Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
план-конспект на тему

Пермякова Людмила Владимировна
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными 
возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектолог: Пермякова Людмила Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад ком-пенсирующего вида № 81 г. Ангарска, Иркутская область.
Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)
Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ дет-ский сад компенсирующего вида №81 разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Характеристика группы детей: Группа четвертого года обучения. Спи-сочный состав группы №2 - 13 человек, все дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех воспитанников группы характерен сниженный уровень познавательного интереса; преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное, тугоподвижное мышление; восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст, воспитанники не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. Внимание рассеянное, все виды памяти снижены. Общая и мелкая моторика не соответствует возрастной норме.  В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, сюжет однотипен. Продуктивная деятельность вне специально организованного психолого – педагогического процесса отсутствует. Для всех детей характерно системное недоразвитие речи раз-ной степени: часто общее звучание речи непонятно окружающим, активный словарь гораздо ниже пассивного, наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слов, речь воспитанников изобилует аграмматизмами, лексико – грамматический строй грубо нарушен, связная речь не развита.
 
Тема: «Веселые фигуры»
Предварительная работа: Это итоговое занятия. Предварительно проводилась работа по закреплению названий и признаков геометрических фигур: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Игры на развитие пространственно – временных представлений, игры на определение количества предметов без предварительного пересчета.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Коррекционно – образовательная задача: Закрепить и обобщить знания детей о геометрических фигурах и их признаках.
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие пространственно – временных представлений, зрительного восприятия при работе с разрезными картинками, рядом геометрических фигур, при работе в тетради. Развитие мыслительных операций, через работу с историей – небылице, д/и «лишняя фигура», д/и «цепочка».
 Коррекционно – воспитательная задача: Воспитывать аккуратность и усидчивость при работе в тетради, умение внимательно слушать ответы товарищей.
Оборудование: 6 тарелочек с разрезными картинками разной конфигурции, картина «времена года», 7 зайчат, платок, 1 круг, 1 квадрат, 2 синих треугольника, 4 зеленых треугольника – у каждого, схема зайца, наборное полотно, геометрические фигуры, «найди отличия – зайчата», картинка для игры «лишняя фигура», тетради (квадрат на четыре части), карандаши, 6 картинок для игры найди ошибку в цепочке.
 
Ход занятия:
 
Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Проходите садитесь на свои места. У вас лежат на тарелочках картинки, вам надо их собрать (картинки времена года, у каждого разные). Дифференцированная работа: Данил, Люба – 4 элемента разной конфигурации, Влад, Андрей – 4 эле-мента с прямыми углами, Дима, Егор – 6 элементов разной конфигурации.
- Что нарисовано на картинке? (времена года) Какое время года (спрашиваю у каждого)? Какое у нас сейчас время года? Какое закончилось, какое наступит, затем какое? 
- Ребята, у кого весной день рождения (у Димы)
2. Основная часть: 
-- Проблемная ситуация
- Ребята, послушайте, а бывает ли так: Выхожу я на улицу весной, а вокруг листопад: красные, желтые, синие листочки опадают. В лесу медведь в спячку впал, птицы улетели на юг. А из-под снега виднеются первые цветы – одуванчики.
- Что перепутал автор? О каких временах года рассказ? Бывают ли синие листочки? А какой первый цветок – появляется из – под снега?
- Ребята, к нам в гости пришли зайчата. А что с ними не так? (они белые, вместо серых)
- Сколько зайчат? (определение без пересчета/ счет шепотом) (сначала 4, затем 6, затем 7)
- Д/и «Найди отличия» (два зайца)
- Давайте сделаем своего весеннего зайца из геометрических фигур (раз-даю фигурки на тарелочках). Посмотрите на схему (выполнение зайца). Из каких фигур сделали? Сколько кругов, квадратов, синих треугольников, зеленых треугольников?
- Давайте отпустим наших зайчиков в лес.
-- Работа с фигурами:
- Посмотрите на доску, что перед вами? (геометрические фигуры)
- Сколько фигур? Назовите их? Какая первая, третья, последняя? Какая стоит между, справа/слева от?
- Назови лишнюю фигуру:
Круг – треугольник – ромб
Квадрат – треугольник – ромб
Круг – овал – прямоугольник
Картина из геометрических фигур
3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:
Мы на плечи руки ставим,  Начинам их вращать,  Так осан-ку мы исправим,  Один-2-3-4-5! Чтоб получше нам размяться,
 Будем ниже наклоняться.
 Наклоняемся вперед,
 А потом наоборот. Вот еще одно заданье-
 Выполняем приседанья.
 Не ленитесь приседать!
 Один -2-3-4-5!
Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз но-гами топнем
Мы попрыгаем немного
 И пройдемся по дороге
 За столы садимся дружно
 Нам теперь учиться нужно
Будем пальчики считать – 1,2,3,4,5. И фигуры называть.
Вот квадрат, а вот и круг, треугольник и ромб, а еще прямоугольник.
Их не трудно посчитать, их по счету ровно пять.
4. Заключительная работа:
-- Работа в тетради
В правом верхнем углу нарисуй фигуру, у которой три угла, в правом нижнем – фигуру, у которой нет углов; в левом верхнем – фигуру, у кото-рой все стороны равны; в левом нижнем – фигуру, у которой четыре угла.
-- Найди ошибку в цепочки, исправь (детям предлагаются каждому листы с цепочкой, необходимо найти ошибку и исправить)
5. Итог - рефлексия:
-- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Когда мы строили зайца, какие фигуры мы использовали? Сейчас каждый, по очереди, назовет одну геометрическую фигуру – важно не повторятся.
Рефлексия: Спасибо, молодцы! 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Дефектолог: Пермякова Людмила Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81 г. Ангарска, Иркутская область.

Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)

Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Характеристика группы детей: Группа четвертого года обучения. Списочный состав группы №2 - 13 человек, все дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них 1 воспитанник с умеренной степенью умственной отсталости, 12 воспитанников с легкой степенью умственной отсталости, в том числе 1 ребенок с синдромом Дауна и 1 ребёнок с синдромом Каннера; 5 воспитанников с легкой степенью умственной отсталости с нарушением поведения. 4 ребенка находятся на инвалидности. Для всех воспитанников группы характерен сниженный уровень познавательного интереса; преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное, тугоподвижное мышление; восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст, воспитанники не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. Внимание рассеянное, все виды памяти снижены. Общая и мелкая моторика не соответствует возрастной норме.  В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, сюжет однотипен. Продуктивная деятельность вне специально организованного психолого – педагогического процесса отсутствует. Для всех детей характерно системное недоразвитие речи разной степени: часто общее звучание речи непонятно окружающим, активный словарь гораздо ниже пассивного, наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слов, речь воспитанников изобилует аграмматизмами, лексико – грамматический строй грубо нарушен, связная речь не развита.

Тема: «Веселые фигуры»

Предварительная работа: Это итоговое занятия. Предварительно проводилась работа по закреплению названий и признаков геометрических фигур: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Игры на развитие пространственно – временных представлений, игры на определение количества предметов без предварительного пересчета.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Коррекционно – образовательная задача: Закрепить и обобщить знания детей о геометрических фигурах и их признаках.

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие пространственно – временных представлений, зрительного восприятия при работе с разрезными картинками, рядом геометрических фигур, при работе в тетради. Развитие мыслительных операций, через работу с историей – небылице, д/и «лишняя фигура», д/и «цепочка».

 Коррекционно – воспитательная задача: Воспитывать аккуратность и усидчивость при работе в тетради, умение внимательно слушать ответы товарищей.

Оборудование: 6 тарелочек с разрезными картинками разной конфигурации, картина «времена года», 7 зайчат, платок, 1 круг, 1 квадрат, 2 синих треугольника, 4 зеленых треугольника – у каждого, схема зайца, наборное полотно, геометрические фигуры, «найди отличия – зайчата», картинка для игры «лишняя фигура», тетради (квадрат на четыре части), карандаши, 6 картинок для игры найди ошибку в цепочке.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Проходите садитесь на свои места. У вас лежат на тарелочках картинки, вам надо их собрать (картинки времена года, у каждого разные). Дифференцированная работа: Данил, Люба – 4 элемента разной конфигурации, Влад, Андрей – 4 элемента с прямыми углами, Дима, Егор – 6 элементов разной конфигурации.

- Что нарисовано на картинке? (времена года) Какое время года (спрашиваю у каждого)? Какое у нас сейчас время года? Какое закончилось, какое наступит, затем какое?

- Ребята, у кого весной день рождения (у Димы)

2. Основная часть:

-- Проблемная ситуация

- Ребята, послушайте, а бывает ли так: Выхожу я на улицу весной, а вокруг листопад: красные, желтые, синие листочки опадают. В лесу медведь в спячку впал, птицы улетели на юг. А из-под снега виднеются первые цветы – одуванчики.

- Что перепутал автор? О каких временах года рассказ? Бывают ли синие листочки? А какой первый цветок – появляется из – под снега?

- Ребята, к нам в гости пришли зайчата. А что с ними не так? (они белые, вместо серых)

- Сколько зайчат? (определение без пересчета/ счет шепотом) (сначала 4, затем 6, затем 7)

- Д/и «Найди отличия» (два зайца)

- Давайте сделаем своего весеннего зайца из геометрических фигур (раздаю фигурки на тарелочках). Посмотрите на схему (выполнение зайца). Из каких фигур сделали? Сколько кругов, квадратов, синих треугольников, зеленых треугольников?

- Давайте отпустим наших зайчиков в лес.

-- Работа с фигурами:

- Посмотрите на доску, что перед вами? (геометрические фигуры)

- Сколько фигур? Назовите их? Какая первая, третья, последняя? Какая стоит между, справа/слева от?

- Назови лишнюю фигуру:

  • Круг – треугольник – ромб
  • Квадрат – треугольник – ромб
  • Круг – овал – прямоугольник
  • Картина из геометрических фигур

3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:

Мы на плечи руки ставим,  Начинам их вращать,  Так осанку мы исправим,  Один-2-3-4-5!

Чтоб получше нам размяться,

 Будем ниже наклоняться.

 Наклоняемся вперед,

 А потом наоборот.         

Вот еще одно заданье-

 Выполняем приседанья.

 Не ленитесь приседать!

 Один -2-3-4-5!        

Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем        

Мы попрыгаем немного

 И пройдемся по дороге

 За столы садимся дружно

 Нам теперь учиться нужно

Будем пальчики считать – 1,2,3,4,5. И фигуры называть.

Вот квадрат, а вот и круг, треугольник и ромб, а еще прямоугольник.

Их не трудно посчитать, их по счету ровно пять.

4. Заключительная работа:

-- Работа в тетради

В правом верхнем углу нарисуй фигуру, у которой три угла, в правом нижнем – фигуру, у которой нет углов; в левом верхнем – фигуру, у которой все стороны равны; в левом нижнем – фигуру, у которой четыре угла.

-- Найди ошибку в цепочки, исправь (детям предлагаются каждому листы с цепочкой, необходимо найти ошибку и исправить)

5. Итог - рефлексия:

-- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Когда мы строили зайца, какие фигуры мы использовали? Сейчас каждый, по очереди, назовет одну геометрическую фигуру – важно не повторятся.

Рефлексия: Спасибо, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию для обучающихся с легкой умственной отсталостью ( для продленки )

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию для обучающихся   с легкой умственной отсталостью, 2-4 классы (продленка)...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего  занятия по лепке, для обучающихся с легкой умственной отсталостью,(для продленки)...

Асикритова Е.А., Прокофьева Е.М., Попова В.Н. Оорганизация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургск...

Рабочая программа логопедических занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Учимся говорить, играя"

Рабочая  программа «Учимся говорить, играя»комплексной логопедической  работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (системным недоразвитием речи тяжелой степени)...

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)Продолжительность: 25 минОсновная образ...

Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"

В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...