаз (произвольно, по заданию)  ______________________________________________

 б) саливация ____________________ в) жевание ________________________ г) глотание __________________________

 д) вегетативные расстройства: покраснение – бледность  во время речи _________ запинки ______________________

  потение рук  _______ изменение высоты и тембра голоса ________________________ насильственные движения ________  

 е) губы (тонкие, массивные, толстые; особенности) ________________________________________________

  движение губ: смычка, оскал, вытягивание вперед, в стороны  _______________________________________________

 ж) зубы (общий вид, прикус) _________________________________________________________________

 з) язык (укороченная уздечка;  вид: географический, гладкий; широкий, узкий, большой, короткий;  тремор;  отклонение    

   «девиация» языка ) _______________________________________________________________________________________                

  движение языка: вперед-назад  ______ вверх-вниз ______ вправо-влево ______  произвольное высовывание языка _____

  облизывание (круговые  движения) _______  пощелкивание ______   лопаточка ______   иголочка _____  чашечка  ______

  расположение языка в полости рта: неподвижен ______ комом ___________ насильственные движения ______________

 и) твердое небо (без особенностей, высокое, узкое, готическое, наличие расщелины) _________________________

 к) мягкое небо (короткое, расщелина, отсутствие язычка) ____________________________________________

   

8. Просодическая организация звукового потока:

а) голос: сильный, слабый;  звонкий, глухой; истощающийся, затухающий, сдавленный,  особенности  _________________

б) тембр: хриплый; назализованный, напряженный, дрожащий  ___________________________________________________

в) темп: тахилалия,  брадилалия, запинки, зависит от проявления гиперкинезов  _____________________________________                                                                                                      г) ритм речи:  растянутый,  медленный,  скандированный _______________________________________________________

д) дыхание: свободное, затрудненное, неровное, неритмичное  ___________________________________________________

е) синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна, нарушена   ______________________________

ж) дифференциация носового и ротового выдоха _____________________________________________________________

9. Понимание обращенной речи: понимает,  не понимает,  на бытовом уровне, ситуативное ____________________        

 а) инструкции: простые, сложные __________________________________________________________________________

 б) слов (предмет, действие, признак)_________________________ в) словосочетаний _______________________________

 г) предложений: простые, сложные _________________________________________________________________________

 д) конструкций: логико-грамматических: показать: Мамина дочка ______   Дочка мамы ______    Дочкина мама _______

 предложных: нарисовать Круг под квадратом ___________________   Квадрат под кругом ___________________________

 сравнительных: Я позавтракал после того, как нарубил дров. Что я сделал раньше? __________________________________

 обратных: Машу слушала мама. Кто говорил? ____  Кто слушал? ____  Сестру брат зовет домой. Кто дома? ___________

 е) причинно-следственных связей: (исправь) Шёл дождь, потому что я взяла с собой зонтик. ________________________

 ж) значение переносного смысла  __________________________________________________________________________

10. Характеристика речи:

а) словарный запас: в пределах обихода, ограничен, достаточный ______________________________________________   

 особенности: склонность к эхолалии, наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания) _______________________

 обобщающие понятия: (назови одним словом) овощи, фрукты, транспорт, мебель, одежда, дик./дом. животные, птицы

 название детенышей: у лошади _______  у свиньи _______  у коровы __________  у собаки __________   у овцы ________

  у курицы  __________     у гусыни  __________   у волка ___________   у  медведя  ___________   у  лисицы ____________

 синонимы: дети ___________  врач ___________   печаль ____________   друг _______________   веселый _____________

 антонимы: высокий  __________   холодный __________   тяжелый __________   старый __________    глубокая  _______

 улетел  __________   упал  __________    говорит ____________    сел __________    враг __________    добро ___________

б) грамматический строй: объём и типы употребляемых предложений _________________________________________

 

 образование мн. числа существительного: перо _______ ведро _______ стул _____  ухо ______  лоб ______  глаз ______

 прилагательных: сильный лев ______________  яркая  звезда ________________   холодное море ____________________

  Рд.п. множественного числа: МНОГО (чего?) грибы _________  ягоды _________  деревья _________  овощи _________

  фрукты __________  лампы __________  окна _________  стулья ____________  облака __________  тетради ___________

  согласование сущ. с числительным: посчитай до пяти

  1яблоко  ….3……5……   1стул  …..3……5…….    1лиса  …. 3…… 5…… 1рука .....  3…… 5……1ухо ….  3…… 5……..    

   

  использование предлогов:  В____,   НА_____,    К____,     ОТ_____,    У____,    С ____,   ИЗ _____,  ПО ____.,   ЗА _____,

  ПОД_____,  ИЗ-ПОД _____,   ПЕРЕД_____,  ОКОЛО_____,   МЕЖДУ_____,    ИЗ-ЗА  _____,   ЧЕРЕЗ ______. 

 

  образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом: гриб __________    ковер ___________                                                              

  кукла ______________   замок  ________________   муха ________________   окно ____________  кот ________________

  относительные прилагательные: мяч из резины ___________   ком из снега __________   туфли из кожи _____________

  СОК из персика _____________   из сливы ______________   из вишни _____________   из моркови ___________________

  СУП из курицы _____________  из рыбы _____________  из фасоли _____________  из мяса _________________________

  притяжательные прилагательные: ЧЬЯ ЛАПА?   волк…….………..      лиса ……..….……..    медведь ………………….

  ЧЕЙ ХВОСТ?  заяц ………..     белка ……….     лиса ……….   ЧЬЯ ОДЕЖДА?  папа……….    повар …………………….....

  ЧЬЁ? дупло белки …………   пальто мамы ………..   ЧЬИ СЛЕДЫ?  птица…………...  олень …………….      

  употребление падежных конструкций: В  лесу  растёт  (ЧТО? Им.п.)_________.    Около   (ЧЕГО? Рд.п.)  _______   есть поляна.

  К (ЧЕМУ? Дт.п.) _________   ведёт  тропинка. НА (ЧТО?Вн.п.) ______ садятся птицы. Под (ЧЕМ? Тв.п.) ________   много грибов.

  На (ЧЁМ? Пр.п) _________  живет белка.

 

в) связная речь: описание предмета: ______________________________ картинки ______________________________

составление предложений: по картинкам _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

по опорным словам и словам, расположенным в беспорядке ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

составление рассказа: по предметно-практическим действиям (расскажи, что я делаю)  ___________________________

 _________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

по сюжетной картинке ______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

по серии сюжетных картинок (правильность определения последовательности картинок) ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

пересказ текста: услышанного ______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

прочитанного______________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________________________________  

11. Звукопроизношение:

степень разборчивости речи:  разборчивость снижена,  речь нечеткая, смазанная;   малопонятная для окружающих, невнятная, есть гнусавый оттенок; общение с помощью жестов или  звукоподражания           

С

С

З
З’

Л
Л’

Р
Р’

Ч

Ш

Ж

Ц        

Щ

Д
Д’

П
П’

Б
Б’

В
В’

М
М’

Н
Н’

Т
Т’

Ф
Ф’

Г
Г’

К
К’

Х
Х’

изолированно

слово

фраза

спонтанная

речь

   

произношение звуков по подражанию:  А_____  О_____  У_____  Ы_____  Э_____  И_____  Е____  Ё____  Ю____  Я____

повтори за мной: Мама Милу мылом мыла. ___________________________________________________________________

Кудрявая берёзка развесила серёжки. _________________________________________________________________________

Наша серая кошка сидела на крыше. __________________________________________________________________________

12. Фонематический слух: послушай и повтори

дифференциация фонем: АО____    АИ____   ИУ____  ЫИ___    АИУ_______  УИА_______   ОИЫ_______   ИОУ_______

АОУИ_________   ИЫОУ__________   АОЫУ_________   ОАУЫ__________  АОИУЫ________   УИАОЫ______________

дифференциация слогов: ПА-БА-ПА ____________     ТА-ДА-ТА ________________     МА-МЯ-МЯ __________________   ГА-КА-ГА ________________ НЫ-НИ-НЫ ______________    ЗУ-СУ-СУ ________________     ЛО-ЛО-ЛЁ  ______________    ВЫ-ВЫ-ВИ _______________  ЖА-ЖА-ЗА ______________  ЩУ-ЧУ-ЧУ _______________  СЯ-ЩА-ЧА ________________   

звуковых рядов: ПУХ-МЕХ-МОХ  ____________   КОТ-КИТ-ТОК ________________     МАК-БАК-ЛАК  _________________ 

различение слов, близких по звуковому составу: ЛУК-ЖУК __________________    ДОМ-КОМ  _____________________  МЫШКА-МИШКА __________________    ХАЛАТ-САЛАТ____________________ ПОЛЕНО-КОЛЕНО ________________

воспроизведение слов, произнесенных по отдельным звукам:

И,Г,Л,А ____________    С,У,М,К,А _____________     К,Р,Е,С,Л,О________________   Б,Е,Р,Ё,З,А______________________

13. Фонематическое восприятие: послушай и определи

согласные среди гласных: А  П  Р  О  Т  К   У  В  И  Д  Э  Я  Б  Ы    

 

оппозиционные звуки и слоги: Д – Т _____    С – Ш ______      Р – Л ______    Ж – З _______  

 ЗА – СА ________   ША – ЖА __________    ЦА – СА   _________    ЧА – ТЯ ____________

первый  гласный и  последний согласный:  АИСТ__________   ИНДЮК_______________ УГОЛОЧЕК _______________    

первый согласный и последний гласный: ТАНЯ____________    МАСЛО______________    ПЛАНЕТА _______________  

2, 3, 4 звук в словах: ВРАЧ_______   КРОТ______   МЫШКА______   РАДУГА__________    РУБАШКА_______________

последовательность звуков в слове: КОШКА_________  КВАДРАТ  _____________   ИЗЮМИНКА__________________

подбор слов на заданный звук ______________________   подбор картинок на заданный звук ______________________

найти недостающую букву в слове: К... ИГА _____    Л…ШАДЬ _____      П…ГОВИЦА _____     ЧАС…КИ _____    

узнать слова, имеющие заданный звук:

С-Ш: сила, шило, шахта, весна,  шея     Ж-З: дождик, магазин, змея, жаба     Р-Л: рак, ложка, варить, пар, вилка

И-Ы: лыжи, мыть, пила, рыба,  клин     С-Ц: сани, цапли, оса, кольцо, коса    Ч-Ть: луч, чай, тётя, чайка, лечить

14. Слоговая структура слова:

анализ звукового состава слова: КОТ__________    УСЫ__________    ПЛАЩ__________    МАШИНА_____________

произношение слов с различным слоговым составом:  ПИ-ЛА ____________  ПИ-РА-МИ-ДА ______________________ ТРАН-СПОРТ ____________  ПЕ-РЕК-РЕС-ТОК ___________________   СТРО-И-ТЕЛЬ-СТВО _______________________  

   

предложения: повтори

 Дети слепили снеговика из снега. _________________________________  _______________________________________

Фотограф фотографирует детей.___________________      __________________________    _______________________

В саду за высоким забором растут яблони и груши.  ___________________________  _____________________________

15. Письмо: образцы работ  

списывание: отдельных букв __________________ слогов _________________ слов _________________________________

 c печатного текста ___________________________  с письменного текста  __________________________________________ диктант __________________________________________________________________________________________________

ошибки: _________________________________________________________________________________________________

16. Чтение: успеваемость ___________________  понимание: не понимает; с помощью наводящих вопросов, частичное понимание текста, понимает отдельные слова, полное  понимание текста ___________________________________________

способ чтения: побуквенное  ________________  по слогам _______________________  словами ______________________ слитное __________________________________________  ошибки: отсутствуют;   угадывающее чтение;  замены,  пропуски: букв, слогов, окончаний  _________________________________________________________________________________

17. Проявление заикания: причины, выраженность, форма;  ситуация, усугубляющая его проявление __________

 _______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

18. Краткая характеристика психического статуса: организованность, самостоятельность ________________ устойчивость внимания ______________  работоспособность ______________________  наблюдательность ______________ отношение к своему дефекту ________________________ запас общих представлений ________________________________ эмоционально-волевая сфера _____________________  конфликтность _____________________________________________  особенности поведения  _____________________________________________________________________________________

 

19. Заключение учителя–логопеда: при первичном обследовании__________________________________

________________________________________________________________________________________

20. Уточненное заключение: на первое полугодие_______________________________________________

 ________________________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________________

21. Динамика коррекции речи: на конец года _________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...

Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)

Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...

Карта речевого обследования в помощь логопеду

Грамотное диагностическое обследование и  выделение проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей работы учителя-логопеда.  "Карта речевого р...

Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ

Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ...