ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Звягина Светлана Валерьевна

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. Они испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, не могут обустроить свой быт. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

С.В.Звягина,

Учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для

Обучающихся с ОВЗ»

г. Нефтеюганск

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. Они испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, не могут обустроить свой быт. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Разработанное в специальной педагогике научное направление, связанное с формированием социально-трудовых навыков, до последнего времени ассоциировалось в большей степени с обучением детей с нарушениями интеллектуального развития профессиональному труду.

В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время[1].

Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Нефтеюганской школа-интерната предусматривает проведение летней трудовой практики. Участники практики - обучающиеся 5-12 классов.

Цель практики: закрепление у обучающихся знаний, умений и практических навыков по профессионально-трудовому и производственному обучению во внеучебной деятельности.

Задачи:

  • Закреплять и совершенствовать умения выполнения технологических операций по изучаемому профилю трудового обучения;
  • Создать условия для воспитания у обучающихся личностных качеств (умение работать в группе, умение работать с источниками информации, понимание инструкций, самоконтроль за своей деятельностью);
  • Сформировать представления о профессиях (в соответствии с изучаемым профилем).

Продолжительность рабочего дня трудовой практики согласована с трудовым законодательством РФ: 10-11 лет – 2 часа, 12-13 лет – 2 часа, 14-18 лет – 2,5 часа.

Виды работ обучающихся определяются на основе содержания изучаемого трудового профиля и с учётом возраста, пола, состояния здоровья и социального заказа образовательной организации. Обязательным условием является обеспечение норм охраны труда.

День трудовой практики имеет приблизительную структуру:

  1. Вводная часть (10— 13% всего времени).
  2. Основная цель: подготовить учащихся к освоению умений и навыков, определённых тематическим планом

Содержание:

  1. Проверка готовности обучающихся к занятию;
  2. Оформление журнала учёта практики;
  3. Постановка целей и задач занятия;
  4. Инструктаж по технике безопасности.
  1. Основная часть (70—75% всего времени).

Основная цель: формирование определённых умений и навыков.

Содержание:

  1. Педагог объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее рациональные безопасные приёмы выполнения работ,  требования к качеству работы;
  2. Выполнение работ учащимися под наблюдением  педагогов.
  1. Заключительная часть(15% -20% времени всего занятия).

Основная цель: формирование навыков самоконтроля

  1. Отчет о проделанной работе
  2. Оценка качества работы
  3. Выставление оценки.

Таблица 1

Дневник летней трудовой практики

Дата

Наименование работы

Объем работы (количество  выполненных операций, изделий)

Отметка за качество работы

Подпись педагога

Примечание

(соблюдение правил безопасной работы, трудовая дисциплина)

В зависимости от характера трудовых дел создаются несколько коллективов обучающихся (бригад). В бригадах распределяются обязанности: назначается бригадир, ответственные за соблюдение правил охраны труда, дежурные, распределяются ответственные за трудовые операции. В процессе практики обучающиеся планируют трудовые действия, следят за временем выполнения поручений, отчитываются за выполненный фронт работ. Данный подход позволяет школьникам во внеучебной деятельности проявить самостоятельность, ответственность, ощутить радость значимости своей работы и приносимую пользу окружающим. Руководит обучающимися учитель (и/ или классный руководитель), назначаемый приказом директора школы-интерната. Завершается летняя трудовая практика обучающихся Конференцией, где ребята делятся между собой достижениями, принимают решения о поощрениях и наградах (грамотах, подарках). Итоги летней трудовой практики размещаются на сайте образовательной организации.

         Трудовая и общественно значимая деятельность, как наиболее сложная, предполагает развитие интерактивной стороны общения, то есть умения вырабатывать единый план действия, наличие мотивов общения, произвольности, достаточного уровня развития перцептивной стороны общения[2]. Мы видим новизну в проведении итоговых конференций и публичном предъявлении обучающимися результатов труда. В качестве иллюстрации приведем примеры некоторых выступлений: Настя О., обучающаяся 10 класса: «Благодаря деятельности летней трудовой практики наши ребята были заняты полезной деятельностью, смогли приобрести новые социальные умения и навыки, новый позитивный жизненный опыт»; Сергей П., обучающийся 8 класса: «Летняя практика помогла нам сдружиться и больше полюбить труд»;  Катя Н., обучающаяся 10 класса: «Результат - это самое главное в любом деле. Красивый, ухоженный пришкольный участок – результат летней трудовой практики».

В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное - социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное - психогенное, внешнее-внутреннее, извне предопределенное - изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по - иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта. Трудовая и общественно значимая деятельность, как наиболее сложная, предполагает развитие интерактивной стороны общения, то есть умения вырабатывать единый план действия, наличие мотивов общения, произвольности, достаточного уровня развития перцептивной стороны общения[3].  Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми способов трудовых действий.

        

Список литературы:

  1. Воронкова В.В.: Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой -- М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

  2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические ма- териалы] [Текст] / [И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 239 с. 3. Замский, Х.С.

  3. Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Организация пикника для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение пикника на природе способно принести массу положительных впечатлений от окружающей природы и общения детей друг с другом за пределами школы. Особенно это важно для детей с ограниченными воз...

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий...

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...