Главные вкладки

    Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
    материал по технологии на тему

    Зайцева Елена Михайловна

     

    Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.

      

    Задачи:

    - изучить и разработать нормативно-правовую базу по организации  трудовой практики в 2011-2012 учебном году;

    - выявить отношение обучающихся школы к эстетическому оформлению пришкольной территории;

    - определить наиболее проблемные зоны  для благоустройства школьного двора;

    -организовать прохождение летней трудовой практики обучающихся с учетом

     их возрастных и физиологических возможностей, исходя из материальных возможностей образовательного учреждения;

    -формирование основ трудовой культуры, знаний и умений, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитание ответственности за порученное дело

      

    Место проведения летней трудовой практики: Владимирская область, Судогодский район, село Мошок, МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа», пришкольная территория.

      

    Сроки организации летней трудовой практики: с 20 мая по 31августа 2012 года

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yunnat-ya.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема работы:

    «Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики

     в условиях модернизации образования»

    Номинация «Описание опыта работы»

                                                                       

                                                                            Автор: Зайцева Елена Михайловна,

                                                                                     учитель технологии

                                                                                     МОУ «Мошокская средняя

                                                                                     общеобразовательная школа»,                                                                                                                                                          

                                                                                     заведующая пришкольным

                                                                                     учебно-опытным участком

    2012  год

    О г л а в л е н и е

                                                                                                                                 Стр.                                      

    Введение ……………………………………………………………………     3-5

    Описание опыта работы …………………………………………………...    6-8

     

    Выводы и практические результаты ……………………………………...      9

    Перспективы на дальнейшую работу ……………………………………..     10

    Список литературы …………………………………………………………    11

    Введение

                                                                                         

                                                                                             «Воспитание трудового качества

                                                                                              человека-это подготовка и воспитание

                                                                                              не только будущего хорошего или

                                                                                              плохого гражданина, но и воспитание

                                                                                              его будущего жизненного уровня, его

                                                                                               благосостояния» (А. С. Макаренко).

       Происходящие в обществе изменения определяют новые требования к организации и содержанию образования, призванного создавать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей. Новые социальные требования к системе российского образования были отражены в концепции модернизации российского образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны".  Из этих требований складывается идеал человека современной эпохи.

       Однако в педагогической науке нечетко определена система наиболее значимых трудовых ценностей, формирование которых будет способствовать оптимальному для личности молодого человека и общества выбору профессии, отношению к труду, поскольку от этого зависит путь и перспектива развития нашего общества.

       Практически нет исследований по проблеме формирования трудовых ценностных ориентаций  школьников сельских  школ в начале XXI века.

    Социально-экономические и педагогические аспекты трудовой подготовки сельских школьников рассмотрены в трудах А.И. Кочетова, В.М. Величкиной, П.А. Жильцова, Е.В. Бондаревской, П.П. Пивненко, Ф.И. Иващенко, Н.К. Степаненкова,

    М.П. Гурьяновой и др.

       В условиях обновления нашего общества система школьного образования испытывает принципиальные изменения. Основной целью среднего образования на современном этапе становится не передача суммы знаний, умений, а творческое развитие учащихся, их способности к самообразованию и саморазвитию. Школа должна создавать условия для становления личности, способной к самоуправлению психологическим состоянием, поведением, деятельностью и общением.

       Самые тяжелые социально-экономические, социально-нравственные потери на самых различных этапах развития страны были связаны с отсутствием должного внимания к человеку села. Изменение социально-экономической структуры общества предъявляет более высокие требования к личностным качествам выпускников сельских средних общеобразовательных школ.

       В современных условиях, когда идет преобразование всех политических, экономических и социальных отношений в обществе, в очень сложном положении оказалась сельская школа. В условиях перестройки всего хозяйственного механизма для молодежи необходимо создавать все условия для развития ее разносторонних способностей, четко обозначать нравственные ориентиры в осознании самоценности каждой личности и общественной значимости труда, в формировании трудовой морали, которая должна служить надежной психологической основой в любой профессиональной деятельности.

       Это предполагает необходимость формирования у школьников устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, воспитание экономической и экологической культуры, нравственно-психологической готовности к труду, развития творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, современные задачи трудовой подготовки сельских школьников исходят из необходимости создания условий для развития у учащихся качеств, помогающих человеку реализовать себя в труде и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность со своими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.

       Трудовое воспитание школьников в сельском социокультурном пространстве-это целенаправленный процесс формирования у школьников готовности трудиться на благо своей родины, своего села, семьи, вооружение их знаниями о профессиях и овладение ими целым рядом трудовых умений и навыков, имеющих личностную значимость в современных социально-экономических условиях производства и трудоустройства.  

      Сегодня особенно острым является вопрос о всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни на селе, развитии у них таких качеств как воля, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, домовитость.

       Содержание образования и воспитания должно быть максимально приближено к повседневной жизни детей, к сельскохозяйственному производству. Этим будут созданы условия для нравственного самоопределения и социализации сельских школьников, для их безболезненного и продуктивного вхождения во взрослую жизнь.

        Одним из направлений разработки новой концепции сельской школы является проектирование образа выпускника современной школы. Применительно к сельской школе эта цель означает воспитание человека культуры, способного стать рачительным хозяином земли, наделенным духовно-нравственными ценностями крестьянской культуры, ответственным перед природой. Он должен понимать, что труд на родной земле – высший нравственный долг крестьянина. В связи с этим, у каждого учащегося сельской местности  необходимо формировать осознанное отношение к трудовой деятельности на благо родной школы.

     

     Сельская воспитательная среда – пространство, наполненное конкретными

    людьми-тружениками, различными материальными и трудовыми объектами, создающими благоприятные условия для пробы учениками собственных сил

    и трудовых умений, вещами и символами, имеющими социально-культурный смысл.

     

     Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.

       

    Задачи:

    - изучить и разработать нормативно-правовую базу по организации  трудовой практики в 2011-2012 учебном году;

    - выявить отношение обучающихся школы к эстетическому оформлению пришкольной территории;

    - определить наиболее проблемные зоны  для благоустройства школьного двора;

    -организовать прохождение летней трудовой практики обучающихся с учетом

     их возрастных и физиологических возможностей, исходя из материальных возможностей образовательного учреждения;

    -формирование основ трудовой культуры, знаний и умений, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитание ответственности за порученное дело

       

    Место проведения летней трудовой практики: Владимирская область, Судогодский район, село Мошок, МОУ «Мошокская средняя общеобразовательная школа», пришкольная территория.

       

    Сроки организации летней трудовой практики: с 20 мая по 31августа 2012 года

    Описание опыта работы

           Школьный двор – это лицо школы, и то, как обустроено пространство школьного двора, то, как чувствуют на нем себя дети, очень многое говорит о самой школе. Возможно даже больше, чем проводимые в школе уроки и разные воспитательные мероприятия. К сожалению, сегодня далеко не во всех школах территория приведена в порядок, да еще с учетом современных требований к оформлению участка. Это не только создает неблагоприятное впечатление, но также может угрожать здоровью детей и взрослых.

       Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, посещающих ежедневно образовательное учреждение, так и для их родителей и жителей села. Как же организовать озеленение и благоустройство школьного двора, чтобы не только украсить маленький кусочек школьной территории, но и сам этот процесс сделать творческим и продуктивным?

       Подготовительный этап работы включал в себя социологический опрос среди  учащихся на выявление отношения к оформлению школьного двора.   В опросе приняло участие 80 человек  (учащиеся 5-8, 10 классов).

       На вопрос «Нравятся ли Вам дворы вашего населенного пункта?»  

    74% опрошенных дали положительный ответ, 26%-отрицательный.

       На вопрос «Участвуете ли Вы в озеленении своей придомовой территории?»

    81% опрошенных дали положительный ответ, 19%-отрицательный.

       Вопрос «Получаете ли Вы какое-либо материальное вознаграждение за благоустройство своей придомовой территории?» вызвал недоумение среди школьников. Ответы распределились следующим образом: 97% опрошенных дали отрицательный ответ, 3%-положительный.

      Вывод: дети осознанно участвуют в облагораживании территорий, в которых они проживают.

       На вопрос «Нравится ли Вам эстетический вид пришкольного участка (школьного двора)?» всего 24% опрошенных дали положительный ответ,

    76%-отрицательный.

       75% опрошенных хотели бы изменить его - вопрос «Хотите ли Вы его изменить?».

       На вопрос «Каким образом Вы хотели бы изменить внешний вид пришкольной территории?»  было предложено «разбить клумбы», «обновить забор», «оборудовать детскую площадку», «посадить траву и создать газон», «изменить эстетическое оформление вдоль фасада школы», «использовать в оформлении поделки» и другое.

      Таким образом, опрос позволил выявить  отношение учащихся к эстетическому оформлению пришкольной территории, определить наиболее важные проблемы, которые требуют оперативного решения, повысить чувство персональной  ответственности учащихся за предстоящее дело.

       

       Необходимым этапом работы является изучение   нормативно-правовой базы:

    -Конституция РФ;

    - Законом РФ «Об основных гарантиях прав детей»,

    -Закон  РФ «Об Образовании»;

    - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

    - Приказ ДО  администрации Владимирской области №870 от 29 декабря

    2007 г. «Об утверждении примерных Положений, обеспечивающих трудовое обучение в условиях общеобразовательных учреждений, расположенных

    в сельской местности»;

    -Устав школы.

       

       На основе изученных документов  разработана и обновлена необходимая документация образовательного учреждения:

    -Положение об организации летней трудовой практики учащихся

    5-8 и 10 классов;

    -План мероприятий по благоустройству пришкольной территории;

    -Инструкции по охране труда на учебно-опытном участке при проведении

    летней трудовой практики;

    -Графики прохождения летней трудовой практики обучающихся 5-8 классов;

    -Журнал учета контроля организации летней трудовой практики.

       

       Планирование предстоящих видов  работы разрабатывалось на основе   анализа состояния пришкольной территории, оценке объектов и насаждений, расположенных на ней и анализе ответов учащихся.

       

       Первым объектом, который предстояло благоустроить, была выбрана территория вдоль фасада школы. Территория оказалась загущенной  кустами боярышника и шиповника, образуя  труднопроходимые участки для регулярной уборки. Фундамент школы  плохо вентилировался, в результате начал покрываться мхом, который постепенно приводил к его разрушению.

    Разбить всю территории под клумбы, как было запланировано, оказалось трудновыполнимым для детей из-за оставленных после строительства школы камней. В результате, было решено произвести полное выкорчевывание кустов шиповника, частичную декоративную обрезку кустов боярышника и создание рабатки, вдоль бордюра фасада.

       Территория центральной части школьного двора имела цветочную клумбу.

    На газоне также сильно разрослись кусты шиповника. На участке имелась естественная неровность рельефа: небольшая возвышенность или насыпь.

     В результате, совместно с инициативной группой учащихся, было решено использовать недостатки рельефа превратив их в достоинство. Именно эти места подходят для организации альпийской горки. Мини-водоем, малые  архитектурные  формы, частичная обрезка поросли различных видов кустарника заставили заиграть школьный двор новыми красками. Ухоженный вид пришкольной территории достигался благодаря регулярной стрижке  естественного газона в летний период.

       

       Кроме благоустройства территории, обновление и ремонт требовали искусственный забор и сарай для инвентаря. Трудность ремонта заключалась

    не столько в физических возможностях учащихся, сколько в необходимых материальных затратах. Грамотное использование вторичных материалов позволили произвести ремонт объектов и эстетическое обновление территории вдоль пришкольного участка.

       Воспитание у учащихся потребности трудиться, уважения к людям труда, любви и бережного отношения к природе, к земле, к результатам своего труда достигалось в ходе работ на учебно-опытном пришкольном участке. Учащиеся во время летней отработки формировали практические умения и навыки по выращиванию сельскохозяйственной продукции с применением ручного инвентаря, знакомились с основами сельскохозяйственного производства, развивали познавательные и творческие способности в процессе наблюдений

    за растениями в естественной среде.

       Данная работа документирована фотографиями по всем этапам организации летней трудовой практики, представленными в Приложении №1-6.

    Выводы и практические результаты

       В результате  летней трудовой практики была проведена работа по благоустройству и озеленению  школьной территории:

    1. Отремонтирован и эстетически обновлен забор с минимальными финансовыми затратами (покупка гвоздей);
    2. Произведен ремонт сарая для инвентаря (крыша);
    3. Изготовлены и установлены малые архитектурные формы и поделки;
    4. Произведена разбивка альпийской горки;
    5. Выполнена санитарная и омолаживающая стрижка зеленых насаждений;
    6. Осуществлен регулярный уход за естественным газоном;
    7. Создана цветущая рабатка вдоль фасада школьного здания;
    8. Осуществлен регулярный уход за ягодными, плодовыми и овощными культурами на учебно-опытном участке в течение всего летнего периода.

       Организация  летней трудовой практики школьников с учетом их возрастных и физиологических возможностей в летний период способствовала  формированию  трудовых ценностных ориентаций , основ трудовой культуры, знаний и умений обучающихся, необходимых для вовлечения в общественно полезный и производительный труд, воспитанию ответственности за порученное дело.

      Критерии оценки эффективности организованной работы можно считать следующее:

    1. 100% прохождение обучающимися 5-8, 10 классов летней трудовой практики  2011-2012 учебного года;
    2. Улучшение и разнообразие учебно-воспитательного процесса на свежем воздухе;
    3. Уход за растениями с целью приобщения учащихся к труду и приобщения к живой природе.

    Итогом успешно проделанной работы является удовлетворенность обучающихся  результатами своего труда, сплочение детского коллектива.

                                     

    Перспективы на дальнейшую работу

    1. Продолжить благоустройство пришкольной территории.
    2. Активизировать внеклассную работу с целью поддержания интереса к сельскохозяйственному труду.
    3. Вести пропаганду экологических  правил поведения в природе.

       Сделать школьный  двор зеленым и уютным  за один сезон просто невозможно, поэтому программа благоустройства пришкольной территории будет реализовываться в несколько этапов.

       Данный опыт работы адресован учителям сельскохозяйственного труда, биологии, технологии, заведующим пришкольных учебно-опытных участков по формированию   социально - трудовых компетентностей сельских школьников.

    Список литературы

    1. Акимов П.А. декоративные деревья и кустарники. Изд-во сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов. – М.: 1963 г.
    2. Аксенова Н.А., Фролова Л.А. деревья и кустарники для любительского садоводства и озеленения. Изд-во Московского университета, 1989 г.
    3. Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды – М.: Наука, 1980 г..
    4. Багрова Л.И. я познаю мир: Детская энциклопедия: растения. – М.: ТКО «АСТ», 1996
    5. . Веретенников А.В. Практикум по физиологии древесных растений. – Воронеж: ВГУ, 1993 г.
    6. Викторов С.В., Ремезова Г.Л. индикационная геоботаника. – М.: Изд-во МГУ, 1988 г.
    7. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс. 1997 г.
    8. Гроздова Н.Б. занимательная дендрология. - М.: Лесная промышленность, 1991 г.
    9. Ерохина В.И., Жеребцова Г.П., Вольфтруб Т.И.

    Озеленение населенных мест: справочник. – М.: Стройиздат, 1987 г.

    1. Администрация города Омска. ОЭО «Чистый дом». Зеленое будущее Омска. – Омск, 2001 г.
    2. Игнатьева М.Е. Растительность городских садов и парков. - СПб, 1993 г.
    3. Митрюшкин К.П., Берлянд М.Е., Беличенко Ю.П. Охрана природы: справочник. – М.: Агропромиздат, 1987 г
    4. Михеев А.В., Галушин В.М., Гладков В.А. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1987 г.
    5. Чижевский А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Изд-во АСТ»,1997 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

    Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

    Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

    В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

    Положение об организации летней трудовой практики учащихся МБОУ СОШ №4 им. А.В.Суворова

    В материале предложен вариант организации летней практики учащихся школы....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

    «Организация летней трудовой практики обучающихся с ОВЗ""

    В материале представлен опыт работы по организации летней трудовой практики. Даны методические рекомендации ....

    «Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»

    Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...