Главные вкладки

    Разработка углубленного речевого обследования обучающихся с ДЦП.
    методическая разработка на тему

    Семенова Марина Николаевна

    Речевая карта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rech._karta.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    углубленного обследования

    1. Фамилия, имя (списала, называет)  ______________________________ дата рождения  ____________

    2. Школа _________________ класс _______________________  дата поступления _______________

    3. Домашний адрес, телефон: (списала, называет) ______________________________________________

    4. Ф.И.О. родителей (списала, называет) ______________________________________________________

    5. Особенности общения: легко и быстро;  не вступает; формальный  (чисто внешний), избирательный ___________

    6. Данные о развитии: диагноз при поступлении  ________________________________________________  

    а) формирование двигательной сферы: ходит самостоятельно _____________с помощью _______________________                                              

      насильственные движения ___________________ когда пошел _____________________ когда сел _____________________  б) зрение _________________ в) слух ________________________ г) речь ________________________________ 

    д) манипулятивная функция рук: ведущая рука ________________________  захват _____________________________

       координация движений _________________  насильственные движения: тремор __________   гиперкинезы ____________  

       

    7. Состояние артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры: в полном объёме, ограничено

      а) нарушение мышечного тонуса: спастичность,  гипотония,  дистония,  ассиметрия лица,  гиперкинезы,  апраксия

      носогубные складки (сглаженные, симметричность) ____________________________________________________________

      щеки (надувание, втягивание) _______________________________________________________________________________

      смыкание губ (полное, неполное) ____________________________________________________________________________

      умение держать рот закрытым (постоянно, временно, отсутствие)  ________________________________________________

      движение нижней челюсти (открывание, закрывание рта)  _______________________________________________________

      умение нахмурить \ поднять брови (произвольно, по заданию)  ___________________________________________________

      умение закрывать \ открывать один глаз (произвольно, по заданию)  ______________________________________________

     б) саливация ____________________ в) жевание ________________________ г) глотание __________________________

     д) вегетативные расстройства: покраснение – бледность  во время речи _________ запинки ______________________

      потение рук  _______ изменение высоты и тембра голоса ________________________ насильственные движения ________  

     е) губы (тонкие, массивные, толстые; особенности) ________________________________________________

      движение губ: смычка, оскал, вытягивание вперед, в стороны  _______________________________________________

     ж) зубы (общий вид, прикус) _________________________________________________________________

     з) язык (укороченная уздечка;  вид: географический, гладкий; широкий, узкий, большой, короткий;  тремор;  отклонение    

       «девиация» языка ) _______________________________________________________________________________________                

      движение языка: вперед-назад  ______ вверх-вниз ______ вправо-влево ______  произвольное высовывание языка _____

      облизывание (круговые  движения) _______  пощелкивание ______   лопаточка ______   иголочка _____  чашечка  ______

      расположение языка в полости рта: неподвижен ______ комом ___________ насильственные движения ______________

     и) твердое небо (без особенностей, высокое, узкое, готическое, наличие расщелины) _________________________

     к) мягкое небо (короткое, расщелина, отсутствие язычка) ____________________________________________

       

    8. Просодическая организация звукового потока:

    а) голос: сильный, слабый;  звонкий, глухой; истощающийся, затухающий, сдавленный,  особенности  _________________

    б) тембр: хриплый; назализованный, напряженный, дрожащий  ___________________________________________________

    в) темп: тахилалия,  брадилалия, запинки, зависит от проявления гиперкинезов  _____________________________________                                                                                                      г) ритм речи:  растянутый,  медленный,  скандированный _______________________________________________________

    д) дыхание: свободное, затрудненное, неровное, неритмичное  ___________________________________________________

    е) синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: сохранна, нарушена   ______________________________

    ж) дифференциация носового и ротового выдоха _____________________________________________________________

    9. Понимание обращенной речи: понимает,  не понимает,  на бытовом уровне, ситуативное ____________________        

     а) инструкции: простые, сложные __________________________________________________________________________

     б) слов (предмет, действие, признак)_________________________ в) словосочетаний _______________________________

     г) предложений: простые, сложные _________________________________________________________________________

     д) конструкций: логико-грамматических: показать: Мамина дочка ______   Дочка мамы ______    Дочкина мама _______

     предложных: нарисовать Круг под квадратом ___________________   Квадрат под кругом ___________________________

     сравнительных: Я позавтракал после того, как нарубил дров. Что я сделал раньше? __________________________________

     обратных: Машу слушала мама. Кто говорил? ____  Кто слушал? ____  Сестру брат зовет домой. Кто дома? ___________

     е) причинно-следственных связей: (исправь) Шёл дождь, потому что я взяла с собой зонтик. ________________________

     ж) значение переносного смысла  __________________________________________________________________________

    10. Характеристика речи:

    а) словарный запас: в пределах обихода, ограничен, достаточный ______________________________________________   

     особенности: склонность к эхолалии, наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания) _______________________

     обобщающие понятия: (назови одним словом) овощи, фрукты, транспорт, мебель, одежда, дик./дом. животные, птицы

     название детенышей: у лошади _______  у свиньи _______  у коровы __________  у собаки __________   у овцы ________

      у курицы  __________     у гусыни  __________   у волка ___________   у  медведя  ___________   у  лисицы ____________

     синонимы: дети ___________  врач ___________   печаль ____________   друг _______________   веселый _____________

     антонимы: высокий  __________   холодный __________   тяжелый __________   старый __________    глубокая  _______

     улетел  __________   упал  __________    говорит ____________    сел __________    враг __________    добро ___________

    б) грамматический строй: объём и типы употребляемых предложений _________________________________________

     

     образование мн. числа существительного: перо _______ ведро _______ стул _____  ухо ______  лоб ______  глаз ______

     прилагательных: сильный лев ______________  яркая  звезда ________________   холодное море ____________________

      Рд.п. множественного числа: МНОГО (чего?) грибы _________  ягоды _________  деревья _________  овощи _________

      фрукты __________  лампы __________  окна _________  стулья ____________  облака __________  тетради ___________

      согласование сущ. с числительным: посчитай до пяти

      1яблоко  ….3……5……   1стул  …..3……5…….    1лиса  …. 3…… 5…… 1рука .....  3…… 5……1ухо ….  3…… 5……..    

       

      использование предлогов:  В____,   НА_____,    К____,     ОТ_____,    У____,    С ____,   ИЗ _____,  ПО ____.,   ЗА _____,

      ПОД_____,  ИЗ-ПОД _____,   ПЕРЕД_____,  ОКОЛО_____,   МЕЖДУ_____,    ИЗ-ЗА  _____,   ЧЕРЕЗ ______. 

     

      образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом: гриб __________    ковер ___________                                                              

      кукла ______________   замок  ________________   муха ________________   окно ____________  кот ________________

      относительные прилагательные: мяч из резины ___________   ком из снега __________   туфли из кожи _____________

      СОК из персика _____________   из сливы ______________   из вишни _____________   из моркови ___________________

      СУП из курицы _____________  из рыбы _____________  из фасоли _____________  из мяса _________________________

      притяжательные прилагательные: ЧЬЯ ЛАПА?   волк…….………..      лиса ……..….……..    медведь ………………….

      ЧЕЙ ХВОСТ?  заяц ………..     белка ……….     лиса ……….   ЧЬЯ ОДЕЖДА?  папа……….    повар …………………….....

      ЧЬЁ? дупло белки …………   пальто мамы ………..   ЧЬИ СЛЕДЫ?  птица…………...  олень …………….      

      употребление падежных конструкций: В  лесу  растёт  (ЧТО? Им.п.)_________.    Около   (ЧЕГО? Рд.п.)  _______   есть поляна.

      К (ЧЕМУ? Дт.п.) _________   ведёт  тропинка. НА (ЧТО?Вн.п.) ______ садятся птицы. Под (ЧЕМ? Тв.п.) ________   много грибов.

      На (ЧЁМ? Пр.п) _________  живет белка.

     

    в) связная речь: описание предмета: ______________________________ картинки ______________________________

    составление предложений: по картинкам _____________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    по опорным словам и словам, расположенным в беспорядке ______________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    составление рассказа: по предметно-практическим действиям (расскажи, что я делаю)  ___________________________

     _________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    по сюжетной картинке ______________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    по серии сюжетных картинок (правильность определения последовательности картинок) ____________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    пересказ текста: услышанного ______________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

    прочитанного______________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________

     _________________________________________________________________________________________________________  

    11. Звукопроизношение:

    степень разборчивости речи:  разборчивость снижена,  речь нечеткая, смазанная;   малопонятная для окружающих, невнятная, есть гнусавый оттенок; общение с помощью жестов или  звукоподражания           

    С

    С

    З
    З’

    Л
    Л’

    Р
    Р’

    Ч

    Ш

    Ж

    Ц        

    Щ

    Д
    Д’

    П
    П’

    Б
    Б’

    В
    В’

    М
    М’

    Н
    Н’

    Т
    Т’

    Ф
    Ф’

    Г
    Г’

    К
    К’

    Х
    Х’

    изолированно

    слово

    фраза

    спонтанная

    речь

       

    произношение звуков по подражанию:  А_____  О_____  У_____  Ы_____  Э_____  И_____  Е____  Ё____  Ю____  Я____

    повтори за мной: Мама Милу мылом мыла. ___________________________________________________________________

    Кудрявая берёзка развесила серёжки. _________________________________________________________________________

    Наша серая кошка сидела на крыше. __________________________________________________________________________

    12. Фонематический слух: послушай и повтори

    дифференциация фонем: АО____    АИ____   ИУ____  ЫИ___    АИУ_______  УИА_______   ОИЫ_______   ИОУ_______

    АОУИ_________   ИЫОУ__________   АОЫУ_________   ОАУЫ__________  АОИУЫ________   УИАОЫ______________

    дифференциация слогов: ПА-БА-ПА ____________     ТА-ДА-ТА ________________     МА-МЯ-МЯ __________________   ГА-КА-ГА ________________ НЫ-НИ-НЫ ______________    ЗУ-СУ-СУ ________________     ЛО-ЛО-ЛЁ  ______________    ВЫ-ВЫ-ВИ _______________  ЖА-ЖА-ЗА ______________  ЩУ-ЧУ-ЧУ _______________  СЯ-ЩА-ЧА ________________   

    звуковых рядов: ПУХ-МЕХ-МОХ  ____________   КОТ-КИТ-ТОК ________________     МАК-БАК-ЛАК  _________________ 

    различение слов, близких по звуковому составу: ЛУК-ЖУК __________________    ДОМ-КОМ  _____________________  МЫШКА-МИШКА __________________    ХАЛАТ-САЛАТ____________________ ПОЛЕНО-КОЛЕНО ________________

    воспроизведение слов, произнесенных по отдельным звукам:

    И,Г,Л,А ____________    С,У,М,К,А _____________     К,Р,Е,С,Л,О________________   Б,Е,Р,Ё,З,А______________________

    13. Фонематическое восприятие: послушай и определи

    согласные среди гласных: А  П  Р  О  Т  К   У  В  И  Д  Э  Я  Б  Ы    

     

    оппозиционные звуки и слоги: Д – Т _____    С – Ш ______      Р – Л ______    Ж – З _______  

     ЗА – СА ________   ША – ЖА __________    ЦА – СА   _________    ЧА – ТЯ ____________

    первый  гласный и  последний согласный:  АИСТ__________   ИНДЮК_______________ УГОЛОЧЕК _______________    

    первый согласный и последний гласный: ТАНЯ____________    МАСЛО______________    ПЛАНЕТА _______________  

    2, 3, 4 звук в словах: ВРАЧ_______   КРОТ______   МЫШКА______   РАДУГА__________    РУБАШКА_______________

    последовательность звуков в слове: КОШКА_________  КВАДРАТ  _____________   ИЗЮМИНКА__________________

    подбор слов на заданный звук ______________________   подбор картинок на заданный звук ______________________

    найти недостающую букву в слове: К... ИГА _____    Л…ШАДЬ _____      П…ГОВИЦА _____     ЧАС…КИ _____    

    узнать слова, имеющие заданный звук:

    С-Ш: сила, шило, шахта, весна,  шея     Ж-З: дождик, магазин, змея, жаба     Р-Л: рак, ложка, варить, пар, вилка

    И-Ы: лыжи, мыть, пила, рыба,  клин     С-Ц: сани, цапли, оса, кольцо, коса    Ч-Ть: луч, чай, тётя, чайка, лечить

    14. Слоговая структура слова:

    анализ звукового состава слова: КОТ__________    УСЫ__________    ПЛАЩ__________    МАШИНА_____________

    произношение слов с различным слоговым составом:  ПИ-ЛА ____________  ПИ-РА-МИ-ДА ______________________ ТРАН-СПОРТ ____________  ПЕ-РЕК-РЕС-ТОК ___________________   СТРО-И-ТЕЛЬ-СТВО _______________________  

       

    предложения: повтори

     Дети слепили снеговика из снега. _________________________________  _______________________________________

    Фотограф фотографирует детей.___________________      __________________________    _______________________

    В саду за высоким забором растут яблони и груши.  ___________________________  _____________________________

    15. Письмо: образцы работ  

    списывание: отдельных букв __________________ слогов _________________ слов _________________________________

     c печатного текста ___________________________  с письменного текста  __________________________________________ диктант __________________________________________________________________________________________________

    ошибки: _________________________________________________________________________________________________

    16. Чтение: успеваемость ___________________  понимание: не понимает; с помощью наводящих вопросов, частичное понимание текста, понимает отдельные слова, полное  понимание текста ___________________________________________

    способ чтения: побуквенное  ________________  по слогам _______________________  словами ______________________ слитное __________________________________________  ошибки: отсутствуют;   угадывающее чтение;  замены,  пропуски: букв, слогов, окончаний  _________________________________________________________________________________

    17. Проявление заикания: причины, выраженность, форма;  ситуация, усугубляющая его проявление __________

     _______________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    18. Краткая характеристика психического статуса: организованность, самостоятельность ________________ устойчивость внимания ______________  работоспособность ______________________  наблюдательность ______________ отношение к своему дефекту ________________________ запас общих представлений ________________________________ эмоционально-волевая сфера _____________________  конфликтность _____________________________________________  особенности поведения  _____________________________________________________________________________________

     

    19. Заключение учителя–логопеда: при первичном обследовании__________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    20. Уточненное заключение: на первое полугодие_______________________________________________

     ________________________________________________________________________________________

     ________________________________________________________________________________________

    21. Динамика коррекции речи: на конец года _________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.

    Особенности построения урока для детей со сложной структурой дефекта в целях развития мотивационной сферы....

    Песпективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения обучающихся с ДЦП

    Перспективное планирование логопедической работы с обучающимися с ДЦП....

    Перспективное планирование логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи обучающихся с ДЦП.

    Перспективное планирование логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи обучающихся с ДЦП....

    Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП

    Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....

    Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ

    Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ...