Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
план-конспект

Пермякова Людмила Владимировна

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

 

Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)

Продолжительность: 25 мин

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Сопутствующие образовательные области: «Речевое развитие».

Форма организации образовательной деятельности: Подгрупповое занятие

Лексическая тема: «Дикие животные»

Цель: Закреплять умение конструировать из плоскостных геометрических фигур по образцу.

Задачи:

Коррекционно – образовательные задачи: Создавать условия для закрепления знаний о диких животных и их детенышах, подготовке животных к зиме. Актуализировать знания детей о геометрических фигурах. Продолжать учить выделять заданное количество предмета из группы по образцу, по слову, по соотнесению с цифрой, по преобразованию множеств. Продолжать закреплять цифры в пределах 5. Продолжить учить навыкам прямого и обратного счета.

Коррекционно – развивающие задачи: Создавать условия для развития элементов логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания. Создавать условия для развития зрительно – моторной координации.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работ. Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей.

Оборудование: кочки (4 красных, 4 зеленых), наборное полотно, картинки диких животных (лиса, медведь, еж, заяц, волк) и их детенышей, ширма, зайчик; 15 тарелочек; геометрический материал – 4 зеленых треугольника, 4 синих треугольника, 4 круга, 4 квадрата на каждого; цифровой ряд, указка, картинка с 4 треугольниками, цветной образец зайчонка из геометрического материала, не цветной образец (помощь в конструировании); 5 белых картонок; цифра 1; пять досок и маркеров на водной основе, металлофон, кубики красного, зеленого, желтого, синего цвета, красный кирпичик, цифровые ряду (5), наборы цифр от1 до5 (5), 5 подносов, набор «Бревнышки».

Ход занятия:

I Орг. момент: Ребята, здравствуйте. Скажите, какое сейчас время года? Какая именно осень – ранняя, середина или поздняя осень? Ребята, я, предлагая, вам, отправиться на лесную полянку. Для этого нам надо пройти по кочкам, идем только по зеленым, перешагивая через красные.

- Посмотрите, мы очутились на лесной полянке (заходим в кабинет). Поздней осенью в лесу уже лежит снег, местами виднеется пожелтевшая трава, деревья стоят голые, перелетные птицы куда улетели? (хоровой ответ – в теплые края). А что происходит с дикими животными – все ли они играют на полянке или уже кто-то лег в спячку? (хоровой ответ о медведе и еже – с опорой на наборное полотно с картинками диких животных) Настя, повтори, кто лег в спячку.

- Ребята, подходите к стульчикам, на них лежат картинки. Кто нарисован на картинках? (Дети перечисляют ответы, подвожу их – детеныши домашних животных). Присаживайте на стульчики, возьмите каждый свою картинку в руки. Сейчас мы будем искать маму каждому животному.

- Степа, выходи называй детеныша и его маму (и так все дети) – совместное проговаривание названий детенышей с Настей, Артуром, Семеном. После проговаривания ребенком – хоровое проговаривание всеми детьми.

- Ребята, мы молодцы, помогли детенышам найти своих мам. К нам сегодня кто – то пришел. Он хочет с нами поиграть. Давайте отгадаем загадку – и поймем кто же это.

Летом серенький, а зимой беленький. Кто же это?

- Правильно, это зайка. Давайте с ним поиграем, но для этого проходим за парты (дети проходят за свои парты)

II Основная часть: (на партах стоят 2 тарелочки – пустая и с геометрическим материалом; белый лист картона).

Ребята, перед вами стоят наполненные тарелки. Назовите геометрические фигуры и их цвета (поочередный опрос). Настя, а тарелка в которой ничего нет, как называется? (пустая) Сейчас мы в эту тарелку будем набирать геометрические фигуры, необходимые нам для работы.

- Ребята, в пустую тарелку положите столько зеленых треугольников, сколько нарисовано на картинке (совместный пересчет с Настей, Семеном).

- Ребята, положите в тарелочку столько квадратов, сколько раз я хлопну в ладоши (1).

- Ребята, положите в тарелочку столько же кругов, сколько обозначает цифра (индивидуальная помощь)

- Ребята, синих треугольников положите на 1 больше, чем кругов.

Зайчик: Ребята посмотрите на доску – это мой друг – зайчонок Степашка. Помогите его выложить из геометрических фигур.

Выполнение работы (Настя, Степа – наложение на образец).

- Молодцы ребята, вы хорошо справились – я предлагаю вам нарисовать ваших зайчат на досках (детям выдаются доски и маркеры на водной основе) (Демонстрация рисования на доске).  

- Сначала покатаем маркер между ладонями, разомнем наши пальчик; теперь приступим к рисованию (Настя, Артур, Степа – помощь в изображении).

- Ребята, вам нравятся ваши зайчата?

3. Физ. минутка: Ребята, давайте мы поставим наших зайчиков на выставку возле доски, а сами превратимся в зайчат. Вставайте перед своими стульчиками. Зайчики гуляют на полянке под высокий звук металлофона, под низкий звук садятся на корточки и руки делают крышей «зайка спрятался под кустиком».

4. Заключительная работа: Ребята, вы молодцы. Подходим к большому столу – встаем вокруг него:

Сема – вставай где зеленый кубик, Настя – где синий, Степан – где желтый, Артур – где красный, Саша – где красный кирпичик. Перед вами лежат цифровые ряды, на тарелочке цифры, надо вставить пропущенные цифры.

Молодцы ребята, теперь нам надо вернуться обратно в наше группу – проходите за свои парты (выставляю подносы раздаточным материалом: Саша, Сема, Степа – 3 ритма; Настя, Артур – 2 ритма)). Чтобы вернуться – мы должны построить дорожки. Демонстрирую каждому начало дорожки. Дети выкладывают последовательность. 

5. Итог – рефлексия:

- Теперь, ребята, закройте глаза (провожу по металлофону) – вот мы и в группе.

- Скажете, где мы были?

- Кого конструировали?

- Как назвать одним словом – медведя, еже, лису, волк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)

Продолжительность: 25 мин

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Сопутствующие образовательные области: «Речевое развитие».

Форма организации образовательной деятельности: Подгрупповое занятие

Лексическая тема: «Дикие животные»

Цель: Закреплять умение конструировать из плоскостных геометрических фигур по образцу.

Задачи:

Коррекционно – образовательные задачи: Создавать условия для закрепления знаний о диких животных и их детенышах, подготовке животных к зиме. Актуализировать знания детей о геометрических фигурах. Продолжать учить выделять заданное количество предмета из группы по образцу, по слову, по соотнесению с цифрой, по преобразованию множеств. Продолжать закреплять цифры в пределах 5. Продолжить учить навыкам прямого и обратного счета.

Коррекционно – развивающие задачи: Создавать условия для развития элементов логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания. Создавать условия для развития зрительно – моторной координации.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работ. Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей.

Оборудование: кочки (4 красных, 4 зеленых), наборное полотно, картинки диких животных (лиса, медведь, еж, заяц, волк) и их детенышей, ширма, зайчик; 15 тарелочек; геометрический материал – 4 зеленых треугольника, 4 синих треугольника, 4 круга, 4 квадрата на каждого; цифровой ряд, указка, картинка с 4 треугольниками, цветной образец зайчонка из геометрического материала, не цветной образец (помощь в конструировании); 5 белых картонок; цифра 1; пять досок и маркеров на водной основе, металлофон, кубики красного, зеленого, желтого, синего цвета, красный кирпичик, цифровые ряду (5), наборы цифр от1 до5 (5), 5 подносов, набор «Бревнышки».

Ход занятия:

I Орг. момент: Ребята, здравствуйте. Скажите, какое сейчас время года? Какая именно осень – ранняя, середина или поздняя осень? Ребята, я, предлагая, вам, отправиться на лесную полянку. Для этого нам надо пройти по кочкам, идем только по зеленым, перешагивая через красные.

- Посмотрите, мы очутились на лесной полянке (заходим в кабинет). Поздней осенью в лесу уже лежит снег, местами виднеется пожелтевшая трава, деревья стоят голые, перелетные птицы куда улетели? (хоровой ответ – в теплые края). А что происходит с дикими животными – все ли они играют на полянке или уже кто-то лег в спячку? (хоровой ответ о медведе и еже – с опорой на наборное полотно с картинками диких животных) Настя, повтори, кто лег в спячку.

- Ребята, подходите к стульчикам, на них лежат картинки. Кто нарисован на картинках? (Дети перечисляют ответы, подвожу их – детеныши домашних животных). Присаживайте на стульчики, возьмите каждый свою картинку в руки. Сейчас мы будем искать маму каждому животному.

- Степа, выходи называй детеныша и его маму (и так все дети) – совместное проговаривание названий детенышей с Настей, Артуром, Семеном. После проговаривания ребенком – хоровое проговаривание всеми детьми.

- Ребята, мы молодцы, помогли детенышам найти своих мам. К нам сегодня кто – то пришел. Он хочет с нами поиграть. Давайте отгадаем загадку – и поймем кто же это.

Летом серенький, а зимой беленький. Кто же это?

- Правильно, это зайка. Давайте с ним поиграем, но для этого проходим за парты (дети проходят за свои парты)

II Основная часть: (на партах стоят 2 тарелочки – пустая и с геометрическим материалом; белый лист картона).

Ребята, перед вами стоят наполненные тарелки. Назовите геометрические фигуры и их цвета (поочередный опрос). Настя, а тарелка в которой ничего нет, как называется? (пустая) Сейчас мы в эту тарелку будем набирать геометрические фигуры, необходимые нам для работы.

- Ребята, в пустую тарелку положите столько зеленых треугольников, сколько нарисовано на картинке (совместный пересчет с Настей, Семеном).

- Ребята, положите в тарелочку столько квадратов, сколько раз я хлопну в ладоши (1).

- Ребята, положите в тарелочку столько же кругов, сколько обозначает цифра (индивидуальная помощь)

- Ребята, синих треугольников положите на 1 больше, чем кругов.

Зайчик: Ребята посмотрите на доску – это мой друг – зайчонок Степашка. Помогите его выложить из геометрических фигур.

Выполнение работы (Настя, Степа – наложение на образец).

- Молодцы ребята, вы хорошо справились – я предлагаю вам нарисовать ваших зайчат на досках (детям выдаются доски и маркеры на водной основе) (Демонстрация рисования на доске).  

- Сначала покатаем маркер между ладонями, разомнем наши пальчик; теперь приступим к рисованию (Настя, Артур, Степа – помощь в изображении).

- Ребята, вам нравятся ваши зайчата?

3. Физ. минутка: Ребята, давайте мы поставим наших зайчиков на выставку возле доски, а сами превратимся в зайчат. Вставайте перед своими стульчиками. Зайчики гуляют на полянке под высокий звук металлофона, под низкий звук садятся на корточки и руки делают крышей «зайка спрятался под кустиком».

4. Заключительная работа: Ребята, вы молодцы. Подходим к большому столу – встаем вокруг него:

Сема – вставай где зеленый кубик, Настя – где синий, Степан – где желтый, Артур – где красный, Саша – где красный кирпичик. Перед вами лежат цифровые ряды, на тарелочке цифры, надо вставить пропущенные цифры.

Молодцы ребята, теперь нам надо вернуться обратно в наше группу – проходите за свои парты (выставляю подносы раздаточным материалом: Саша, Сема, Степа – 3 ритма; Настя, Артур – 2 ритма)). Чтобы вернуться – мы должны построить дорожки. Демонстрирую каждому начало дорожки. Дети выкладывают последовательность.  

5. Итог – рефлексия:

- Теперь, ребята, закройте глаза (провожу по металлофону) – вот мы и в группе.

- Скажете, где мы были?

- Кого конструировали?

- Как назвать одним словом – медведя, еже, лису, волк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...

Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»

В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей....

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учрежден...

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс

Пояснительная   записка          Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...

Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость)

Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость) - составлен  совместно с учителями п...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)

Подготовка умственно-отсталых обучающихся к самостоятельной жизни. Клиника и этиология умственной отсталости. Психологические особенности умственно отсталых школьников. Обучение умственно отсталых дет...

Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....