«Организация летней трудовой практики обучающихся с ОВЗ"
статья

Моржанаева Ирина Николаевна

В материале представлен опыт работы по организации летней трудовой практики. Даны методические рекомендации .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_letney_trudovoy_praktiki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ  ПРАКТИКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

        В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ. Трудовая и общественно значимая деятельность, как наиболее сложная, предполагает развитие интерактивной стороны общения, то есть умения вырабатывать единый план действия, наличие мотивов общения, произвольности, достаточного уровня развития перцептивной стороны общения.

         В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение -  это эффективное средство коррекции недостатков развития  умственной деятельности  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы     и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  

Трудовая практика обучающихся играет значительную роль в  социализации детей данной категории. Основной задачей летней трудовой практики является закрепление и совершенствование общетрудовых умений и навыков, необходимых при выполнении практических работ.

 Нами были разработаны Методические рекомендации для учителей профессионально-трудового обучения о проведении летней трудовой  практики:

  1. Ознакомиться с информацией о летней трудовой практике в базисном учебном плане   и уставе школы;
  2. Ознакомиться с планом подготовки к трудовой практике и выполнить требуемые указания;
  3. Ознакомиться с планом работы, целями и задачами летней трудовой практики;
  4. Составить тематическое планирование летней трудовой практики с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. воспитанника;
  5. Подготовить инвентарь, оборудование, спецодежду для учащихся.;
  6. Провести инструктаж по технике безопасности с обучающимися, воспитанниками;
  7. Провести родительское собрание, с целью информирования о сроках и задачах летней трудовой практики;
  8. Организовать охранительный режим ( питьевой режим, время для отдыха);

9.После летней трудовой практики составить письменный отчет о её проведении.

 Учебно-методические материалы

  • План занятия.
  • Дневник     летней трудовой практики.

Комплект документов руководителя  летней трудовой практики

  • Положение о проведении практики
  • План подготовки к проведению летней  трудовой практики;
  • План проведения летней трудовой практики
  • Журнал инструктажа по правилам безопасной работы
  • Дневник практики
  • Анализ проведения летней трудовой практики .
  • Календарно - тематический план (содержит разбивку  теоретических практических заданий на отдельные темы, состоящие из нескольких

занятий).

План практики

  • Составляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Форма плана, как и его построение, может изменяться в зависимости от решаемых задач, применяемых методов и средств.

В соответствии с Базисным учебным планом и Уставом школы летняя трудовая практика является обязательной. Действующий в настоящее время учебный план предусматривает проведение трудовой практики с 5 по 9 классы. Именно в это время учащиеся закрепляют профессионально-трудовые навыки, полученные ими на уроках трудового обучения в школьных мастерских.

Учебный план предусматривает продолжительность летней трудовой практики

Класс

6

7

8

9

10

11

Трудовая практика

( в днях)

6

10

12

12

14

14

При планировании летней трудовой практики учитывались задачи дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся по трудовым дисциплинам. При подготовке к практике, учащиеся были ознакомлены с планом работы, задачами практики, распределением по видам работ, с учетом индивидуальных возможностей, прослушали инструктаж по технике безопасности.

Содержание трудовой практики определяется этапом обучения и возрастными особенностями учащихся. Трудовой практикой руководит учитель труда. Администрацией школы- интерната назначается руководитель практики, который составляет общешкольный план подготовки и проведения летней трудовой практики , определяет цель и задачи практики

Цель практики: социальная реабилитация обучающихся (воспитанников) через включение их в доступный общественно-значимый труд.

Задачи:

1.Формирование навыков культуры труда (соблюдение требований  к организации рабочего места, следование  требованиям  техники безопасности,  ориентировка на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность).

2. Воспитание дисциплинированности и ответственности.

3. Совершенствование и закрепление у обучающихся, воспитанников знаний, умений и практических навыков по технологии;

4. Совершенствование  общетрудовых  умений и навыков;

5. Развитие коммуникативных возможностей обучающихся, воспитанников в реальных ситуациях  трудового взаимодействия.

Продолжительность работы школьников во время каникул для учащихся V–VII классов – до 3 часов, VIII–IX классов – до 4 часов, X–XI(XII) классов-4-6 часов. Это время подтверждает норму Закона об образовании, регламентирующую порядок привлечения учащихся к труду. Пункт 3 раздела I данного документа предусматривает следующее: до 6 часов в день. Школа вправе обязать учащихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана

     Нормативными актами, непосредственно касающимися  организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются на сегодняшний день приказы Минобразования России: от 06.03.2001 № 834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (далее – приказ № 834); от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее – приказ № 1312).

Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:

  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
  • санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.

Организация летней трудовой практики.

Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он соответствует их возможностям. К началу практической работы учителю необходимо надо подготовить станочное оборудование, инструменты и приспособления.

При подготовке к практике руководитель практики  должен всесторонне изучить условия предстоящей работы обучающихся (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание учащихся и т. п.). На   основании   собранных   сведений   он   составляет  план проведения практики. В плане отмечаются сроки практики и часы ее проведения, ответственные за проведение практики,

 Кроме этого, в плане предусматриваются экскурсии, во время которых учащиеся знакомятся с работой в соответствии с профилем предприятий. План утверждается директором школы.

Для проведения производственной практики на высоком   уровне  требуется   предварительная  психологическая    подготовка учащихся. На  учебных занятиях по трудовому обучению, в беседах с обучающимися учитель знакомит с формой организации практики, видами труда. Особое внимание уделяется работе с родителями обучающихся. Учителю необходимо провести родительское собрание,  на котором сообщаются задачи практики, виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы с учетом их индивидуальных возможностей,  транспортное обеспечение питание обучающихся и т. п.) расписание, виды работ, требования к правилам безопасной работы.

Непосредственно перед практикой учитель проводит инструктаж, во время которого, кроме указаний о порядке проведения практики (время начала и  окончания работы, перерыв и т. п.), необходимо особо остановиться на соблюдении дисциплины .

В первый день практики обучающиеся проходят  инструктаж по правилам безопасности труда. Инструктаж лучше проводить в форме беседы.

Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления. К определению объема трудовых заданий нужно подходить дифференцированно, учитывая не только возраст, но и значительные индивидуальные различия обучающихся по уровням физических возможностей.

Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.

Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель проводит коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает успехи  и недостатки.

В процессе летней трудовой практики  ведется учет и оценка выполненной работы, результаты фиксируются учителем в дневнике практики. Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления и простоев в работе. Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.

Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель и классный руководитель проводят коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает достижения и недостатки. В конце практики составляется отчет.

По результатам практики проходит итоговая конференция на которой обучающиеся:

  • Готовят отчет (презентация)
  • Выступают перед школьной общественностью
  • Делятся между собой достижениями
  • Принимают решения о поощрениях и наградах (грамотах, подарках).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН занятия (примерная форма)

Дата:___________

Тема занятия:__________________________________________________________

Цель:______________________________________________________________

Продолжительность:________________________________________________

Учебно-коррекционные    и  коррекционно - воспитательные   задачи:

________________________________________________________________

Материально-техническое обеспечение (перечислить необходимые инструменты, приспособления, приборы, оборудование, материалы:

____________________________________________________________________

Практические работы (с учетом индивидуальных возможностей обучающихся)

Структура занятия по  практике

  1. Вводная часть (10— 13% времени от всего занятия).
  2. Основная цель: подготовить учащихся к освоению умений и навыков, определённых тематическим планом

Содержание:

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию;
  2. Оформление журнала учёта практики;
  3. Постановка целей и задач занятия;
  4. Инструктаж по технике безопасности.
  1. Основная часть (70—75% всего времени).

Основная цель: формирование определённых умений и навыков.

Содержание:

  1. Педагог объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приёмы выполнения работ,  требования к качеству работы;

Выполнение работ учащимися под наблюдением  педагогов.

  1. Заключительная часть(15% -20% времени всего занятия).

Основная цель: формирование навыков самоконтроля

  1. Отчет о проделанной работе
  2. Оценка качества работы
  3. Выставление оценки.

        Опыт показал, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми способов трудовых действий

Литература:

  1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе/Мирского С.Л.- М. : Просвещение, 1980.
  2. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении/ Мирского С.Л. - М. : Педагогика, 1990.
  3. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах/С.Л.Мирский // Дефектология. -1986. - №1.
  4. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда/ Мирского С.Л.- М. : Просвещение. - 1992.
  5. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авторы-составители: А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина-Екатеринбург. 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дневник     летней трудовой практики

Дата

Наименование работы

Объем работы

(количество  выполненных операций, изделий)

Отметка за качество работы

Подпись педагога

Примечание

( соблюдение правил безопасной работы, трудовая дисциплина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013

Опыт деятельности ЛТО «Дружный»  показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков  в летнее время.  Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразной деятельности...

Отчет о работе летней трудовой практики. Лагерь труда и отдыха "Дружный" 2013

  Опыт деятельности ЛТО «Дружный»  показывает, что это одна из лучших форм занятости подростков  в летнее время.  Это, главным образом, привлечение подростков к разнообразно...

Положение о летней трудовой практике обучающихся

Летняя трудовая практика обучающихся специальной-коррекционной школы-интерната VIII  вида...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Положение о летней трудовой практике

В нашей сельской школе школе работа не прекращается даже в период летних каникул. Учащиесся вместе со своими классными руководителями на вверенной им территории, сажают цветы, поливают. Наши совместны...

Статья "Организация трудовой практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...