Контрольные диктанты для 5-6 СКК (ФГОС)
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Авхадиева Марина Леонидовна

Подборка контрольных диктантов для 5-6 СКК 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty_5-6_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                              5 класс.

Тема:  Повторение. Различие предложений по интонации.

                                            Дятел.

Стук в окно. Кто там? Молчит. Смотрю – дятел! Прицепился  за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.

    Это был молодой дятел. Он еще мало что видел.

                                                                                   49 слов.

Тема: Звуки и буквы (Звонкие и глухие согласные на конце слова, проверка безударных гласных путем изменения формы слова).

                                       По рога.

Ходили летом по грибы? Весной по рога. Это лоси их зимой скинули.

  К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает – найдете рога в лесу.

   За лето у лося новые рога вырастут.

                                                                                 45 слов.

Тема: Состав слова. Правописание в корне.

                                         Осень.

  Осень пришла, холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком.   Пора жителям леса запас на зиму делать.

  Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под шкурой копит. Белка грибки по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.

  Все зимой пригодится!

                                                 

                                                                               47 слов.

Разобрать слова по составу:  поездка         лесник

Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.

                                      Новоселье.

Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дома аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю вой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель и всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день.

                                                                                39 слов.

Тема: Приставка и предлог.

                                     Сказки.

  Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.

 У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.

                                                                                  46 слов.

Тема: Разделительный твердый знак.

                                      Угощение.

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек взял в лапки рябину и ловко объел ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его.

                                                                                  48 слов.

Тема: Части речи.

                                       Поздняя осень.

  Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.

  А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег.

                                                                                   39 слов.

Второе предложение разобрать по частям речи.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

                                       Булька.

  В село Озеры бежит собака Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Сосновку отдали ее щенка Тузика. И каждый день Булька бежит кормить его.

  Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?

  Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла.

                                                                                  50 слов.

Тема: Род и число имен существительных.

                                       В лесу.

От села Петушки я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком прикрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльям он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им теплее.

                                                                                 49 слов.

Грамматический разбор выделенных существительных.

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

                                       Радости.

  Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Аленки красивая брошь. У Тани  платье. Ваня молчит и слушает.

  В лесу он видел яркие цвета и голубой ручей. Луч солнца дрожал в воде. Казалось: в ней играли серебряные рыбки.

  Ваня находил радость там, где хотел.

                                                                                 45 слов.

Тема: Определение типа склонения имен существительных.

                                   Суд над декабрем.

  Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.

  Филин выступил против. Ночью хорошая охота.

  Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.

  Судили, рядили и оставили все как есть.

                                                                                 49 слов.

В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1 – го склонения.

                                       Опушка.

  Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле вьюга. По лесу трудно пройти. А по опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса.

                                                                                50 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.

                                           Первая красавица.

  Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью. Другой такой красавицы нет на свете.

  Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких. Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не видны капли.

                                                                                45 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.

                                                В роще.

  В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнезда птицы. Пестрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий ветер говорил о близости озера.

  К ночи в роще наступила тишина.

                                                                                 45 слов.

Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных 1 –го и 3-го склонения в Р. , Д. , П. падежах.

   

                                             Белка – прыгунья.

  В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.

  Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались  к верхушке ели. В ловкости, смелости и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост!

                                                                                 49 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных ед. ч..

                                              Март.

  В марте зима с весной спорят.  

  Ночью зима ходит хозяйкой. Скуёт лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит ее морковкой с крыши.

  А днем весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит. Повсюду звон капели.

  И нет ничего милей этой музыки весны.

                                                                                39 слов.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

                                     Нашествие сорняков.

  Гонит ветер по дороге листья. Идет осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчиков спустились на парашютике.

  Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки.

                                                                               39 слов.

1-е и 2-е предложения разобрать по членам предложения.

Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом И.

                                       Птицы летят.

  Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.

  В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.

  В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.

  Много бед ждет птиц в дороге.

                                                                             44 слова.

Найти три предложения с однородными членами. Однородные члены предложения подчеркнуть.

Тема: Однородные члены предложения без союзов.

                             У кого какой дом.

  Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома.

Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке – портнихе нужен стебелек.

Им она сошьет два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке – травка.

  Целый дворец с входом и выходом копают под землей крот и мыши.

                                                                               48 слов.

В 3-ем предложении подчеркнуть однородные члены.

Тема: Повторение пройденного за год.

                               Отнятая радость.

  Вдоль дороги зеленая полоска. Это первые цветы. На короткой ножке солнечная капелька.

  Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой. Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпались солнечные капельки.

  Меньше стало на земле радости.

                                                                               51 слово.

 

                                                       6 класс.

Тема: повторение. Предложения с однородными членами.

                               Картины осени.

   Осень завладела садами, лесами, полями. Все сразу стало осенним. В саду синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках  и заглядывали в окна.

  Начался листопад. Листья падали днем и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру.

                                                                                                62 слова.

Тема: Звуки и буквы (разделительный Ь, двойные согласные, непроизносимые согласные).

                                            Дуб.

   Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдет корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдет в рост. Будут расти ветки, листья, желуди.  Стоять дубок будет крепко.

   В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца.

                                                                                                 60 слов.

Тема: Состав слова. Правописание в корне.

                                      Лесная чаща.

   Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку – здравствуйте!

   Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. На поляне кудрявая березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края ее вздернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я принес и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем.

                                                                                                 66 слов.

Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках.

                                          Отважный петух.

   Жили на дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около них ходил хорек. Но петух зорко охранял семью.

   Однажды вывела хохлатка цыплят погулять. А хорек тут как тут! Цыплята побежали под мамины крылья. Только один не успел. Налетел хорек и схватил его. Но тут подлетел петух. Закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника.

   Испугался хищник, бросил цыпленка и скрылся в кустах.

                                                                                                 63 слова.

Во втором абзаце выделить в словах приставки.

Тема: Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Разделительный Ъ после приставок.

                                         Хитрый заяц.

   Царь зверей лев объявил испытание. Кто его выдержит, получит награду. Надо было выпить котел кипятка.

   Сбежались звери, пытались отпить хоть глоток. Все напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Он снял котел с костра и стал подходить к зверям. Пусть каждый проверит, что в котле кипяток.

   Пока заяц обходил зверей, вода остыла. Хитрый заяц осушил котел. а затем похвалялся быка съесть.

   Звери в испуге разбежались.                                                   66 слов.

Тема: Имя существительное. Грамматические признаки.

                               Первый заморозок.

   Осенний заморозок пришел в ясную полночь. Подошел к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю  розовый лепесток. Сжались листочки.

   Пошел заморозок на луг. Поникла трава. Подошел к клену и дохнул – листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошел озера и пруды. Затянулась вода тонким льдом.

   Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе по камушкам.

                                                                                                       67 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.

                                     Не бывать сорнякам!

   Росли в огороде сорняки – серая лебеда и жгучая крапива. Росли и воевали с овощами.

   Стали люди грядки пропалывать. А сорняки хитрые. Кто в канаве спрятался. Кто у дороги схоронился. А кто под забором затаился.

   К осени созрели у сорняков дети – семена. Загордились сорняки. Решили заселить всю землю, но весной прилетели птицы. И пошла работа!

   Не засорить сорнякам землю!

                                                                                                         64 слова.

Грамматический разбор существительных в последнем предложении.

Тема: правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

                                               Грибы.

   Люблю грибы собирать. Под березами – подберезовики. Ножки тонкие, шляпки широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Уперся он в землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретках. В светлых местах и на полянах -  рыжики.

   Кузовок мой с верхом.                                                                  61 слово.

Тема: Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце, в единственном и множественном числе.

                                                Ласточка.

   Из ближних рощ подуло холодом. Съежились и опали листья. Из темных туч полил мелкий осенний дождь. Его струйки падали с крыш и глухо стучали по земле.

   Маленькая ласточка осталась одна. Ее сестры улетели на юг. Улетела в теплые страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет ее в холодную ночь? Дрожь охватила бедняжку. Слезы застилали глаза птички.

   Мокрая астра склонила над ней свою головку.

                                                                                                             66 слов.

Тема: Изменение прилагательных по родам и числам.

                                               Открытие мира.

   Маленький жеребенок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. На заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зернышки. Вдруг на забор уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.

                                                                                                             68 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

                             «Утро в сосновом лесу».

   Картина «Утро в сосновом лесу» написана русским художником Шишкиным. Свои картины он посвятил русскому лесу.

   Ранним утром пробудилась природа. Дымка легкого синего тумана окутала лес. Солнечный луч пробился в глухую чащу. Проснулись и маленькие медвежата. Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала его с корнем.

   Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве. Их охраняет грозная медведица.

                                                                                                            66 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

                                    Кот – рыболов.

   Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на поплавки. Дед уткнулся в теплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапой стал бить деда. Тот ловко дернул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную рыбку бросил в ведро, а мелкую – коту. Кот съел награду и снова уставился на поплавки.

  Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат.    

                                                                                                             70 слов.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа.

                                          Маричка.

   Поздним зимним вечером я шел по дорожке парка. Вдруг вижу маленькую синичку. Я без труда поймал ее. За отворотом пальто принес домой.  В домашнем тепле синичка ожила. Когда она насытилась, стала шалить. За веселый нрав мы назвали синичку Маричкой. Больше всех доставалось пушистому котенку Ваське. Только он ляжет в теплом местечке, Маричка прыгает и дразнит его.

   С первой весенней капелью синичка вспомнила про волю. Она улетела.

                                                                                                              68 слов.

Тема: Падежные окончания прилагательных множественного числа.

                                            Буран.

   С утра белыми тучам затянут горизонт. Резкими порывами мчит ветер, трясет бородой из снежных хлопьев.

   В полдень начался буран. Снег слепил глаза. Буран стонал, свистел, ревел. Глубокие овраги стали высокими холмами.

   Но вот ветер утих. Улеглись снега. Засмеялось солнце. Его лучи побежали по волнистым снегам. Заиграли веселыми искрами редкие снежинки. Бурана словно и не было.

                                                                                                               68 слов.

 

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

                                              Верблюд.

   Верблюд – южный брат коня. Широкими мозолистыми ступнями он идет по горячим пескам. В безводной пустыне нет у верблюда пищи, кроме колючих растений. Но верблюд очень вынослив. Он легко переносит жару пустыни. И снежного бурана он не боится. Верблюд может пожить неделю без воды. Зато пьет сразу несколько ведер. После короткого отдыха он готов к тяжелому пути.

   Нет у человека в пустыне более надежного помощника.

                                                                                                               65 слов.

Тема: Однородные члены предложения с союзами И, А, НО,

                                       Лесной праздник.

В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Легкими туманами укрылись березы, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и начался лесной праздник. Засвистел, защелкал в кустах соловей. В глубоких лужах урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад.

                                                                                                               67 слов.

Тема: Сложное предложение без союзов.

                                   Живые фонарики.

   Хорошо июльской ночью в лесу. В воздухе запах трав, цветов, листвы. Живут в ночном лесу таинственные звуки, бродят глухие шорохи.

   Вот в траве замигали бледные огоньки. Они движутся, они живые. Огоньки будут светить долго. Только назарее они погаснут. Это жучки – светлячки.

   Возьми такого светлячка в руки. Он похож на червячка. Это самка. Самцы имеют крылья. Они летают, но не светятся.

                                                                                                              63 слова.

Тема: Сложное предложение с союзами И, А, НО.

                                            Соловей.

Теплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в березовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась ночь, и луна застыла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей осыпал рощу нежным щелканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста.

                                                                                                             65 слов.

Выделенное предложение разобрать по членам.

Тема: Обращение.

                                           Под весенним дождем.

   С раннего утра капает дождь. Дорога ведет меня по лесной опушке. Зашел я под деревья. Тряхнула березка тонкими ветками и струйка мне за ворот попала.

   Вот стоит старая ель. Нижние лапы пышным ковром висят. Ёлка, укрой меня от дождя. Залез я под лапы, сижу, наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Он готовится надеть весенний наряд.

   Ребята, хотите это сами увидеть? Идите в лес.

                                                                                                     66 слов.

Тема: Повторение за год.

                                               Аист прилетел.

Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

                                                                                                    70 слов.

   

                                                                       

 

                                 

 

 

                   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

Тексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями....

Контрольный диктант для 7 класса по теме "Причастие".

контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме "Причастие"...

Контрольный диктант по теме: "Наречие"

В помощь учителю русского языка и литературы...

Тексты контрольных диктантов, 5 - 7 кл, по программе С. Львовой

Несмотря на новую форму экзамена по русскому языку, ЕГЭ и ГИА, считаю, что от диктантов отказываться не стоит....

Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов

6 класс. 1 четверть. Утром.     Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.     Со...

Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)

Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я...

Итоговый контрольный диктант 8 класс,с контрольным тестом (ответы)

Для проверки уровня освоения учащимися изученных тем всего курса русского языка за год.Промежуточная аттестация. Цель - контроль освоения учащимися курса русского языка 8 класса....