Презентация к логопедическому занятию для учащихся 3-4 классов "Развитие лексического строя речи с помощью знакомства с каламбурами, с языковой шуткой"
презентация урока для интерактивной доски на тему

Павлова Наталья Геннадьевна

Задачи занятия;

Развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас учащихся

2. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ.

3. Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи.

4. Воспитывать интерес к русскому языку,  к      чтению, потребность к познанию новых слов и выражений.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Учитель-логопед ГБУДО ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г. Развитие лексического строя речи учащихся с помощью знакомства с каламбурами, с языковой шуткой

Слайд 2

Цель занятия Развитие словарного запаса учащихся с помощью знакомства с каламбурами , как с наиболее распространенным видом языковой игры, языковой шутки.

Слайд 3

Задачи: 1.Развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас учащихся 2. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ . 3. Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи. 4. Воспитывать интерес к русскому языку, к чтению, потребность к познанию новых слов и выражений .

Слайд 4

Языковая игра, языковая шутка – Термин "языковая игра" впервые был употреблен философом Л . Витгенштейном , он трактовал "языковую игру « как одну из тех игр, посредством которой дети овладевают родным языком» Основной, наиболее употребительный вид языковой шутки - каламбур.

Слайд 6

Каламбуры строятся: 1) преимущественно на фонетической основе 2) преимущественно на лексической основе (единицы, построенные на основных лексических категориях: обыгрывание многозначных слов, омонимов, омографов,омофонов , омоформ . 3) преимущественно на фразеологической основе (обыгрывание отдельных компонентов устойчивых сочетаний)

Слайд 8

Примеры заданий с каламбурами

Слайд 9

Родоначальник русского каламбура Яков Абрамович Козловский

Слайд 10

Каламбуры Я.А. Козловского Снег сказал: "Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей." *** Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берём совсем, вот так-с.

Слайд 12

Задания Найдите похожие по звучанию слова К какой части речи относятся эти слова (проверьте себя, задайте вопрос) Как называются такие слова? Как вы думаете для чего такие слова, выражения использует автор?

Слайд 13

На шутливом разложении словоформ строится серия каламбурных загадок, 1) Какой полуостров жалуется на свою величину? — Ямал. 2) Когда садовник бывает предателем?—Когда он продает настурции. 3) Когда руки бывают местоимениями?— Когда они вы-мы-ты . 4) В название какого города входит одно мужское и сто женских имен?—С евастополь.

Слайд 14

Таким образом каламбуры, как разновидность языковой игры знакомят детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ , фразеологизмов. Помогают развивать познавательную активность детей, лексико-грамматический строй речи.

Слайд 15

«Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. В.А.Сухомлинский

Слайд 16

Список литературы Круглякова, Т.А., Елисеева, М. Б. Культура речи : сборник упражнений. — СПб. , 2010 . Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие М., 2013 г. Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно М.,2012 Журнал “Читаем, учимся, играем” №6/2006 Санников В.З «Русский язык в зеркале языковой игры» М., 2006 г.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся начальных классов.

В презентации представлены варианты упражнений, направленных на развитие словарного запаса  учащихся, а также процессов словообразования и словоизменения....

Особенности нарушений лексического строя речи у детей с ОНР старшей и подготовительной групп

В данной работе рассмотрены в сжатом виде основные лексические ошибки ( только в употреблении слов ) детей с ОНР и представлены некоторые пути их преодоления. Работа носит в целом теоретический  ...

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Животные жарких стран») ( Технологии: развивающие

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития «В зоопарке»(развитие лексико – грамматического строя речи по лексической те...

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с задержкой психического развития «Помогаем Федоре» (развитие лексико – грамматического строя речи по лексической теме «Посуда»)

Государственное бюджетное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возрастаначальная школа - детский сад № 662 компенсирующего видаКронштадтского района Санкт – Петербурга...

Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста

Статья "Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста" посвящена  обучению башкирскому языку в условиях специальной ко...

Особенности нарушения лексического строя речи у детей с ЗПР и некоторые приемы его коррекции

В данной статье рассказывается о работе над лексическим строем речи у детей с ЗПР...