Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"
статья по теме

Колесникова Галина Ивановна

 

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся культуру здоровья, формировала потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_soloveva.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования

Колесникова Г.И., директор,

Соловьева В.А.,  заместитель директора по УВР

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся культуру здоровья, формировала потребность в здоровом образе жизни.

И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

В последние годы совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни стали важнейшими направлениями в деятельности образовательных учреждений Губкинского городского округа, реализующих территориальную программу «Губкинская школа здоровья», которая начиналась с эксперимента по проведению спаренных уроков физической культуры на базе спортивных комплексах города. Сегодня  это  вошло в нашу повседневную жизнь, как и реализация на территории таких масштабных проектов, формирующих культуру здорового образа жизни, как «Десять шагов к здоровью», «Танцующий город».

Главная отличительная особенность системы работы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» - грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

Педагогическим коллективом накоплен определенный опыт применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

На уроках, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:  соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима, учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка;  формируется здоровый образ жизни.

Учителями широко используются игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз).

Особого внимания заслуживает  здоровьесберегающая технология В.М.Базарного, направленная на профилактику таких распространенных заболеваний детей, как плоскостопие, сколиоз, снижение зрения.

В 1-5 классах учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель  с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой, что способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата (сколиоза, плоскостопия).

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные над доской в каждом кабинете начальных классов, специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», зрительно-вестибулярный тренажёр «Зевс».

 С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяются специально разработанные «Экологические панно», дающие  возможность бескнижного обучения, снижая нагрузку на зрение.

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учителя используют подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями  и возможными вариантами ответов.

        На уроках музыки, на внеаудиторных занятиях применяется  хоровое пение, которое способствует формированию навыков правильного дыхания, укрепление органов дыхания. Такие упражнения повышают сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Большое внимание уделяется повышению двигательной активности учеников: ежедневно проводится утренняя гимнастика, динамические часы и динамические перемены. В осеннее-весенний период для проведения уроков используются зелёный класс, уголок ароматерапии, экологическая тропа.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения, научить детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Результаты  проведенного мониторинга не могут не порадовать

Заболевание

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Сколиоз

21

27

4

Нарушение осанки

19

28

13

Плоскостопие

38

44

28

Заболевания органов зрения

105

106

90

Одним из важнейших направлений воспитательной работы учреждения является вовлечение школьников в занятия в спортивных секциях и клубах. За последние три года количество детей, посещающих спортивные секции, увеличилось с 76 до 100%.

Ученики школы занимаются на базе спортивных комплексов и учреждений города (детско-юношеские спортивные школы, Дворец спорта «Кристалл», спортивный комплекс «Горняк», бассейн «Дельфин», детский оздоровительно-спортивный центр), а также на базе школы. В школе работает 16 спортивных секций, занятия ведут учителя физической культуры и тренеры ДЮСШ.

Результатом работы преподавателей являются спортивные достижения школьников – командные и в личном зачете. Спортсмены школы ежегодно становятся победителями и призерами муниципальной и региональной спартакиады школьников, «Президентских спортивных игр» и «Президентских спортивных состязаний», спортивных соревнований и конкурсов «Кожаный мяч», «Самый спортивный класс», «Лучший спортсмен» и других мероприятий, проводимых на территории и в регионе.

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения проблема сохранения здоровья встала с особой остротой. Для учеников 1 – 3 и 5 классов в рамках внеурочной деятельности организованы кружки физкультурно-оздоровительной направленности, на школьной дворе обустроена  игровая площадка с разметкой для проведения различных игр

Школа имеет благоприятные условия для проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Все учебные кабинеты соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, оснащены ростовой мебелью, кабинеты начальных классов – партами и партами-конторками, массажными ковриками для ног.  В кабинетах начальных классов оборудованы уголки с набором  мягких модулей  «Городок», детской  мебелью  «Трансформер», «сухими» бассейнами. 

Важным условием создания полноценной среды обитания является наличие оздоровительной инфраструктуры - медицинский кабинет, процедурный кабинет, фитобар, спортивный зал, спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная), мини-футбольное поле.  В  весенне-осенний период на территории школы работает «Зелёный класс» экологическая тропа здоровья, уголок релаксации с беседками и рокарием, уголок ароматерапии, игровые площадки.

В рамках деятельности региональной базовой инновационной площадки по проблеме «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» медицинский кабинет оснащен  программным комплексом «Автоматизированная система скринирующих обследований», предназначенным для диспансерного обследования детей. Известно, что именно в детском возрасте  выявляется  наибольшее количество заболеваний.  И теперь школьный фельдшер совместно с медицинскими работниками детской поликлиники имеют возможность проводить обследования школьников с применением современной аппаратуры.

Удаленность средней школы №1 от детских учреждений здравоохранения, предопределила решение проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся через организацию межведомственного  взаимодействия всех заинтересованных структур,  организацию совместной деятельности коллектива школы с медицинским персоналом детских амбулаторно-поликлинических учреждений, создание на базе школы Центра содействия  здоровью обучающихся.

 Одной из задач деятельности центра является использование немедикаментозных методов профилактики наряду со здоровьесберегающими технолологиями. В школе организовано качественное питание детей, в ежедневное меню включаются витаминизированные блюда. Особой популярности среди учеников и педагогов пользуется школьный фитобар,  где вам предложат фиточай, кислородный коктейль.

За время работы центра обозначились и проблемы, наиболее существенной из них мы считаем отсутствие в штатном расписании школы медицинских работников. Мы на договорной основе сотрудничаем с работниками Губкинской городской детской больницы, и ни для кого не секрет, что школьный фельдшер обслуживает подчас не одну школу, да и врвч-педиатр бывает в школе не ежедневно. Поэтому для успешной работы центра здоровья целесообразно, по нашему мнению, ввести в штатное расписание школы медицинских работников.

Мы помним, что  понятие «Здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому немаловажным результатом реализации программы «Губкинская школа  здоровья» мы считаем не только увеличение количества  практически здоровых детей, уменьшение уровня заболеваемости, но и позитивное изменение степени интереса школьников к учебе, к  школе, к жизни в социуме.

Наша школа активно сотрудничает на договорной основе с учреждениями здравоохранения, спорта, культуры:

- МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» (занятия ритмикой и хореографией),

-  Дворец спорта «Кристалл» (занятия на ледовой арене),

- Спортивный Комплекс « Горняк» (проведение Дней здоровья, занятия в тренажёрном зале, в легкоатлетическом манеже),

- МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» (проведение уроков физической культуры),

- МУК «Дворец культуры «Форум» (проведение  ежегодной акции «Мы – за здоровый образ жизни», занятия в теннисном зале),

- МАУК «Дворец культуры «Строитель» (проведение ежегодной акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»)

- Бассейн  «Дельфин» (проведение Дней здоровья, занятий в бассейне, в том числе и специальной медицинской группы),

- МУЗ «Губкинская городская детская больница» (ежегодный медосмотр обучающихся, проведение закаливающих, физиотерапевтических процедур),

- ГОУ ВПО «Губкинский музыкальный колледж» (вольные занятия  с целью постановки дыхания, звукообразования),

- МОУ ДОД «Детская художественная школа» (занятия на развитие моторики кисти рук)

- МОУ «Центр диагностики и консультирования» (психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам формирования культуры здоровья с использованием современных информационных технологий).

Социальное партнёрство вносит существенный вклад в образовательный процесс и позволяет формировать культуру здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Наглядным примером этому может служить наше сотрудничество с Дворцом детского (юношеского) творчеств «Юный губкинец» в рамках реализации проекта «Танцующий класс». На базе дворца организованы занятия ритмикой для учеников начальных классов. Ритмика, то есть движение под музыку,  на сегодняшний день – одно из самых органичных и любимых занятий наших детей.

        Думаю, вы согласитесь, что здоровую личность может воспитать здоровый педагог. На нашей территории уже традиционными стали соревнования для педагогических работников: «Самый спортивный директор»,  «Самый спортивный заместитель директора», «Самый классный классный».

В решении задачи сохранения психического, физического и нравственного здоровья детей  очень важно также взаимодействие семьи и школы. В Губкинском городском округе  огромное внимание уделяется спортивным соревнованиям, в которых участвуют дети с родителями. Ученики нашей школы вместе с родителями – самые активные участники соревнований «Физкульт-ура, губкинская детвора!», «Мой папа -  самый спортивный», марафон «Отцы и дети», «Детки плюс предки», «Вместе с папой», «Моя бабушка -  самая спортивная», «Становитесь по порядку на семейную зарядку». Участие родителей вместе с детьми в таких мероприятиях значительно повышает общую мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, формирует ситуацию сплоченности и взаимопомощи, укрепляет институт семьи.

Таким образом, целенаправленная совместная работа  педагогов, учеников  и их родителей приведет в конечном итоге к формированию у каждого участника учебно-воспитательного процесса внутренней потребности в здоровом образе жизни, сохранению и укреплению здоровья как   одного из главных элементов национального богатства государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждениянии в условиях модернизации образования.

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также те...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

Пути эффективного взаимодействия администрации и психолога образовательной организации в условиях модернизации образования_Выступление на семинаре

Материал представлен на районном семинаре для педагогов-психологов "Механизмы психологической подготовки к ГИА"В последнее время мы часто слышим: «Вот в советской школе…»Н...

Основные направления воспитательной работы интернатных учреждений в условиях модернизации образования.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельн...

Доклад "Инклюзивное образование-образование без барьеров создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении"

Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в образовательном учреждении...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...