Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
рабочая программа на тему

Ефимова Надежда Михайловна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в очно-заочной форме ФГОС НОО II вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_altern.kommun.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено на заседании МО (название)»

Руководитель МО

_____________/ Фахрединова Л.Ф /

                           ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Абдулаева Е.В/

                       ФИО

 «__»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Н.А. Попова/

                      ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ефимовой Надежды Михайловны

                             по предмету: речь и альтернативные коммуникации

обучающегося  2 класса с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальные нарушения)

в очно-заочной форме

ФГОС НОО  II вариант

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2017г.

                                           

                                                     2017 - 2018 учебный год


Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 2 класса надомного обучения Сидорова Владимира представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС, 2010, и следующих  нормативно -  правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

  4. АООП НОО обучающихся с УО В.2.

  5. Приказа №279-0      от 1.09.2017        МОУ  «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

  6. Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи

  • формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением потребностей;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

« Чтение» телесных и мимических движений.

« Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Аудиальное чтение.

Глобальное «чтение».

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: филология

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю,общее количество часов за год 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

1) Развитие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка ( домашняя среда с её «рутинами», общение со сверстниками, общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом различных учреждений);

2) Развитие абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя пониманию и вербальной (звуковой) речи;

3) Повышение уровня социализации обучающегося;

4) Улучшение качества жизни;

5) Развитие самоуважения.

Предметные результаты:

Обучающийся:

- Ориентируется в частях тела;

- подражает выражению лица взрослого;

- выполняет движения по словесной инструкции;

- показывает части тела на фотографии и игрушке;

- находит названную игрушку на картинках;

- имитирует в движении образы животных;

- узнает игрушку по рассказу учителя;

- ориентируется по пиктограммам.

Содержание предмета.

Коммуникация

Реагирование

1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.

2. реагирование на контакт со взрослым.

Установление контакта

1. установление зрительного контакта

2. реагирование на собственное имя

3. использование мимики адекватной ситуации

4. привлечение к себе внимания различными средствами • мимика и жесты • пиктограмма • слово

5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи • мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.)

• пиктограмм • слов (привет, здравствуй, доброе утро и т.п.)

6. использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы)

Поддержание контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. выражение своих желаний при помощи • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

3. выражение просьбы о помощи с использованием • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

4. выражение согласия или несогласия, используя : жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет) • пиктограммы ( слова, да, нет)

5. выражение благодарности • жест (кивок головой) • пиктограмма • слово «спасибо» • короткое предложение

Завершение контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. прощание с собеседником, используя • мимику и жесты ( пока, до свидания)

• соответствующую пиктограмму • слова (пока, до свидания)

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

3. Понимание существительных: объекты, явления

4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)

Экспрессивная речь.

1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)

3. Употребление своего имени

4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса

5.Употребление в речи существительных

6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки.

1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

2. Рисование вертикальных линий разной длины.

3. Рисование горизонтальных линий.

4. Закрашивание контурных изображений предметов

5. Обведение по трафарету простых предметов

Учебно  – тематическое планирование  по предмету-речь и альтернативные коммуникации

Класс 2

Учитель Ефимова Н.М.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю  1 час.

Учащийся обучается без оценивания.

Планирование составлено на основе программно-методических  материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ  ИЗДАТЕЛЬСКИЙ  ЦЕНТР  ВЛАДОС, 2010



№ п/п

Содержание (тема раздела, уроков)

Кол- во часов

Дата

Инновационная деятельность направления

духовно-нравственное,

патриотическое, семейное, здоровый образ жизни)

Коррекционно-развивающая работа

1

Знакомство

Моё имя.

1

04.09

Семейное воспитание

2

 Введение пиктограмм.

Понимание речевых сигналов.

1

11.09

Семейное воспитание

3

Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Бабушка, дедушка.

1

18.09

Семейное воспитание

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

4

Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.

1

25.09

Семейное воспитание

Развивать диалогическую и монологическую речь.

5

Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра

1

02.10

Семейное воспитание

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

6

Подготовка руки к письму.

1

09.10

7

Развитие слухового внимания.Слушанье сказок.

1

16.10

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

8

Школьные принадлежности.

1

23.10

Развитие моторики

9

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

13.11

Развивать диалогическую и монологическую речь.

10

Использование мимики

1

20.11

ЗОЖ

11

Мимика плюс жесты

Пиктограммы-фотографии.

1

27.11

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

12

Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении

1

04.12

13

Поддержание контакта

Просьба о помощи

1

11.12

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

14

Выражение согласия или несогласия

1

18.12

Духовно-нравственное воспитание

15

Завершение контакта

Прощание с собеседником

1

25.12

Развивать диалогическую и монологическую речь.

16

Прощание с собеседником

1

15.01

Развивать диалогическую и монологическую речь.

17

Импрессивная речь. Понимание простых слов.

1

22.01

Развивать диалогическую и монологическую речь.

18

Понимание существительных-имена членов семьи

1

29.01

Семейное воспитание

19

Понимание существительных -имена педагогов

1

05.02

Духовно-нравственное воспитание

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

20

Понимание существительных – имена учащихся класса

1

12.02

21

Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления)

1

19.02

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

22

Понимание простых предложений

1

26.02

ЗОЖ

23

Графомоторные навыки

1

05.03

24

Подготовка руки к письму

1

12.03

Развитие моторики

25

Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний.

1

19.03

Развивать диалогическую и монологическую речь.

26

Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний

1

09.04

Развивать диалогическую и монологическую речь.

27

Экспрессивная речь. Употребление простых слов

1

16.04

Развивать диалогическую и монологическую речь.

28

Экспрессивная речь. Употребление простых слов

1

23.04

Духовно-нравственное воспитание

29

Экспрессивная речь. Употребление простых слов

1

30.04

Развивать диалогическую и монологическую речь.

30

Экспрессивная речь. Употребление простых предложений

1

07.05

Семейное воспитание

Развивать диалогическую и монологическую речь.

31

Подготовка руки к письму

1

14.05

Развитие моторики

32

Подготовка руки к письму

1

21.05

Развитие моторики

33

Музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами: барабан, дудочка, трещётка, свистулька

ЗОЖ

Формировать слуховое восприятие

34

Повторение


                                                               

               Лист внесения изменений

        

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой ...

адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями

Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...