Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
рабочая программа

Ананьева Рая Галимьяновна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_4_kl.docx71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Речь или альтернативная коммуникация»  4 класс, ФГОС (2 вариант)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

  1. Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);  авторской программы  В.В. Воронковой  Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека в сочетании с аутистическими расстройствами,   Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.  У детей, имеющих нарушение интеллекта потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей   устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи  программы:

  • формирование   потребности в общении,
  • развитие сохранных речевых механизмов,
  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов  
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • формирование умения использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • обучение глобальному чтению в доступных   пределах

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. 

Методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

        Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Особенностью организации учебного процесса   направлена на формирование у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование. Большое внимание уделяется при обучении учащихся развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев, развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий, упражнения по формированию простейших умений звукового анализа. С учетом индивидуальных возможностей создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения.  Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

1 класс – 3 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 99 часов

2 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.

4 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,

5 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,

При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.

4. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать,  сопереживать.  
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.  
  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные результаты

1 – 4  класс

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  • фиксирует взгляд на изображении;
  • фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;
  • понимает инструкцию по пиктограммам;
  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:  бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • выполняет действие способом рука-в-руке;
  • подражает действиям, выполняемы педагогом;
  • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:  способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:  при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

5 – 12 класс

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными 

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

Класс

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:

4 класс

Соотносить буквы и звуки, различать их: а,у,о,м,с,х н,ы,л,в,и,ш  

Составлять и читать слоги из букв, слова из слогов.

Образовывать открытые и закрытые слоги из вновь изученных звуков и букв.

Составлять  слоги, слова из букв  разрезной азбуки.

Составление из кассы слов подписей из 3-4 слов под картинками

 Чтение простых слов, запись их под диктовку.

Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур,  простых предложений.

Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

Рукописное начертание изучаемых строчных букв и прописных.

Составлять предложения из двух слов по картинке

Буквы алфавита.

Рукописное написание изученных букв.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Знать большую букву  в именах людей и кличках животных.

5.Содержание тем учебного предмета  

Наименование разделов и тем учебного предмета  

Количество часов  

Содержание тем учебного предмета  

Практическая часть

Реализация РК

4 класс

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

10ч

Импрессивная речь.

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др)

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

 Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, школьные принадлежности и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Письмо по слуху с изученными буквами -в каждой четверти по одному часу

Трамвайный парк города

Мой город Магнитогорск

Детский мир

Новый год в школе

 Кукольный театр Буратино

Городской каток Ровесник

Чтение и письмо

Повторение изученных звуков и букв:а,у,о,м,с,х н,ы,л,в,и,ш

17ч

Правильное и отчетливое произношение  изученных гласных звуков. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Написание изученных  букв, слогов, слов по образцу, по обводке. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Звуки и буквы: ж; б; г; д; й; ь; е; е“; я.

29ч

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: Жж,Бб,Г,Дд,Йй,ь,Ее,Ее,Яя Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Письмо этих слогов по обводке, по образцу, по слуху

Закрепление изученных звуков и букв: а,у,о,м, с,х,н,ы,л,в,и,ш,р,к,п,т,з,ж,б,г,д,й,ь,е,е,я

12ч

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце) Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ж; б; г; д; й; ь; е; е“; я. Образование и чтение прямых и обратных слогов(жа-аж,бу-уб,да-ад; ой-йо,лай-дай,угол-уголь),сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

Всего

68ч

6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется  «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики.Результаты анализа  представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

7.Календарно - тематическое планирование.

4 класс

№ п/п

Содержание учебного

материала

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

I четверть-16ч.

1

Буквы и звуки алфавита

1

Алфавит

Выделение  знакомых букв по алфавиту, звуков из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза

2

Выделение звука -а,у,о,- в начале слова.

1

Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем,  на основе артикуляционной позиции звука.

Формирование произвольного внимания

3

Выделение звука –м,с,х,в,л,н по предметным картинкам.

1

Строчная буква

элементы буквы –а-

Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (а) из имён детей. Графическое изображение звука в виде кружка

Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через письмо элементов букв.

4

 Звук и буква Тт. Работа с кассой букв. Выделение звука -т- в начале слова. Р.К. «Трамвайный парк города»

1

Слоги

соединение

Произносить звук [а]  за учителем,  на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения осуществлять операции анализа и синтеза

5

Звук и буква Ии.

Работа с кассой букв. Выделение звука -и- в начале слова.

1

Печатная буква У

Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем,  на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

6

Звук и буква Зз. Работа с кассой букв. Письмо имена людей с буквой Зз.

1

Строчная буква

Чётко произносить и графически обозначать этот звук .Выделение звука (у) из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

7

Работа с кассой букв.

Чтение текста «Малыши» Р.К.Мой город Магнитогорск

1

Прописная буква

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

8

Выделение звука -р- в конце слова. Составление предложений по картинкам «Роза»

1

Слоги

соединение

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

9

Звук и буквы Работа с кассой букв с изученными буквами

1

Прописная буква

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах.

Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти

10

Звук и буква Х,х. Выделение звука -х- Работа с кассой букв.

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании

11

Анализ слогов ха- хо и письмо слов с данными слогами. Прописная буква Х

1

Строчная буква

закрытый слог

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв

12

 Звук и буква Кк. Выделение звука -к-.  Составление и чтение слогов ка,ко,ки,ку

1

Прописная буква

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают под руководством учителя.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

13

 Практическая работа. Письмо по слуху слов с изученными буквами. Написание слов по следам анализа каша,косы,куры.

1

Буква

слог

соединение

Рассматривать иллюстрации в книге, вслушиваться в содержание сказки, показывать героев на иллюстрации.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики через упражнения в списывании

14

Звук и буква Пп. Выделение звука -п- Работа с кассой букв.

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики через упражнения в списывании

15

Написание слов по следам анализа па-па, Паша, па-ук

1

Строчная буква

закрытый слог

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики через упражнения в расположении элементов букв

16

Звук и буквы Работа с кассой букв с изученными буквами.

1

Строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики

IIчетверть-15ч.

17

(1)

Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами по образцу.

1

Буква

слог

соединение

Произносить звуки  за учителем,  на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

18

(2)

Письмо слогов, слов с изученными буквами.

1

Прописная буква

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти

19

(3)

Составление коротких предложений по предметным картинкам..

1

Слово, соединение, предложение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

Коррекция фонематического восприятия через формирование умение анализировать слова по звуковому составу

20

(4)

Звук и буква Бб. Работа с кассой букв. Выделение звука - в начале слова

1

Буква

слог

соединение

Произносить звук (б) самостоятельно и за учителем,  на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция механической памяти через упражнения в запоминании написания и соединении букв в словах

21

(5)

Выделение звука - в  конце слова. Письмо строчной буквы-б-по обводке. Р.К. «Буратино-кукольный театр»

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука (б) из имён детей, по предметным картинкам.

Формирование произвольного внимания

22

(6)

Составление и чтение слогов бо- об. Упражнение в составлении и чтении слогов ба-аб,

бу-уб;па-ба,бу-пу.

1

Прописная буква и

строчная буква

Произносить звук [б] за учителем,  на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза

23

(7)

Составление рассказа по предметным картинкам. Письмо баран,батон,бусы,полы,рыбалка

1

Буква

слог

соединение

Произносить звук [б] самостоятельно и за учителем,  на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании

24

(8)

Имена людей,клички животных Борис, Бобик ,Барсик. Списывание печатного текста «Барабан»

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука (б) из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики

25

(9)

Звук и буква Г,г. Выделение звука -г- и знакомство с буквой Гг

1

Строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция двигательной памяти

26

(10)

Выделение звука - в  конце слова. Письмо строчной буквы-г -по обводке,образцу.

1

Текст

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

27

(11)

Составление и чтение слогов га,го,ги,гу. Написание слов по следам анализа го-ра, гу-си,гал-ка,угол.

Прямой, обратный слог, деление на слоги

Выделение звука (г) из имён детей, по предметным картинкам.

Практическая работа. Письмо по слухуслов,  коротких предложений с буквой г. Чтение текста «Гуси»

1

Понимание слов, обозначающих предмет

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру.

Коррекция мелкой моторики через выполнение упражнений, направленных на развитие координации мелких движений пальцев и кисти.

28

(12)

Звук и буква Дд.Работа с кассой букв. Выделение звука - в начале слова

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

29

(13)

Выделение звука - в  конце слова. Письмо строчной буквы-д-по обводке.

1

 Строчная буква

строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза

30

(14)

Составление и чтение слогов,слов   да,до,ду,ды. Письмо прописной буквы Д. Списывание печатного текста «Сад»

1

Понимание слов, обозначающих предмет

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании

31

(15)

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Садик»Р.К. «Новый год в школе»

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики

3четверть-20ч

32

(1)

Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами.

1

Буква

слог

соединение

Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы.

Повторение ранее усвоенных букв.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

33

(2)

Письмо слогов, слов д-т. Чтение текста «Наш огород»

1

Прописная,

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают под руководством учителя.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

34

(3)

Составление коротких предложений по предметным картинкам. Р.К. «Детский мир»

1

Строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы.

Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза

35

(4)

Звук и буква  Йй Работа с кассой букв. Выделение звука - в начале слова

1

Буква

слог

соединение

Произносить звук [й] за учителем,  на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании

36

(5)

Выделение звука - в середине,  конце слова. Письмо слогов,слов ай,ой,мой,май,рой,пой

1

Прописная буква

строчная буква

Произносить звук [й] самостоятельно и за учителем,  на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики

37

(6)

Упражнение в составлении и чтении слогов лай,рай,май,зай. Лай-ка,са-рай,май-ка,зай-ка

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука (й) из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция двигательной памяти, мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании

38

(7)

Списывание печатного текста «Лай-ка и зай-ка»

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

Коррекция мелкой моторики, двигательной памяти

39

(8)

Буква Ь. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами

1

Прописная,

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по образцу.

Коррекция фонематического восприятия через формирование умение анализировать слова по звуковому составу

40

(9)

 Составление предложений по картинкам:карась-караси;окунь-окуни

1

Заглавные буквы

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Формирование произвольного внимания

41

(10)

Чтение текста «Рыба» Р.К. «Рыбы Южного Урала»

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука «ь» из названия рыб по тексту

Коррекция фонематического восприятия через операции анализа и синтеза

42

(11)

Работа с кассой букв.

Письмо слов:хор-хорь;угол-уголь.

1

Буква

слог

соединение

Произносить звук [т] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мелкой моторики и памяти через упражнения в запоминании

43

(12)

Списывание текста с Букваря «Коньки»

 Р.К «Каток- Ровесник»

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука (т) из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция пространственных представлений и мелкой моторики

44

(13)

 Практическая работа. Письмо слов по слуху: роза, гроза ,рыбы, грибы. Чтение текста «В саду» «Зоопарк»

1

Письмо по слуху

Анализируют слова по составу, определяют последовательность букв в слове.

Коррекция двигательной памяти, мелкой      моторики

45

(14)

Звук и буква Ее.Выделение звука -е- и знакомство с буквой Ее

Текст

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Формирование произвольного внимания

46

(15)

Работа с кассой букв. Выделение звука  - в словах. Письмо «Ежи»

1

Буква

слог

соединение

Произносить звук [е]  за учителем,  на основе  чисто говорки, артикуляционной позиции звука.

Формирование произвольного внимания

47

(16)

Составление и чтение  коротких текстов с изученными буквами « У реки» «В лесу»

1

Прописная буква

строчная буква

Произносить звук [е] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Коррекция мыслительной деятельности через операции анализа и синтеза

48

(17)

Звук и буква Ее.Выделение звука -е- и знакомство с буквой Ее

1

Прописная буква

строчная буква

Выделение звука (е) из имён детей, по предметным картинкам.

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики

49

(18)

Работа с кассой букв. Выделение звука  - в словах поет,жует. Письмо «Елка»

1

Буква

слог

соединение

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

50

(19)

Выделение звука-е- в именах людей:Леша,Алеша,Сережа.

1

Прописная буква

строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция пространственного восприятия

51

(20)

Составление предложений по предметным картинкам «Кто у кого»

1

Строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

52

(21)

Чтение текста «Самолет»

1

Вставлять пропущенные слова по картинке

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

4четверть-17ч

53

(1)

Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов.

1

Строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

54

(2)

Звук и буква Яя.Выделение звука -я- и знакомство с буквой Яя Письмо строчной буквы -я.

1

Буквы

слоги

слова

Списывание с доски изученных букв и двусложных слов.

Коррекция зрительного восприятия через упражнения в воспроизведении образа букв.

55

(3)

Выделение звука  - в словах ягода,яма. В именах людей Яша,Зоя.

1

Слово

слог

Списывание слогов с образца по следам анализа.

Коррекция фонематического восприятия через формирование умения дифференцировать слова по звуковому составу.

55

(4)

 Слоги обратные и прямые мя-ям;ня-ян;ся-яс;ря-яр.дя-яд. Составление предложений по картинкам «Угадай, то где»

1

Строчная буква

слог

соединение

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

Коррекция фонематического слуха через формирование умения выделять звуки из слов

56

(5)

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквой -я-. Списывание текста «На поляне»

1

Буква

слог

соединение

Списывают слоги после звукового анализа.

Коррекция фонематического восприятия через упражнение в различении звуков и букв.  

57

(7)

Буква л,Л.Обратные и прямые открытые слоги с буквой л. Слова, состоящие из данных слогов.Р.К. «Животные Южного Урала»

1

Строчная буква

слог

соединение

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

Коррекция зрительной памяти и пространственного восприятия через анализ прямых и обратных слогов

58

(8)

Звуки и буквы. Работа с кассой букв. Составление слов с изученными буквами по образцу.

1

Строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики

59

(9)

Письмо слогов, слов с изученными буквами.

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

60

(10)

Составление коротких предложений по предметным картинкам.Р.К. «Наш край – Южный Урал»

1

Прописная буква

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

Коррекция пространственного восприятия

61

(11)

Работа с кассой букв. Составление коротких предложений по  сюжетным картинкам «Весна»

1

Прописная буква

строчная буква

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция мыслительной деятельности через формирование звукового анализа и синтеза

62

(12)

Письмо с изученными буквами слов,коротких предложений по слуху.

1

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Формирование произвольного внимания

63

(13)

Составление коротких предложений по предметным картинкам.

1

Прописная буква

строчная буква

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу

Коррекция пространственного восприятия

65

(14)

Работа с деформированным текстом На поляне»

1

Вставлять пропущенные слова по картинке

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

66

(15)

Письмо слогов, слов, коротких предложений с изученными буквами.

1

Буква

слог

соединение

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

67

(16)

Списывания с учебника коротких текстов.

1

Название текста

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция пространственного восприятия и мелкой моторики

66

(17)

Составление рассказа по предметным картинкам «Лето»

1

Вставлять пропущенные слова по картинке

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги

Коррекция  фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список  учебно-методической литературы:

  1. Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
  2. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под  редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.

Дополнительная литература для учителя  

  1. В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы Москва  «Школа-Пресс»1995год.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон,

- мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
  • настенная касса для букв разрезной азбуки;
  • наборное полотно;
  • касса слогов;
  • слоговые таблицы;
  • индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
  • касса букв и сочетаний (по возможности).
  • таблицы к основным разделам грамматического материла.
  • наборы сюжетных (предметных) картинок.
  • словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
  • наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.
  • настольные развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...