Профориентационная работа и перспективы трудового обучения
статья на тему

Профориентационная работа и перспективы трудового обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа и перспективы трудового обучения

        Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

        Профессия (от лат. - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

        Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

        Дети с ОВЗ с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, и нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

        В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового

воспитания в школе. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

        Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, цель этой работы:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

        Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

        Профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

        Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работы в школе

являются:

  • Профессиональная информация.
  • Профессиональное воспитание.
  • Профессиональное консультирование

        Работа по профориентации осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

        Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

        - 8 класс «Я в мире профессий»

        Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика. Занятия нацелены главным образом на развитие у подростков профессионального сознания, формирование личностного смысла выбора конкретной профессии, развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями.

        -9 класс. «Шаг в профессию»

        Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессии к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб; формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда; контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов

достижений в избранной деятельности; социально-профессиональная адаптация.

        Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников с ОВЗ.

        Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно- полезному и производственному труду, к активной пробе сил- это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

        Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

        В процессе реализации профориентационной работы решаются вопросы:

  • профессиональное просвещение учащихся (через расширение общего кругозора школьников, знакомство с конкретными специальностями);
  • психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);
  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников с ОВЗ;
  • изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);

— индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

Формы работы могут быть следующие:

  • Сотрудничество с профессиональными лицеями
  • Целевые экскурсии на предприятия города.
  • Классные часы: беседы о профессиях.
  • Тематические занятия.
  • Профориентационные игры, конкурсы, викторины «Кто больше всего знает о профессии»
  • Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях
  • встречи со специалистами;
  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе для детей с ОВЗ приносит пользу только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

- Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • анкетирование и тестирование старшеклассников;
  • консультации для школьников и их родителей;
  • профориентационные опросники;
  • профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
  • посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
  • расположение информационных материалов по профориентации на стендах

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

- формирование социально-необходимых знаний и навыков для правильного профессионального выбора воспитанников; 

- налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром профориентации и занятости населения, предприятиями по организации профориентационных мероприятий, а также связи с отдельными учебными

заведениями;

- оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

        Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет, лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеет четкой позиции, сомневаются в своем выборе.

        Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных планов, независимо от того является ли он выпускником школы-интерната для детей сирот или нет, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом имея в виду трудности, с которыми встречаются дети при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

        В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.

        К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1.Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.

 Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2.Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированное потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3.Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным

исследований жизненных ценностей учащихся 7-9 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4.Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5.Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения

из опыта работы по теме"Формирование  общетрудовых навыков и умений", коррекционное обучение(8 вид)...

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА По предмету: Трудовое обучение «Малярное дело» Модуль: "Плиточные работы"

Контрольные задания в четырёх вариантах тестового второго уровня. Контрольные задания не имеют одинаковых заданий, для чистоты проверки знаний....

Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения

Проект раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов...

План работы кафедры учителей трудового обучения на 2014 - 2015 учебный год

Цель: Создать условия  для   повышения уровня профессионализма педагогов трудового обучения,  совершенствования системы трудового воспитания  и обучения  учащихся школы, ...

Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...