Основные направления воспитательной работы интернатных учреждений в условиях модернизации образования.
методическая разработка

Германова Людмила Валерьевна

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

  Воспитывать нужно личность, способную на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Основные направления воспитательной работы интернатных учреждений в условиях модернизации образования.

    Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

  Воспитывать нужно личность, способную на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

  Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда (Концепция модернизации российского образования на период 2010 года).

Базовые компетентности современного человека.

  • Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).
  • Коммуникативная (умение активно сотрудничать с другими людьми).
  • Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).
  • Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность) (Методические рекомендации по проведенным августовским педагогическим совещаниям работников образования «Актуальные проблемы современной модели образования» от 2008 года).

  Основные направления воспитательной работы интернатных учреждений в условиях модернизации образования.

  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Духовно-нравственное воспитание.
  • Охрана и укрепление здоровья детей.
  • Повышение роли психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса.
  • Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе.
  • Повышение роли классного руководителя и воспитателя.
  • Повышение качества воспитания.
  • Работа с семьей.

 Охрана и укрепление здоровья воспитанников в коррекционной школе

  • Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований
  • Разработка программ сбережения здоровья воспитанников, нормативной базы и механизма реализации этих программ
  • Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка
  • Разработка нормативной, правовой и учебной дидактической базы, обеспечивающей деятельность «школ здоровья»
  • Разработка и внедрение технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок
  • Создание развернутой системы физического воспитания детей и подростков
  • Создание службы консультативной и экстренной психологической помощи детям и их родителям

Состояние здоровья современных российских школьников .( по материалам научного центра здоровья детей РАМН )

В России около 30 млн. детей.

Из них – 20 млн. посещают образовательные учреждения.

В том числе – 15 млн. школьников.

За последние десять лет значительно ухудшилось здоровье российских школьников.

У младших школьников число отклонений и хронических заболеваний увеличилось на 55%,  особенно среди мальчиков.

Среди младших школьников наблюдается рост нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств и нарушений костно-мышечной системы.

В подростковом возрасте на первом месте болезни органов пищеварения, затем хронические болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы и гинекологические патологии у девочек - старшеклассниц.

Факторы, влияющие на ухудшение здоровья школьников.

Агрессивные (негативные):

  1. Высокий объём учебных  и внеучебных нагрузок.
  2. Низкая двигательная активность.
  3. Недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию ЗОЖ.

  Составляющие ЗОЖ.

  • Достаточная двигательная активность.
  • Закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Соблюдение режима дня.
  • Грамотное экологическое поведение.
  • Психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями.
  • Отказ от вредных и выработка позитивных привычек.
  • Безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
  • Сексуальная грамотность.

Деятельность по составляющим ЗОЖ.

  • Обучение умению общаться и находить место в обществе (социальный аспект здоровья).
  • Забота о здоровье, включая лечение и профилактику болезней (физический аспект здоровья).
  • Умение учиться и управлять собой, своими эмоциями, принятия себя как личности (психологический аспект здоровья).

Модель выпускника СКОУ, ответственного за свое здоровье и здоровье окружающих его людей.

  • Когнитивный компонент:
  1. Ученик имеет знание о здоровье и его составляющих, способах оздоровления и профилактики болезней.
  2. Представление об экологических факторах региона, степени их влияния на регулирование отрицательных воздействий.
  • Ценностный компонент:
  1. Понимает уникальную ценность здоровья, его значение для себя своего благополучия на данном возрастном этапе и во взрослой жизни, для близких людей.
  2. Понимает необходимость ведения здорового образа жизни и освоение компонентов ЗОЖ, следование им на практике.
  • Эмоционально-волевой компонент:
  1. Понимает свои чувства и чувства окружающих, адекватно относится к своим успехам и неудачам, проявляет дисциплинированность, настойчивость при соблюдении режима дня, при возникновении внештатных ситуаций, мобильность в поведении и умение доводить дело до конца.
  2. Способен работать в группе, проявлять доброжелательность и контакт, имеет навыки саморегулирования эмоционального состояния, относится к природе, как к условию эмоционального благополучия.
  • Социальный компонент:
  1. Сформирована система правильного отношения к окружающим, сформированы навыки социально-нормативного поведения.
  2. Развиты трудовые, социально-бытовые, коммуникативные знания и умения, позволяющие успешно вступить в самостоятельную жизнь.
  • Культурный компонент:
  1. Понимает взаимосвязь компонентов ЗОЖ с общей культурой человека, осознанно соблюдает правила поведения в обществе.
  2. Имеет навыки культуры быта.
  3. Проявляет интерес и имеет навыки и привычки культуры проведения досуга, имеет его любимые виды.
  • Физический компонент:
  1. Оптимальный, в соответствии с индивидуальными особенностями, режим двигательной активности.
  2. Освоение доступных форм диагностики физического состояния своих физических качеств.
  3. Осознанное применение средств профилактики болезней, закаливания.
  4. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Деятельностный компонент:
  1. Умение активно включаться во все виды здоровьесберегающей деятельности.
  2. Способен включиться в выполнение индивидуальной программы ЗОЖ, разработанной педагогом.
  3. Способен правильно ценить себя и результаты своей деятельности.

 Методы, наиболее надежные для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ воспитанников.

  • Длительное изучение, в т.ч. наблюдение воспитателя за повадками и различными проявлениями интереса воспитанника к ЗОЖ.
  • Индивидуальная работа с воспитанником, помощь при формировании ЗОЖ (индивидуальная работа является самым надежным средством выявления уровня развития мотивации  ЗОЖ).
  • Постановка воспитанника в ситуацию реального нравственного выбора.
  • Индивидуальная работа должна проходить в форме диалога, сотрудничества между педагогом и воспитанником.

Программа мониторинга «Как определить уровень состояния здоровья и физического развития» (для воспитанников СКОУ).

  • Очень высокий уровень:

- все принятые показатели сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола ребенка, здоровья и физического развития, не затрудняют включение ребенка с овз в социум.

  • Высокий уровень:

- физическое развитие соответствует возрасту и полу;

- хронических заболеваний нет;

- соматические заболевания редкие и быстропроходящие;

- осанка, походка, быстрота и точность движения нарушены очень незначительно;

- передвигается самостоятельно;

- мелкая моторика нарушена незначительно;

- часто заботится о своем здоровье, зарядкой занимается регулярно;

- стремится к двигательной и физической активности, любит заниматься спортом;

- в личной гигиене и самообслуживании самостоятелен;

- соблюдает режим питания;

- вредных привычек не имеет.

  • Средний уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу по одному-двум показателям;

- хронических заболеваний нет;

- соматические заболевания редкие и быстропроходящие;

- осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно;

- передвигается самостоятельно;

- периодически заботится о своем здоровье, зарядкой занимается нерегулярно;

- периодически самостоятельно проявляет двигательную и физическую активность и интерес к спорту;

- в личной гигиене и самообслуживании самостоятелен;

- соблюдает режим питания, испытывает чувство сытости;

- стремится избавиться от вредных привычек.

  • Низкий уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу;

- имеет хронические заболевания;

- частые соматические заболевания;

- осанка, походка, быстрота и точность движения нарушены;

- передвигается с помощью приспособлений или при помощи посторонних;

- значительно нарушена мелкая моторика;

- редко проявляет заботу о своем здоровье, зарядкой занимается редко;

- иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей инициативе;

- с процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью;

- самостоятельно с режимом питания не справляется;

- имеет вредные привычки.

  • Очень низкий уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу;

- имеет хронические заболевания;

- частые соматические заболевания;

- осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены;

- не может передвигаться самостоятельно;

- значительно нарушена мелкая моторика;

- о своем здоровье не заботится;

- к двигательной и физической активности не стремится, интереса к спорту не проявляет;

- знания о ЗОЖ отсутствуют;

- с личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется;

- режим питания не соблюдает, не знает ограничение в количестве пищи, нет чувства сытости;

- имеет вредные привычки.        

Основные навыки здорового образа жизни выпускника СКОУ с интеллектуальной недостаточностью.

  • Навыки соблюдения адекватного двигательного режима и контроля за собственным физическим состоянием:
  1. Навык выполнения утренней гимнастики и релаксирующих  физкультурных пауз.
  2. Навыки участия в подвижных и командных играх.
  3. Тренировка значимых двигательных качеств.
  4. Навыки контроля за пульсом и дыханием при выполнении упражнений.
  5. Определение утомления и переутомления.
  • Навыки рационального и безопасного питания.
  1. Навык соблюдения правил приготовления и хранения пищи, режима питания, составление рационального меню.
  2. Навык поддержания домашней диеты.
  3. Навык составления меню с учетом правил домашней диеты.
  4. Умение определять признаки испорченных продуктов.
  • Навыки соблюдения гигиены и опрятности.
  1. Навыки ухода за телом.
  2. Навыки выбора одежды в зависимости от погоды и вида деятельности.
  3. Навыки уборки помещения.
  • Навыки безопасного поведения в быту и на дороге.
  1. Навыки соблюдения тб при занятиях различными видами спорта.
  2. Навыки соблюдения тб в быту.
  3. Навыки соблюдения правил дорожного движения.
  4. Навыки прогнозирования развития ситуации на дороге.
  • Навыки поведения в экстремальных ситуациях.
  1. Навыки эвакуации из помещения при угрозе возникновения пожара.
  2. Навыки оказания первой помощи при ожогах.
  3. Навыки спасения утопающих.
  4. Навыки оказания доврачебной помощи при укусах собак, насекомых, при повреждении глаз, при отравлении.
  5. Навыки оказания доврачебной помощи при порезах, занозах, носовом кровотечении.
  6. Знание номеров телефонов экстренной помощи.
  • Навыки в области сексуального здоровья.
  1. Навыки защиты от насильственных сексуальных действий и знания о контрацепции.
  • Навыки обращения с токсичными веществами.
  1.  Навыки безопасного обращения с клеящими веществами, растворителями и бытовой химией.
  • Навыки обращения за помощью.
  1. Навыки обращения за помощью к окружающим при угрозе жизни, при расстройствах настроения и депрессиях.

Содержание деятельности воспитателя СКОУ по формированию ЗОЖ.

  • Организация и проведение воспитательных и коррекционно - развивающих занятий по формированию ЗОЖ у воспитанников.
  • Организация и проведение подвижных игр и упражнений на всех видах прогулки.
  • Организация и проведение физкультминуток на внеклассных занятиях и во время выполнения режимных моментов.
  • Организация посещения воспитанниками занятий ЛФК по назначению специалиста.
  • Организация посещения воспитанниками секций и кружков дополнительного образования по расписанию, утвержденному директором СКОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления воспитательной работы епархиальной православной гимназии

статья содержит отчет по воспитательной работе в православной гимназии за 2011-2012 учебный год...

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

Управленческие методы: способы работы с персоналом в условиях модернизации образования.

В динамичном и напряжённом ритме настоящего слово «модернизация» стало уже привычным, знакомым и понятным. Модернизация образования была ожидаемым явлением, но, тем не менее, не все оказались готовы к...

Основные направления воспитательной работы

Основные направления воспитательнойдеятельности классного руководителя...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...