Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"
методическая разработка (9 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку." Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по русскому языку в 8 классе

 Имя существительное.

 Цель. Закрепление теоретических знаний по теме «Имя существительное»

Задачи:

1.Образовательная. Повторить  морфологические  признаки  им. существительного, закрепить теоретические языковые понятия.

2. Коррекционная. Развивать логическое мышление,  самостоятельности принимать решения, развивать  умения осознанно  применять  теоретические знания по русскому языку на практике.

3.Воспитательная. Воспитание  любви  к  родному  языку, бережливому отношению к окружающему миру.

 Планируемые образовательные результаты изучения темы:

1. Личностные: повышение уровня грамотности, формирование интереса к русскому языку.

2.Предметные: умение определять существительные, определять их морфологические признаки, пользоваться знаниями при письме.

      Урок-закрепление

 Оборудование.

Опорные таблицы, карточки для индивидуальной работы, доска, мел, компьютер.

                                               Ход  урока.

1.Орг.  Момент. Проверка  подготовки  к уроку.  Раздача  опорных таблиц.

Запись темы урока. Имя существительное.

2Орфографическая разминка. На  интерактивной доске написаны слова с ошибками, учащиеся находят ошибки и исправляют их на доске.

Задание. Исправь ошибки.

Пугливый  ласенок

От  страха  дражит.

Пугливый  лосенок

За  лосем  бижит.

Учитель.

Ошибки исправлены верно. В какой части слова были допущены ошибки?

Ученики называют. (корень)

Учитель. Вспомните, как звучит правило, которое мы применили в данном случае? 

Ученики называют правило.

 Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

На доске высвечивается правило с примерами

Учитель.

А теперь перечислите слова, которые называют предметы в данном стихотворении.

 Лосенок, от  страха .

Учитель.

Скажите, как называются в русском языке слова,  обозначающие предметы?

 Ученики.

Имя  существительное.

Учитель.

Это и есть тема нашего урока. Мы продолжаем определять признаки имени существительного в словах.

Учитель прочитывает стихотворение 2 раза. Ученики, записывают по памяти.

На доске высвечивается текст и ученики проверяют его самостоятельно.

Ученик записывает на доске 1 предложение и выполняет разбор предложения по членам предложения. Пугливый лосенок от страха дрожит.

А теперь активизируем наши знания .Возьмите в руки опорные таблицы и используйте их при ответах на вопросы.

Дети  берут  таблицы.

           1.Дайте  определение  им. существительного.

           2.Какие  им. существительные  относятся  к  именам     собственным? (Ф.О людей, клички животных, географические  названия, названия  газет  и  журналов, пишутся   с большой  буквы).

На доске высвечивается таблица.

 Соедини и запиши собственные и нарицательные имена существительные

Река

Озеро

Море

Гора

Город

Государство

Байкал

Нева

Эльбрус              

Черное

Россия  

Новороссийск                        

Река Нева, озеро Байкал и т.д.

         3. Второй  признак?  Одушевленность -  неодушевленность. Как  мы  определяем,       какие   слова  можно  назвать  одушевленными, а  какие  нет?

Изменяя одну букву, подбери к данным неодушевленным существительным одушевленные.

Кость-гость

Роза-коза

Полк-волк

Палка-галка

Корона-ворона.

4. Третий  признак?  РОД. К  каким  родам  может  относиться  им.  существительные? (м. р. ж. р., ср. р.)

Замени словосочетания одним словом.

Близкий приятель-друг, м. р.

Человек, лечащий людей-врач ,м .р.

Мелкие деньги -мелочь, ж. р.

поддержка в трудные минуты -_помощь

Кусок земли для сельхоз. работ – поле, ср. род.

  Какие  слова  являются  помощниками  в  определении  рода  им. существительного? (он, оно, она)  

  5.Четвертый признак.  Склонение.

           -Сколько  склонений  вы  можете  назвать?

          - Какие  существительные  мы  можем  отнести  к 1 склонению?

          - Ко 2 скл.?

          - К 3 скл.?

          6. Пятый  признак. Падежи .

В рощах -птичье пение,

А  в классе тишина,

проходим мы склонение,

Склоняется : «весна».

Склоняем вслух : «Весна. весны..»

А за  окном ручьи слышны,

За партой не сидится мне,

А тут весна, весны, весне.

Под  крышей носятся стрижи,

Смеются надо мною,

У них не спросят падежи:

Весна, весны, весною…

Давайте  хором  назовем  падежи  с  вопросами.

       Дети  вместе  с  учителем называют  падежи  с  вопросами.

    7. Последний  признак - число. К  какому  числу  может  быть  отнесено  им.       существительное?  К  ед. или  множественному.

3.Учитель.Признаки им. Существительного вы усвоили..

Физ . минутка.

         Упр. Для глаз

         Упр. Для  кистей рук .

         Дыхательное  упражнение.

4.Чтение текста. Текст показан на интерактивной доске.

В  саду  по  дороге  прыгали  молодые  воробушки. Старый  воробей  уселся  высоко  на  ветку  дерева. Воробьиный  глаз  зорко  смотрит  по  сторонам.

Тихо, без  шума  летит  ястреб. Старый  воробей  громко  и  тревожно  зачирикал. Все  воробьи  скрылись  в  кустах.

Вопросы задает учитель.

 Где  прыгали  молодые  воробушки?

 Где  уселся  старый  воробей?

Как  смотрел  воробьиный  глаз  по  сторонам?

Кто  летел  тихо, без  шума?

Как  старый  воробей  предупредил  об  опасности.

Переписать первое предложение. Обозначить имена существительные.

В саду, по дороге.

Выполнить морф.  разбор слов, записать в тетрадь.

Два ученика выходят к доске и записывают морфологический разбор этих слов для проверки.

Итог урока .Чему научились на уроке?

Повторили морфологические признаки им. существительного и закрепили теоретические знания на практике

Оценки

Д.з. Подберите к существительным близкие по значению слова с шипящими на конце.

Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка.

Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...