Особенности построения индивидуальной коррекционной работы логопеда в структурном подразделении «Лекотека»
статья на тему

Сборник тезисов ГБОУ высшего профессионального образования МГППУ кафедра клинической и специальной  психологии ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕКОТЕКАХ. Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. на тему.  "Особенности построения индивидуальной коррекционной работы логопеда в структурном подразделении «Лекотека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности построения индивидуальной коррекционной работы логопеда в структурном подразделении «Лекотека»  

Прохорова Ольга Борисовна, учитель-логопед

г. Москва Зеленоградский округ,

ГОУ начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 1853

             Изучение особенностей  детей, посещающих структурное подразделение «Лекотека» позволяет  выделить несколько направлений коррекционной деятельности логопеда: обследование неречевых психических функций и речевой функциональной системы; обследование речевого развития детей и его дальнейшее развитие в различных видах деятельности; подбор методов и приемов.

             Задачами коррекционной деятельности явились: развитие социальных навыков, особенно навыков коммуникации (с детьми и со взрослым); развитие у детей  умения обучаться на индивидуальном занятии; преодоление у детей  речевых нарушений; развитие у детей игровой деятельности; развитие у детей переноса знаний с индивидуальных занятий в различные ситуации

             Для оптимального развития речи каждого ребенка необходимо соблюдение особых правил построения непосредственной познавательной деятельности: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; развитие и поддержание инициативы ребенка; постоянное подкрепление процесса предметной деятельностью, простыми действиями для лучшего включения в процесс; подбор предлагаемых заданий (задания могут быть разноуровневые, предполагающие возможность обращения взрослого и ответа ребенка доступным ему способом (вербально, невербально).

             Из опыта работы предлагаю примерное планировании непосредственной  образовательной  деятельности  логопеда в индивидуальной  форме.

Дата

Время

ФИО ребенка

Ход занятия

03.05.

12.30-13.10.

Евгений. Е.

Приветствие. Организационный момент.

Дидактическая игра «Репка». Беседа по сказке. Уточнение и закрепление в пассивном и активном словаре понятий: первый, последний, начало, середина.

Пальчиковая игра «Бей в барабан», «Мы ручками похлопаем»

Развитие речи. Дидактическая игра: «Потешки».

Логоритмика: «Дружба», «Есть в лесу дом»,

 «Мы черту нарисовали», «З медвежонка».

Самостоятельная деятельность ребенка. Совместная игра со взрослым в игрушки.

Консультация родителей. Тема: развитие речи в играх-драматизациях.

5

10

5

5

5

5

5

03.05.

13.10- 13.50

Эллина В.

Приветствие. Организационный момент. Развитие слухового внимания.  Упражнение: «Узнай музыкальный инструмент».

Пальчиковая игра: «Кучерявая овечка переходит через речку» Формирование эмоционального контакта со взрослым. Дидактическая игра: «Покажи мне, покажи», « Огород».

Развитие речи. «Потешки, стихи» Развитие координации движений, формирование доверительных отношений со взрослым. Подвижная игра: «Прятки».

Логоритмика «Зонтик», «Ветер дует, задувает», «Каблучок», «Автобус».

Самостоятельная деятельность ребенка. Совместная игра со взрослым в игрушки.

Консультация родителей. Тема: развитие слухового внимания.

5

5

5

5

5

5

5

5

Конспект  индивидуального коррекционного занятия  (4-5 лет)

Тема: Автоматизация звука Ль в слогах и словах

Цели занятия:          

Коррекционно-развивающие: развивать все виды моторики - общую, мелкую, артикуляционную; развивать фонематический слух, речевое дыхание; развивать зрительное и слуховое внимание.

Обучающие: учить координировать речь с движениями; автоматизировать  произношение звука Ль в слогах, словах; расширять понимание глагольного словаря; активизировать словарь именами существительными в единственном и множественном числе.

Воспитательные: Продолжать формировать  умение слушать рассказ взрослого, формировать положительные качества – уважение к старшим.

                                                         Ход занятия.

1.Организационный момент: Звенит колокольчик, он приглашает нас поиграть и хочет познакомить со своей песенкой «Ль,Ль».

2.Основная часть. Артикуляционная гимнастика. Чтобы научиться  четко и красиво произносить звук «Ль»  надо выполнять гимнастику для губ и языка. Сегодня нам помогут рисунки. И слайды на компьютере.

3. Игровое упражнение  «Пальчики здороваются». Пальчики прикасаются по очереди к большому и приветствуют друг друга слогами « ля - лю- ли- ле» Пальчики устали им надо пошагать. Раз  - кружок, два – кружок, раз шажок, два шажок. Наши пальчики шагают, на кружочки наступают. От мизинца – до большого, а потом к мизинцу снова. Раз, два, три, четыре, пять пальцы будут отдыхать.

4. Снова звонит колокольчик.  Приготовил нам сюрприз - в гости пришла кукла-бабушка. Кто это? Послушай стих и проговаривай со мной.

 Я с бабушкой своею дружу давным - давно, она во всех затеях со мною заодно. Посмотри на картинку. Что можно делать вместе с бабушкой?

5.Игровое упражнение с мячиком.  Лови мячик и повторяй слова. Ляля, Оля, Юля, Уля, Валя, лев, лес, лента, лейка, лед,лен, Лева, Леня, люк, Люба, люди, лютик.

6.Слушаем звуки. Если звук «Ль» услышат ушки, мяч взлетает до макушки.                                                                    

7.Что еще можно делать вместе с бабушкой?  Игра: «Подбери картинку»

У меня лимон – возьми картинку, где нарисованы лимоны. Что у тебя – назови.

8.Логоритмика. С бабушкой можно потанцевать под любимую мелодию.

9.Упражнение для развития речевого дыхания. Будем пить чай с бабушкой, но он горячий. Губы трубочкой, щеки не надувать – подуем на чай.

10.Упражнение: «цветные клубочки». В чудесном мешочке у бабушки – сюрприз. Это клубки. Возьми красный клубок, потяни за нитку, а теперь намотай нитку на клубок при этом произноси слоговые дорожки:  «ля-ля-ля»;  «лю-лю-лю»; «ли-ли-ли». Повтори с зеленым клубком.

11. Итог. Снова звонит колокольчик, мы красиво и четко произносили его песенку. Колокольчик и кукла-бабушка прощаются с нами. Они  еще придут к ребятам в гости.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности   в индивидуальной  форме   с детьми  3-4 лет                                                        

Тема: слушаем сказку: «Курочка Ряба»

Цели занятия:

Обучающие: совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас за счет звукоподражаний, имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо); совершенствовать мелкую моторику – формировать пинцетный захват; развивать дыхание - формировать длительный и целенаправленный выдох.

Коррекционно-развивающие: развивать умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память, зрительное сосредоточении, умение рассматривать, развивать мимику.

Воспитательные: формировать умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям.

                                                   Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Сегодня вас отведу на сказочную полянку и расскажу интересную сказку.

2.Основная часть Рассказывание сказки: Ребенок слушает сказку «Курочка Ряба». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляю на стол действующих персонажей сказки-фигурки из настольного кукольного театра. Предлагаю рассмотреть фигурки героев, которые пришли к нам в гости. Выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.

3. Развитие мелкой моторики: Предлагаю покормить курочку. Перед ребенком мисочка с фасолью. По подражанию берем указательным и большим пальцами ведущей руки по одной  фасоли и перекладываем из мисочки в кормушку.

4. Физ. Минутка: имитируем  движения - помахать крылышками, спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!» Двигаемся под рифмовку:   Вышла курочка гулять  и фасоли поклевать. « -Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

5.Развитие дыхания: Курочка Ряба передала подарок. Это перышки – их много у курочки, они мягкие, легкие. Кладу перышко на руку ребенка, предлагаю подуть на него по подражанию. Радуемся, хлопаем в ладоши.

6.Развитие мимики. Предлагаю ребенку показать (по подражанию), как сердился дед, баба, когда били яйцо. Воспроизводим  совместные движения (игрушка молоток). А мышка улыбалась.    

7.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Предлагаю прокатить яичко из киндер – сюрприза по дорожкам разной длины от бабушки к деду и т д. (использую оборудование пескотерапии).

8.Итог занятия: Оцениваю работу ребенка положительно, хвалю за участие в игре-занятии. Предлагаю потанцевать с курочкой (логоритмика).

             Предложенные конспекты были апробированы с детьми 3-4 и 5-6 лет, посещающими структурное подразделение «Лекотека» и дали хорошие результаты. У детей отмечалось огромное желание играть с язычком перед зеркалом, дуть на разнообразные предметы на ниточках, учить потешки и короткие стихотворения, играть с пальчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Что делает коррекционную работу логопеда здоровьесберегающей?

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи является насущной проблемой в логопедии. Сама коррекционная работа логопеда уже является здоровьесберегающей. На логопедических ...

"Поиски оптималбных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя речевой группы"

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заклбчается в  логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и д...

Совместная коррекционная работа логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.

Разработка коррекционной работы логопеда и воспитателя в речевой группе детского сада....

Технологическая карта построения индивидуального коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности «В гости осень к нам пришла»

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы индивидуального занятия с ребёнком средней группы....

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...