Внеклассное мероприятие по теме: "В гости к А.С. Пушкину" (отчет о поездке учащихся 6 "А" класса в Санкт-Петербург)
материал по литературе (6, 7 класс) по теме

Дорофеева Людмила Михайловна

Материал данного мероприятия способствует закреплению и обощению знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Знакомит с пушкинскими местами Санкт-Петербурга и его окрестностями. Способствует развитию коммуникативных навыков учащихся II отделения школ II вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

для учащихся 6 - 7-х классов I и II отделения ГКОУ СКОШИ №30

Учитель русского языка и литературы ГКОУ СКОШИ № 30 Л.М. Дорофеева

Тема: В гости к А.С. Пушкину

Цель: способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

  • способствовать формированию интереса к произведениям поэта и воспитанию уважения к данной исторической  личности;
  • ввести учащихся в мир истории и культуры родного края (пушкинские места Санкт-Петербурга и его окрестности);
  • способствовать приобщению к литературной культуре на основе использования материалов музеев;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся II отделения.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступления учеников 6 «А» класса.
  3. Заключение. Слово учителя.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя

Татьяна Львовна, героиня повести Альберта Лиханова «Последние холода», работник детской библиотеки, сказала такие слова: « А.С. Пушкина нельзя учить. Его можно любить. К нему надо спешить, как на свидание.»

О наших встречах с А.С. Пушкиным мы и хотим вам рассказать сегодня.

Первая встреча с великим поэтом состоялась в Немецкой слободе. Там родился Александр Пушкин, в Елоховской церкви его крестили, в том же районе жил его любимый дядя  Василий Львович Пушкин.

Вторая встреча проходила в подмосковном имении Захарово, куда на летнее время вывозили маленького Сашу.

Третья встреча - Царский Лицей, где Александр провёл самые счастливые годы своей жизни.

Четвёртая встреча - Арбат, дом 53. Это первая семейная квартира четы Пушкиных. (слайд)

А  пятая встреча - это места Санкт-Петербурга и его окрестностей: Суйда-Кобрино – Выра - Музей-усадьба Г.Р. Державина-Михайловский замок - памятник Медный всадник - Чёрная речка - памятник А.С. Пушкину. О ней  вы узнаете сейчас из выступления учеников 6 «А» класса, который поделятся своими впечатлениями  от поездки.

II.Выступления учеников 6А класса

1 ученик:

Суйда – имение Абрама Петровича Ганнибала, прадеда А.С. Пушкина. Ему поэт посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого». В Суйде родилась и вышла замуж мама поэта Надежда Осиповна. (слайд)

 Главным украшением и достопримечательностью парка в Суйде является каменный диван арапа и искусственный пруд, сделанный в виде лука, направленного в сторону Швеции, символизирующий победу Петра I над шведами в Северной войне. (слайд)

Музей «Суйда» организован во флигеле бывшего поместья. В музее представлены подлинные вещи самого А.П. Ганнибала: книги, бронзовый подсвечник, шкатулка, табакерка, серебряная ложечка (слайд). Залу во флигеле украшает картина , на которой , по предположению сотрудников музея, изображён молодой А.П. Ганнибал. Есть  и бюст арапа Петра I, который выполнил и подарил музею скульптор Валерий Шевченко. (слайд)

В Суйде А.П. Ганнибал провёл последние годы жизни и был похоронен. На месте могилы установлен памятник. (слайд)

2 ученик:

Интересный факт: известен вклад А.П. Ганнибала в развитие картофелеводства в России. Первая грядка с картофелем появилась ещё при Петре I. Он Абрам Петрович выращивал картофель, надеясь использовать его как лекарственное растение. (слайд)

В 1760-х годах Екатерина II решила, что «земляное яблоко» можно использовать в голодные годы. Она поручила Абраму Ганнибалу заняться у себя в усадьбе разведением картофеля. (слайд)

Усадьба А.П. Ганнибала Суйда стала первым местом в России, где появились картофельные поля. В некоторые годы картофель спасал от голода. (слайд)

3 ученик:

Кобрино. Кобрино – это деревня, где жила Арина Родионовна Яковлева, няня А.С. Пушкина с 1781 года. В 1798 году она уехала из деревни вместе с семьёй Пушкиных в Москву.

Музей «Домик няни А.С. Пушкина» - музей крестьянского быта, где воссоздано убранство крестьянской избы конца XVIII века. (слайд)

В настоящее время музей закрыт на реставрацию. Выставленные бытовые экспонаты находятся в административном корпусе музея. Они рассказывают о том, как жили крестьяне конца XVIII века и семья няни А.С. Пушкина. (слайд)

А.С. Пушкин на всю жизнь сохранил к няне трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в своих письмах.(слайд)

4 ученик:

Выра. Выра – почтовая станция, третья по счёту от Санкт – Петербурга. Александру Сергеевичу приходилось останавливаться на станции Выра, чтобы поменять лошадей.

Во дворе станции находились конюшенные и амбарные помещения, противопожарная каланча, колодец с водой.(слайд)

В северном корпусе станции, который служил жильём для семьи станционного смотрителя. Открыли музей «Дом станционного смотрителя». (слайд)

 «Дом станционного смотрителя» - единственный в России музей, посвящённый конкретным героям из повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».

Музейный комплекс состоит из «чистой половины для проезжающих». Там стоит стол хозяина, стулья и диваны для проезжающих, сундуки, чемоданы, дорожные шкатулки. На вешалке висит форма смотрителя. На столе лежит «подорожная» - книга для записей. (слайд)

5 ученик:

Из «чистой половины» вход в смотрительскую, названную «комнатой Дуни». Здесь стоит столик для рукоделия, старинный комод. На комоде скромное зеркальце. Над комодом портрет Дуни, написанный в лубочной манере художницей Надеждой Берлович.(слайд)

Из « чистой половины» можно пройти и в ямщицкую. На стенах развешены старинные хомуты, дуги, сбруи со знаменитыми валдайскими колокольчиками и бубенцами. Здесь шапочка ямщика и кисет для табака,  который  был у всех ямщиков.(слайд)

Старинная русская печка – основное место ямщицкой. Здесь можно увидеть глиняную и деревянную посуду, вёдра и кадки из дерева, умывальник из меди. (слайд)

Музей « Дом станционного смотрителя» раскрывает страницы родной истории, знакомит с ушедшим  дорожным бытом и рассказывает о путешествиях  А.С. Пушкина по России. Музей передаёт дух пушкинской повести и его эпохи.(слайд)

6 ученик:

Музей-усадьба Гавриила Романовича Державина – это особняк поэта на набережной Фонтанки. Здесь после 1811 года проходили собрания членов кружка «Беседы любителей русского слова». (слайд)

Интерьер музея воссоздан в стиле екатерининской эпохи. (слайд)

Гавриил Романович Державин 8 января 1815 года присутствовал на публичном экзамене при переходе с младшего трёхлетнего курса Царскосельского лицея на старший. На экзамене Александр Пушкин прочитал своё произведение «Воспоминание в Царском Селе». «Державин был в восхищении». « Я не умер, - воскликнул он.- Вот, кто заменит меня.» Так Г.Р. Державин благословил 15-летнего лицеиста Александра Пушкина в свои преемники. (слайд)

7 ученик:

Михайловский замок. Михайловский замок – это бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга. Он построен как замок на воде по приказу императора Павла I. Дворец похож на  средневековую крепость. (слайд)

Михайловский замок – самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике воплотились вкусы и своеобразие личности императора Павла I.Михайловский замок стал местом его смерти. (слайд)

В 1817 году А.С. Пушкин написал оду «Вольность». Местом написания этого произведения стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки, из окон которой открывался взору Михайловский замок, связанный с трагической судьбой Павла I. (слайд)

8 ученик:

Медный всадник. Так  называется памятник Петру I на Сенатской площади. Своё название он получил благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина, хотя изготовлен из бронзы. (слайд)

Интересный факт: постамент памятника – гром-камень. Он найден в деревне Конная Лахта.  Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдержать тяжесть. Эта операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года .Камень был доставлен на берег Финского залива. Транспортировка камня по воде началась только  осенью. Гигантский «Гром – камень» прибыл в  Санкт-Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. (слайд)

9 ученик:

Черная речка. Черная речка – место дуэли А.С. Пушкина и Дантеса, где 1837 году был смертельно ранен великий поэт. 2017 году исполнилось 180 лет со дня смерти поэта. (слайд)

19 июня 1957 года на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея был установлен памятник великому русскому поэту. Скульптор Михаил Аникушин создал этот великолепный монумент. (слайд)

III. Заключение. Слово учителя.

Вот и закончилась наша пятая встреча с А.С. Пушкиным. А мы уже готовимся встретиться с ним вновь в Михайловском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

План-конспект внеклассного мероприятия на тему: "В гостях у сказки"

Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.Ход мероприятияТы представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал уч...

Презентация к внеклассному мероприятию по теме: "В гости к А.С. Пушкину"

Презентация поможет представить слушателям места, о которых рассказывают учащиеся 6 "А" класса....

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...