Сценарий развивающего (коррекционного) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе.
план-конспект на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

Данное занятие  разработано для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью 1 класса. Занятие разработано с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Занятие является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihomotorika.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сценарий развивающего (коррекционного)  занятия

по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе.

                                                         

 Мартемьянова

                                                                       Ольга Александровна

                                                                    Учитель-дефектолог

                                                                                    высшей квалификационной

                                                    категории

2017 г.

Учебная дисциплина: Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Класс: 1

Раздел: Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

Тема урока:  Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для моделирования геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • учить применять геометрические фигуры для создания плоскостных и объёмных изображений по образцу;
  • формировать творческие способности.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать  мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое - часть»;
  • развивать активный словарь – названия геометрических фигур, прилагательные, характеризующие форму предмета;  пассивный словарь – геометрическая фигура, аппликация, конструктор;
  • развивать распределительное внимание - переключение внимания с одного объекта на другой;
  • развивать  тактильное восприятие, путем развития осязательного восприятия и мелкой моторики   рук;
  • формировать навыки взаимодействия при работе в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать взаимную ответственность за результаты труда.

Оборудование: морские и речные камушки, клей, белая бумага, шаблоны геометрических фигур, мультимедийный проектор, компьютер, конструктор Томик 65 деталей, образцы аппликаций для домашнего задания.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок, он зовёт всех на урок.

2. Мотивация   к учебной деятельности.

Игра «Волшебный камешек».

- Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..

Учитель  кладёт каждому в ладонь камешек и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Учитель напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

- Камни обладают  волшебной силой. Пусть они принесут вам уверенность в себе.

3. Актуализация знаний.

Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)

- Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

(Слайд 1)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник). 

(Слайд 2)

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник) 

(Слайд 3)

Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

(Слайд 4)

Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал, 
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)

(Слайд 5)

Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.

(Слайд 6)

4. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на слайд, в какой технике выполнена эта работа?

(Слайд 7)

- Верно, аппликация.

- А кто из вас знает, что такое аппликация?  (Вырезание и наклеивание  фигурок, узоров).

- Хорошо, давайте посмотрим на следующий слайд.

(Слайд 8)

- А эта работа, в какой технике выполнена?

- Да, это тоже аппликация. Молодцы.

- Вы заметили что-нибудь интересное? (Аппликация выполнена из геометрических фигур.)

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

5. Объяснение нового материала. 

- Рассмотрите образец.

(Слайд 8)

- Кто догадался, как мы будем делать данный вид аппликации?

- Из каких деталей состоит работа?  (Из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- Кто знает порядок выполнения нашей работы?

Планирование предстоящей практической работы - выстраивание последовательности изготовления изделия.

Пальчиковая гимнастика

(Слайд 9)

«Кольцо»:

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

6. Коллективно-практическая работа.

(Слайд 10)

7. Рефлексия  деятельности: коллективная,  индивидуальная.

Физкультминутка

(Слайд 11)

8.  Закрепление нового материала.

Работа с геометрическим конструктором.

(Слайд 12)

9. Подведение итогов урока.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия. Что изменилось? Почему?

- Что научились делать?

10. Сообщение домашнего задания.

Выполнить аппликацию из геометрических фигур по образцу.  Каждый ребёнок выбирает образец аппликации, который он сможет выполнить дома самостоятельно.

(Слайд 13-14)

11. Рефлексия.

(Слайд 15)

Источники:

  1. Рабочая программа  развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
  3. kopilkaurokov.ru – сайт для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 2 класс. Тема урока: «Восприятие тяжести".

Тема урока: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».Цель урока: формирование умения у обучающихся сравнивать предметы по мас...

Открытый урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 4 класс. Тема: Обогащение словаря по теме: «Насекомые».Аппликация «Божья коровка».

Задачи:а) образовательные: расширить словарный запас детей, активизировать лексику детей за счёт употребления существительных по теме «Насекомые» , закреплять навыки словообразования за сч...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Цветовой круг".

Цель урока: ознакомить обучающихся с цветовым кругом.Задачи: - образовательные: сформировать понятие  о цветовом круге, основных и составных цветах, ахроматических и хроматических цветах, ко...

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс

АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс

АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...

Коррекционный курс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. 1 класс, 9.1

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...