Конспект урока по СБО на тему "Прием гостей."
план-конспект урока (9 класс) на тему

Козлова Надежда Николаевна

 Тема раздела «Культура поведения»

Тип урока комбинированный урок

Общая дидактическая цель по типу урока – создать условия для формирования умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

 Цели по содержанию:

Образовательные:

·         актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

·         обобщить и систематизировать знания учащихся по ранее изученному материалу.

Воспитательные:

·         формирование у учащихся доброжелательного отношения к другим людям, чувства долга.

·         прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;

·         формировать навыки самообслуживания;

·         воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие социальной компетенции;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

КС(К)ОУ  «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Конспект урока СБО

"Прием гостей.

Правила поведения в гостях"

9 класс

Козлова Надежда Николаевна,

учитель социально-бытовой ориентировки

2014-2015 учебный год

 Тема раздела «Культура поведения»

Тип урока комбинированный урок

Общая дидактическая цель по типу урока – создать условия для формирования умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

 Цели по содержанию:

Образовательные:

  • актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по ранее изученному материалу.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся доброжелательного отношения к другим людям, чувства долга.
  • прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;
  • формировать навыки самообслуживания;
  • воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие социальной компетенции;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения

ноутбук, мультимедиапроектор,

мультимедийная презентация «Прием гостей», презентация 1, «Своя игра», презентация 2, набор посуды для сервировки стола.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

принцип связи обучения с жизнью,

принцип сознательности и активности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Основные знания: учащиеся должны знать правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма, выполнять сервировку праздничного стола.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Концентрация внимания детей.

II. Основная часть. Введение в тему занятия

- Ребята, ответьте мне на вопрос. Любите ли вы принимать гостей и ходить в гости? (Ответы детей).

- Да, я не сомневалась, что в гости любят ходить все: и девочки, и мальчики. В самом деле, что может быть лучше, чем встретиться с друзьями, поиграть, посмотреть вместе мультфильмы, поделиться радостью друг с другом. В гостях можно приобрести новых друзей. А воспоминания о приятно проведённом времени ещё долго доставляют нам удовольствие.

 - Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) 

И  сегодня на уроке мы познакомимся с правилами приёма гостей для хозяина, научимся сервировать стол к приему гостей, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

     Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином.   Это подтверждают пословицы,  придуманные народом.

  пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)

- Как вы понимаете эту пословицу?

 «Гостеприимство»! Слышали ли вы это слово! (Ответы детей). Правильно, это слово образовано от слов «гость» и «принимать» (ГОСТЕПРИИМСТВО)

- Гостеприимство – это радушный прием гостей. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

-  А бывают ли правила гостеприимства, как вы думаете? (Ответы детей)

Давайте попытаемся вместе сформулировать правила гостеприимства:

 (Слайд3) Правила приема гостей:

- Как правильно приглашать гостей к себе? (Ответы детей)

 

  1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.

- Должен ли хозяин знакомить гостей друг с другом? (Ответы детей)

      2. Познакомь гостей друг с другом. (Слайд3)

- Чем и как развлечь гостей? (Ответы детей) (Придумать игры и сюрпризы, завести общий интересный разговор, в котором может принять участие каждый.)

      3. Предложи беседу или игру, интересную для всех. (Слайд3)

- Должен ли щедрый хозяин угощать гостя? (Ответы детей)

      4. Обязательно угости гостя. (Слайд3) 

-  Как себя правильно вести при уходе гостей?

(В обязанность хозяина дома входит проводить каждого гостя до дверей и помочь ему одеться.)

- Ребята, перед уходом обязательно нужно  поблагодарить гостей за визит.

(Слайд4) Правила поведения в гостях

-  Когда следует навещать своих друзей, подруг, знакомых? (Только в случае, если вас пригласили.) Почему нельзя приходить к знакомым без приглашения? (У каждого человека могут быть свои дела.) Можно ли ходить в гости без приглашения? Почему? (Ответы детей)

-   Правильно ребята, в гости без приглашения ходить не нужно.

-  Что нужно сделать, если вас пригласили в гости? Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

(Поблагодарить и начать готовиться к визиту: готовить подарок и продумывать свой наряд. В гости лучше явиться в своём самом нарядном платье и костюме.)

  1. Отправляясь в гости, будь опрятным и чистым. (Слайд4)
  •  Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь?

      2. Приходи точно в назначенное время. (Слайд4)

  • Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином  игры?

      3.Поддерживай общую беседу или игру. (Слайд4)

  • Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

      4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев. (Слайд4)

  • Как правильно уходить из гостей? Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

      5.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами. (Слайд4) 

 -  Должны ли гости  благодарить хозяина за гостеприимство?

(При уходе попрощайтесь с хозяевами, поблагодарите их за прекрасно проведённое время.)

Сервировка стола. (Слай4)

- Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Сегодня мы с вами вспомним, как правильно сервировать стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью.

Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки.

 К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье).

На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.    

     Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки.

– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)

Игра «Найди ошибку».

Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.

– А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.

– Молодцы!

   Повторение правил поведения за столом.

 -  Кто первым садится за стол: гость или хозяин?

(Первым за стол садится обычно хозяин, так как у него важная задача, следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми.) Внимательный хозяин всегда следит за тем, чтобы у гостей все было.

 

-  Как нужно сидеть за столом? Как правильно есть?

( Не разваливайся на стуле; не клади локти на стол; ешь аккуратно; не нависай над тарелкой) (Не следует сидеть за столом положив ногу на ногу, вставать из-за стола можно только тогда,  когда все закончат есть.)

  • Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?

  • Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?

(Не тянись через весь стол за угощением, попроси передать)

  • Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?

(Не следует выбирать лакомые кусочки)


-  Чем же могут заняться гости после того, как попили чай?

(Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).


- Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? Что значит быть гостеприимным человеком?  
(Ответы детей)

 - Воспитанный человек вежлив всегда, везде и со всеми. Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правильно угостить. Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.  

-  Ребята, а что же делать, если в гостях всё-таки не понравилось? (Ответы детей). Воспитанный человек никому не расскажет об этом, так как это нетактично по отношению к хозяевам дома. Наверняка, они старались принять вас получше и сделали это как умели и как могли.

   Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно  быть хорошим хозяином и приятным гостем. Я думаю, что занятие принесло вам много полезной информации, и вы научились быть гостеприимными. Вы очень хорошо поработали. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КС(К)ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» Учитель СБО Козлова Н.Н.

Слайд 2

« Много гостей – много новостей»

Слайд 3

Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника. Познакомь гостей друг с другом. Обязательно угости гостя. Предложи беседу или игру, интересную для всех. Поблагодари гостей за визит.

Слайд 4

Отправляясь в гости, будь опрятным и чистым. Приходи точно в назначенное время. Поддерживай общую беседу или игру. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев. Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"

Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж...

КОНСПЕКТ УРОКА В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ

В гостях у словарей Цель урока.1. Учить детей пользоваться разными словарями как помощниками в углублении знаний по предмету.2.  Развивать у учащихся интерес к предмету, что в значител...

Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)

Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...

Конспект урока английского языка «В гостях у сказки»

Цель урока: Формирование грамматических и коммуникативных навыковЗадачи: Закрепить грамматические навыки образования вопросов в прошедшем простом времени, вырабатывать навыки монологической речи...

Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

конспект урока по развитию речи "В гостях у времен года".

Конспект урока по развитию речи и ознакомления с окружающим миром: " В гостях у времен года". Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе, ознакомить детей с пословицами и поговорками о вре...