Ориентировка в пространстве 1 класс
рабочая программа на тему

Балашова Татьяна Петровна

Развитие ориентировки впространстве для детей снарушением зрения является важной части коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vprostranstve_1_kl_2017.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»

    Согласовано

Методист ГБОУ Школа № 1499

 (ШО №5)

_________________

         

Утверждаю

 

Директор ГБОУ Школа № 1499

_______Синельникова Ж.А..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ориентировка в пространстве в первом классе

.

Составитель программы:

Балашова Т.П.

 учитель -логопед

первой квалификационной категории.

        

Москва. 2017 г.

Пояснительная записка

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлопедагогами как важное условие формирования полноценной личности.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слабовидящего  ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Программа коррекционного курса по «Ориентировке в пространстве»составлена на

основе:

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
  2. .     Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.  
  3. Материалов курса повышения квалификации »Обучение пространственной ориентировке и мобильности детей с глубокими нарушениями зрения», проводимых ИКПРАО

Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.2 ФГОС НОО  ОВЗ

Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на формирование у детей умений и навыков передвижения

Задачи

  1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
  2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации окружающего пространства.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве.
  5. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта
  6.   Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы:

-   развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Основные разделы программы.

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  пространственные предлоги.

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

5

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

7

Формирование топографических представлений: работа с разными видами карт

8

Ориентировка в общественном транспорте. Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

Построение программы идет по концентрическому принципу,

предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения.

 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое с группой учащихся.  Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у  слабовидящих школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог комбинирует темы из различных разделов программы.

Примерное распределение программного материала

Раздел программы

1 класс

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.

2ч.

Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  предлоги, обозначающие пространственные отношения.

4 ч.

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.

8 ч.

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

8 ч.

Ориентировка в микро-пространстве.

10ч.

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

2ч.

  1. Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле. (2часа)

Закрепление знаний детьми частей своего тела, различение их и правильно называние, соотнесение с частями тела других детей, куклы.

Развитие представлений детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).

Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, – правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука – левое).

Научить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.

  1. Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина, впереди/сзади;  предлоги: в на за, перед, под. (4 часа)

Развитие навыков ориентировки в окружающем пространстве; четкое дифференцирование основных направлений пространства: словесное  их обозначение.

Передвижение в  названном направлении по ориентирам и без них, сохранение и изменение направления движения.

Активно использование в речи обозначений  направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до.. и др.).

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке.( 8 часов)

Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; “чтение” рельефных рисунков; упражнения на развитие прослеживающей функции руки; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре,  характеру поверхности, материалу (стекло, дерево, бумага, металл, ткань).

Развитие слухового восприятия пространства.

Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве, узнавание и различение по голосу окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния людей. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов.

Развитие зрительного восприятия пространства: выделение зрительных признаков предметов (цвета, формы, величины).

Восприятие предметов в контурном и силуэтном изображении. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью остаточного зрения.

Использование обоняния и вкуса в предметной и пространственной ориентировке.

  1. Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве. (8 часов)

Представление о предметах, наполняющих знакомое замкнутое окружающее пространство (класс,  спальню, столовую, квартиру);  мебель, посуда, одежда, обувь.  Уход за одеждой  и обувью,

Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями. Представление о предметах,  наполняющих пришкольный участок:  деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота,  спортивная площадка.

  1. Ориентировка в микро-пространстве. (10 часов)

Ориентировка на листе бумаги, в учебнике, на парте, , на столе школьной столовой, на кровати, в тумбочке спальни. Наведение  порядка в портфеле, на рабочем месте ученика. Тактильный поиск предметов.

6. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

.  (2 часа)

Ориентировка в малом замкнутом пространстве: в классе, в спальне. Использование защитных техник.. Использование и составление звуковых карт по типу»карта- путь».

Календарно- тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Умения и навыки ориентирования

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на собственном теле.  

2

Умение определять местоположение частей тела. Различать правую и левую стороны тела.

Строение тела человека. Стороны тела

Ориентировка на собственном теле

2

Базовые пространственные понятия: лево/право, середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на за, перед, под и т. Д.).

4

Умение определять направления пространства, относительно себя, относительно предметов и объектов

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Отработка понятий : лево -право, верх-низ

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

Понимание и использование в речи пространственных предлогов

3

Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке

8

Умение использовать тактильное осязание, слух остаточное зрение

Развитие осязания

Развитие осязания

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

4

Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.

8

Умение использовать данные представления  в  практической деятельности и в ориентировке.

Одежда

Обувь

Мебель

Посуда,

Дом, этаж,

Деревья, кустарники,

Детская и спортивная площадки

Забор, калитка, ворота

5

Ориентировка в микро-пространстве.

10

Умение  использовать данные представления в практической деятельности и в ориентировке

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на плоскости

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в клетку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка на листе в линейку

Ориентировка в тумбочке., шкафу

5

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах   Использование помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за помощью к окружающим людям.

2

Умение ориентироваться в замкнутом и свободном пространстве

Ориентировка в классе

Ориентировка в спальне

Система оценивания планируемых результатов

Результат

Параметры оценивания

Период  оценивания

Развитие осязания

- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;

В период всего обучения

Развитие слухового восприятия

- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

В период всего обучения

Развитие зрительного восприятия

- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов

В период всего обучения

Восприятие пространства

- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала.

В период всего обучения

Ориентировка в небольшом замкнутом пространстве.

- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве.

После прохождения темы

Учебно-методическое обеспечение.

  • различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
  • наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
  • муляжи, конструкторы, шаблоны, трафареты,  развивающие игры и игрушки, методическая литература:
  • цветные фломастеры, карандаши;
  • таблицы;, рельефно-графические пособия);
  • персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями:

компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В нашем  дворе» (Автор Кукушкина

Литература

1. Денискина, В. З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логос ВОС, 2008.

2. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III–IV вида : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова / под ред. В. З. Денискиной. — М. : Логос ВОС, 2006.

3. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;

4. Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Урок ориентировки в пространстве в 5 классе

"Ориентировка по сторонам своего тела и в микропространстве"...

Консультация для родителей "Важность ориентировки в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения"

Данный материал поможет понять важность развития ориентировки для ребенка....

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Занятие по ориентировке в пространстве: Пространственная ориентировка в незнакомом помещении

Цели урока:Образовательная: формировать у учащихся умения и навыки безопасного передвижения в пространстве;Развивающая: развивать у учащихся способность к формированию качественных топографических и п...

Учебно - методическое пособие " Ориентировка в пространстве класса, школы".

Учебно - методическое пособие "Ориентировка в пространстве класса, школы" может быть использовано в работе учителями...