Урок чтения "Снежная баба" Саша Черный Выразительное чтение стихотворения
план-конспект урока на тему

Лаврух Наталья Александровна

Урок чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок чтения25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения

Тема урока «Снежная баба» Саша Черный. Выразительное чтение стихотворения.

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить со стихотворением Саши Черного «Снежная баба»;
  • Познакомить с биографией Саши Черного;
  • Учить читать стихотворение выразительно;
  • Объяснить значение слов «копна», «мохнатая»

Воспитательные

  • Учить чувствовать красоту поэзии;
  • Прививать любовь к чтению;

Коррекционные

  • Учить пользоваться различными интонациями;
  • Упражнять артикуляционный аппарат;
  • Развивать мышление и речь.

ХОД УРОКА.

Орг. момент.

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок,

Здесь мы будет не ленится,

А учиться и трудиться.

Артикуляционная гимнастика.

Превращаем  наши язычки в сосульки. (Высунуть острый язык изо рта и держать напряженным в течение 5, потом 10 секунд).

А теперь наша сосулька закачалась. (Высунуть язык изо рта, покачать язык вправо-влево).

Речевая разминка

Чтобы лучше нам читать,  надо язычки размять. Я читаю, а вы повторяйте.

Ок-ок-ок – на улице  снежок

Ма-ма-ма – пришла зима

Арь-арь-арь – наступил декабрь

Ул-ул-ул- ветер подул

Оз-оз-оз пришел мороз

- О каком времени года наша чистоговорка? (о зиме.)

Как называется раздел, который мы изучаем?

Проверка домашнего задания.

С каким рассказом мы познакомились на прошлом занятии?  Рассказ А.Н.Толстого «Ёлка».

Вопросы по произведению. Ответ находим в тексте.

1.Как выглядела ёлка, когда её принесли из леса?

2.Что в ней изменилось потом?

3.Как в старину украшали ёлки?

4.Как сейчас украшают ёлки на новый год?

5.Весело ли было детям?

6. Зачем нужны взрослые на празднике?

Объявление темы урока.

Сегодня мы будем изучать новое произведение. Сначала угадайте автора. (ребус)

Новая тема.

Биография Саши Черного.

На уроке мы познакомимся с творчеством Саши Чёрного. Саша Черный – это псевдоним. Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. В семье  было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился певдоним. Мальчик стал гимназистом в возрасте десяти лет. Но учеба давалась Саше с трудом, его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи.  Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.  В 1910-1913 годах поэт писал детские книги.  Потом он уехал за границу, жил в разных странах . Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.

Саша Черный – русский поэт, и мы познакомимся сегодня с его стихотворением.

Прежде чем приступить к чтению нового произведения мы с вами сделаем разминку для глаз.

Разминка для глаз.

Как называется произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Меня не растили -

из снега слепили.

Вместо носа ловко

вставили морковку.

Глаза - угольки,

руки - сучки.

Холодная, большая,

кто я такая?(Снежная баба)

Итак, мы сегодня познакомимся со стихотворением Саши Чёрного «Снежная баба»

Словарная работа.

Копна – небольшая куча

Мохнатая – рыхлая, пушистая

В тексте нам встретятся сложные слова, прочитаем их по слогам.

Ва-силь-ко-вый. Это какой цвет?

Си-нег-ла-за-я. Что это значит?

Смысловая догадка перед чтением произведения.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в стихотворении с названием «Снежная баба».

Чтение произведения  учителем.

Анализ произведения.

Понравилось ли вам стихотворение?

Кто герой этого стихотворения? Как звали мальчика?

Какой была погода?

Что с случилось  с Гришей?

Почему Грише не спалось?

Объясните поведение мальчика. Почему он так сделал?

Опишите, какой вы представляете Гришину снежную бабу.

Можно ли назвать Гришу заботливым мальчиком?

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Какие строки ты считаешь смешными?

Физкультминутка.

Снеговик в лесу пропал                

Он куда-то убежал.                        

 Может, испугался волка?                 

 Может, зайка сбил с дороги?        

И в сугробах тонут ноги?       

Чтение  стихотворения детьми

Сегодня мы будем читать только 1 часть – 7 четверостиший.

Сначала каждый читает шепотом.

Снеговики бывают веселые (Надуть щеки. Сделать веселое выражение глаз.)

Снеговики бывают грустные (Опустить уголки губ вниз)

Каждое четверостишие будем читать с разной интонацией.

1-ое четверостишие прочитать радостно.

После прочтения вопрос: Как Саша Чёрный описывает погоду?

2-е четверостишие прочитать грустно.

После прочтения вопрос: Что делает Гриша? Какое у него настроение? Почему?

3-ое четверостишие прочитать радостно.

После прочтения вопрос: Что делает мама? Где?

Что сделал Гриша? Как автор говорит, что он оделся?

4-е четверостишие прочитать сказочно.

После прочтения вопрос: Как описывается снег? Что он делает?

5-ое четверостишие прочитать с удивлением

 После прочтения вопрос: Как Гриша делает снеговика? Из чего?

 6-ое четверостишие прочитать устало.

7-ое празднично

 После прочтения вопрос: Какая у него получилась баба? Как автор об этом говорит?

Работа с картинками. Найдите текст к картинкам.

Какие картинки можно нарисовать еще.

Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение.

Нарисовать рисунок к стихотворению.

1 ряд – одетого мальчика Гришу

2 ряд – снеговика.

Рефлексия.

Чему учит нас это стихотворение Саши Чёрного?

Если у вас хорошее настроение после урока – покажите веселого снеговика, если плохое – грустного снеговика.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова  «Деревья»...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"

Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...

Тема урока: Анализ средств художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели урока: выявление  художественной  идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино",проявляющейся в изображении поведения,душевного состояния,отношения к происходящему мужественных...

Оценивание выразительного чтения стихотворения

Выделены критерии оценивания выразительного чтения, каждый из которых имеет свои баллы. В заключительной колонке выставляется оценка на основе полученных баллов....