Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся в условиях модернизации образования
статья

Формирование трудовых навыков и умений на уроках занимательного труда в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovani_trudovyh_navykov.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся

 в условиях модернизации образования»  

Выступающий: учитель Суворова Е.С.

Тема: «Формирование трудовых навыков и умений на уроках занимательного труда»

        Сообщение темы выступления (Слайд 1)

        Формирование трудовых навыков и умений на уроках занимательного труда в начальных классах предполагает развитие следующих умений:

  • организовывать своё рабочее место;
  • знать и соблюдать правила безопасной работы;
  • планировать собственные действия;
  • ориентироваться в задании;
  • развивать навыки самоконтроля;
  • уметь анализировать;
  • уметь оценивать качество выполненной работы.  

 Особенности организации трудового обучения в 4 классе     

  Занимательный труд в четвертом классе является завершающей стадией начальной подготовки обучающихся и переходным этапом к профильному труду.

      В процессе трудового обучения решаются главным образом те же учебно-воспитательные и коррекционные задачи, что и в 1-3 классах, но их решение происходит на более высоком уровне, в условиях близких к профильному обучению.

 Описание контингента

В 4 классе обучаются 15 детей: 5 девочек и 10 мальчиков.

Из них 3 девочки и 2 мальчика находятся на индивидуальном обучении  

Дифференциация обучающихся, воспитанников на уроках занимательного труда.

I группа

II группа

III группа

Обучающиеся успешно овладевающие трудом при фронтальном обучении.

 

Обучающиеся испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности.

 

Обучающиеся испытывающие значительные затруднения в овладении общетрудовыми

 и двигательными умениями и имеющие нарушение трудоспособности.

По программе занимательный труд изучаются следующие разделы:

Разделы

Объекты труда

Ожидаемый результат

Работа с бумагой и картоном

Аппликация ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, открытые коробки, рамка для фотографии и т. д.

Знает о сортах бумаги, их применение и назначение. Умеет выделять детали из заготовки, сборка изделия и т. д.

Работа с природными материалами

Аппликация из листьев «Птица». Аппликация из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки» и т. д.

Знает о природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, желуди и т. д.). Умеет использовать инструменты (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей)

Работа с древесиной

Опорный колышек для цветов, аппликация из опилок

Знает о назначении и применении древесины. Умеет обрабатывать древесину (зачистка, шлифовка). Пользоваться ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).

Работа с текстильными материалами, тканью и нитками

Игольники, закладки из фотопленки, прихватки.

Знает новые виды ручных стежков и строчек. Умеет вышивать по линиям рисунка.

Работа с металлоконструктором

Работа с проволокой

Треугольник и квадрат из деталей металлоконструктора.

Паук, буквы

Умеет соединять детали винтами и гайками, завинчивать и отвинчивать гайки пальцами и инструментами.

Знает о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее назначении и применении, свойствах (сгибаться, ломаться, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая)

Работа   по разделам подготавливают обучающихся, воспитанников к переходу на профильное обучение и  на формирование необходимых ЗУН к освоению профиля швейного дела.

 Фотографии «Работа с бумагой и картоном» (Слайд1.)

Фотографии «Работа с пластилином и глиной» (Слайд2).

Фотографии «Работа с текстильными материалами, тканью и нитками» (Слайд3).

Фотографии «Работа с металлоконструктором» (Слайд4.)

Фотографии «Работа с опилками» (Слайд5.)

Внеурочная деятельность:

1). Для формирования положительного отношения к труду и людям труда , обучающиеся выполняют поручения дежурного по классу:  уборка  в кабинете, уход за цветами.

 2).  Кроме того они могут заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеить страницы, оклеивать корешки).

3).  Проводятся экскурсии в школьные мастерские.

4).  Также ведется работа с родителями. На   собраниях родители получают информацию по  профильным направлениям.

        Предложения:

  1. В третьем классе в конце учебного года на заседании ПМПК определять профиль трудового обучения в соответствии с возможностями детей.
  2. В рабочую программу по предметам учебного плана 4 класса включать в разделы предмета занимательный труд темы по знакомству с профессиями (в соответствии с профилем трудового обучения).
  3. Увеличивать количество часов на разделы, связанные с прогнозируемым профилем.
  4. Расширение словаря по техническим терминам.
  5. Планирование экскурсий на предприятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждениянии в условиях модернизации образования.

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также те...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

«Развитие познавательного интереса у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях формирования общих трудовых навыков и умений»

В исследованиях многих специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, отмечается запоздалое, по сравнению с нормой, развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глу...

"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"

Участник городского  единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...

«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»

Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....