«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
статья

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»

Фатихова Дина Ильгизовна

учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия» п.г.т. Богатые Сабы
Сабинского муниципального района

Проблема  развития  функциональной  грамотности  обучающихся  в России  актуализировалась  в  2018  году  благодаря  Указу  Президента  РФ  от 7  мая  2018 г.  Поскольку финансовая грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения  результатов  мониторинга, но и для развития российского общества и экономики в целом. Она так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и считать.

Новинки и новшества финансового рынка наиболее активно используются жителями крупных городов, нежели жителями сельской местности. Педагог, преподаватель, учитель, в особенности сельский, как традиционный носитель знаний и высоких норм социального поведения занимает особенное место в формировании финансовой грамотности.

В Сабинской гимназии проблема формирования финансовой грамотности  решается через создание образовательной среды.

  • в урочной деятельности -  на основе внедрения учебных и  методических материалов по формированию финансовой грамотности в рамках таких предметов как обществознание, математика в 5-9 классах, углубленный курс экономики в 10-11 классах.
  • во внеурочной деятельности – внедрение программ внеурочной деятельности в 6 классе «Основы финансовой грамотности» в количестве 1 часа.
  • во внеклассной деятельности – встречи со страховыми агентами, банковскими сотрудниками, предпринимателями.

 То есть, работа в данном направлении ведется комплексно, непрерывно. Для себя я выделяю несколько аспектов:

  1. Практическая работа

Моя задача – как можно лучше подготовить учеников к самостоятельной жизни, в том числе к жизни в большом городе. Лучшее обучение – это практика. На уроках и внеурочных занятиях мы с ребятами учимся решать бытовые задачи. Например, в течение двух месяцев осенью и двух месяцев весной ученики самостоятельно оплачивали коммунальные услуги своей семьи: самостоятельно снимали показания счетчиков, работали с квитанциями, узнавали меняющиеся тарифы за электроэнергию, воду и т.д. Каждый ученик завел папку, в котором вел учет коммунальных расходов. Результатом данной практической работы стало то, что дети получили важные бытовые навыки, некоторые родители полностью доверили оплату коммунальных услуг ребятам.

  1. Симуляция финансово-экономической ситуации

Так как инфраструктура нашего поселка только находится на этапе развития, у нас не было возможности реальной практики осуществления некоторых финансовых операций, например, онлайн заказы на Озоне, снятие денег с помощью сложного банкомата и т.д. Эту проблему нам помогли решить симуляторы. Есть отличные сайты, воспроизводящие реальные ситуации, которые нужно правильно пройти. Например, сайт ВЛФИНИК. Ставится  финансовая задача, ученик решает ее, попутно знакомясь с теорией. На этом симуляторе ребята научились вводить данные банковской карты, считать размеры налогов, выбирать выгодный тариф для телефона и т.д. Задания для разновозрастных детей: 7+, 11+, 14+.

Для обучения контролю над доходами и расходами мы установили на телефоны приложение  «Мой бюджет: контроль денег». Ребята втянулись в этот процесс, многие уже несколько лет пользуются приложением, особенно старшеклассники.

  1. Игры, мультфильмы

Кроме традиционных игр в классе во время урока, мы играем онлайн. Рекомендую интересные игры для младших школьников - «Три кота: финансы для детей», для старших – «Монополист», «Landlord GO». В этих играх есть уровни, дети с азартом проходят один уровень за другим, соревнуясь в рейтинге.

Я часто начинаю урок с просмотра мультфильма, это заинтересовывает учеников любого возраста, даже старшеклассников. Темы финансовой грамотности раскрываются в сериях таких мультфильмов как «Смешарики 2D: азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым», «Фиксики», «Богатый бобренок», «Секретный клуб миллионеров». Дети сами не замечают, как учатся, основам финансовой грамотности.

  1. Теоретические основы финансовой грамотности

В изучении теории нам очень помогают «Онлайн уроки финансовой грамотности» от Банка России и хорошие материалы анимированных презентаций для уроков в 5-7 классах сайта моифинансы.ру.

  1. Проектная работа

В рамках индивидуальных проектов уровней основного и среднего образования ученики старших классов разрабатывают уникальные бизнес-проекты, которые можно реализовать именно в нашем Сабинском районе – это одно из условий. Так как в нашем небольшом поселке предпринимательство только набирает обороты, есть возможность занять определенную нишу. Так в течение последних 2-х лет были разработаны глубоко продуманные проекты частного стоматологического кабинета, игрового центра для детей и кинопроката. Это были практически реальные бизнес-проекты, в которых просчитаны возможные финансовые риски и прибыль.

Таким образом, проблема отсутствия в селе доступа к некоторым финансовым инструментам решается при помощи симуляции финансово-экономических ситуаций, применения цифровых образовательных технологий. Благодаря им учитель может компенсировать разницу возможностей между учащимися городских и сельских школ.  Считаю, что результативность данного комплекса мер выражается не только количеством и наличием призовых мест в мероприятиях, олимпиадах, но и в том, что выпускники Сабинской гимназии будут подготовлены к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.

В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...

Формирование функциональной грамотности у обучающихся основной школы

В работе рассматриваются вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности учащихся основной школы, и пути решения возникающих проблем при изучении данной темы....

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....