Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию
материал (8 класс) на тему

Выбор темы самообразования: «Формирование экологической культуры у детей» не случаен.

 На протяжении многих лет, работая с детьми, сталкивалась с рядом проблем. Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Как показывают наблюдения, современные школьники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса. Противоречия между современным содержание экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, еѐ защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в интернате к проблемам экологического воспитания школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Формирование экологической культуры у детей".

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Концепция экологического воспитания:

« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Основное содержание экологического воспитания школьников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский

Актуальность темы:

Выбор темы самообразования: «Формирование экологической культуры у детей» не случаен.

 На протяжении многих лет, работая с детьми, сталкивалась с рядом проблем. Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Как показывают наблюдения, современные школьники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса. Противоречия между современным содержание экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, еѐ защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в интернате к проблемам экологического воспитания школьников.

Экологическое воспитание – это новое направление школьной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения школьника с природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Этот процесс противоречив. Отношение к природе может проявляться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием школьниками правил взаимодействия с природой. Поэтому важно формировать у школьников представления и о природе и формах взаимодействия с ней. В поисках новых форм и методов воспитания экологической культуры детей школьного возраста я познакомилась с системой развивающего обучения и работами педагогов экологов: С.Н. Николаевой, Н.В. Рыжовой.

Анализируя, определила для себя приоритет того, что формирование экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее богатства, материальные и духовные ценности» Для решения данной проблемы я взяла за основу методику С. Николаевой «Воспитание экологической культуры» и Н. Рыжовой «Наш дом – природа» .

Экологическая культура - эта система знаний, умений ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.

 Цель моей работы с детьми –сформировать у детей познавательное, эмоционально-нравственное, практически - деятельностное отношение к природе и своему здоровью, развивать интеллект, познавательный интерес детей, давать экологические знания, учить анализировать свои поступки.

Для формирования экологической культуры личности школьника я стараюсь использовать технологии, которыми располагает современная дидактика: - технологии развивающего обучения; - личностно-ориентированные; - игровые технологии.

 При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей экологический кругозор, формируют практические умения. Содействуют становлению личности.

 Специально организованные занятия с детьми; Организация труда детей в природе; Наблюдение и уход за живыми объектами; Организация индивидуальной работы; Комплекс игр экологической направленности, организация экологических праздников.

Занятие –основная форма организации экологического воспитания у детей школьного возраста. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления и опыт детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, нравственности школьника буду добиваться на данном занятии, какие для этого буду использовать методические приемы. В своей педагогической практике я провожу несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. Это такие как: ознакомительные занятия, углубленно-познавательные, обобщающие и комплексные. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Задачи:

- экологические знания

-экологическое мышление

-экологически оправданное поведение и чувство любви к природе

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Сущность понятия темы.

2.Методы, приемы.

3.Комплексные подходы к теме.

Предполагаемый результат:

Овладение технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Форма самообразования : индивидуальная

Практический, методический материал, накопление

по теме "Формирование экологической культуры у детей".

Учебный год

Тема

Сроки проведения

2016 - 2017 уч год

Прогулка - экскурсия

октябрь

Классный час

"Береги природу!"

ноября

Прогулка - наблюдение за природными признаками в природе.

декабрь

Игра: "Доскажи словечко".

(загадки о животных)

________

Показ презентации

Тема: "Моя малая Родина Камчатка".

________

Классный час

Тема: "Путешествие в зимний лес".

_________

Прогулка -экскурсия в зимний парк города.

_________

Повышение общеобразовательного уровня.

1. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: книга для учителя - М., 1986 - 143с.

2. Коджаспирова Г.М.  Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

3. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работа для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. - К, 1997. - 48с.

4. Каждастирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. - М.: Альфа, 1993. - 117с.

5. Гузеев Б.В. Планирование результатов образования и образовательная технология . - М.,2001

6.Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998.

7.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 1999.

8. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. - Минск :Сэр-Вит, 2010.

Практический, методический материал, накопление по теме.

Сотрудничество с Елизовской районной библиотекой по данной теме.

Использования презентаций по теме.

Экологическое воспитание в школе. Классные часы,  игры, мероприятия. Издатель учитель 2006.,

Экологический патруль .Редакция Л.Ж. Жук 2015 г..

экологический марафон .Редакция Л.Ж. Жук 2013 г..

Знакомство с окружающим миро Н.А. Кнушевицкая.

Практические меры по повышению методического уровня.

Провести тестирование удовлетворённости родителями  работой образовательного учреждение.

Посещение открытых уроков в рамках МО школы интерната с целью повышения  пед. мастерства.

Проведение открытого занятия в рамках МО.

Участие в  пед. заседаниях и семинарах , советов , школьных МО.

Посещение школьной и районной библиотеки.

Консультация у школьного психолога по теме: "Формирование экологической культуры у детей".

Работа с родителями.

Важным аспектом в системе экологического образования в школе - интернате является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Работы с родителями по экологическому воспитанию.


Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. 

  • Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.
  • Консультации для родителей по теме.
  • Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности.

Заключение:

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию

внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию Экскурсия по экологической тропе  в мир МИКОЛОГИИ     Цель: Расширить и углубить знания учащихся о природных богатствах Краснода...

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида

Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на ур...

внеклассное занятие по экологическому воспитанию в коррекционной школе 8 вида

занятие проходит в иде игры, участники учащиеся 5-6 классов...

"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."

В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию  в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию. целью которого является показать необходимость охраны природы....