Программа логопедического обследования дошкольников в рамках школы будущего первоклассника «ФИЛИПОК»
рабочая программа

Борохова Ирина Викторовна

Программа предназначена для  оказания логопедической диагностико-консультативной  помощи родителям будущих первоклассников, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

        

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ С.А. Талмаза

протокол № __

от   «__» ___________  2020 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол № __

от «__» ___________  2020  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_____ А.А. Луцкий

приказ № ___

от  «__» __________ 2020  г

Программа

логопедического обследования дошкольников

в рамках школы  будущего первоклассника

«ФИЛИПОК»

                                                                        Учитель-логопед  Борохова Ирина  Викторовна

                                                            высшая квалификационная категория

пгт.  Приобье

2020 г.

Пояснительная записка

Программа логопедического обследования дошкольников составлена в соответствии с      

- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 42 и 44);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155   "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15  "О подготовке детей к школе" - в качестве составной части предшкольной подготовки детей, в рамках проведения школы будущего первоклассника «Филипок» и с учетом рекомендаций по  проведению диагностико-консультативной работы с детьми  6-летнего возраста, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка;

 - письмом Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального развития при подготовке детей к школе»;

- уставом МКОУ «Приобская СОШ»;

- положением «О школе будущего первоклассника» № 46 от 15.11.2013г МКОУ ПСОШ.

В современном начальном образовании проблема подготовки детей к школе является   наиболее актуальной. По мнению известного психолога О.В. Хухлаевой «…начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию». Для того чтобы период  школьной адаптации к новым условиям  оказался для ребенка психологически комфортным, необходим ряд условий и предпосылок. Одним из основных, значимых  показателей готовности ребенка к обучению, залогом успешного освоения  образовательных программ, является речевая готовность будущего первоклассника к обучению в школе.

Под речевой готовностью понимается усвоение ребенком  следующих критериев,  предъявляемых к  родному языку как средству общения:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Адресат программы

Будущие первоклассники (дети 6-7 лет) и  их родители (законные представители).

Цель программы – оказание логопедической диагностико-консультационной помощи, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ребенка,   подготовка дошкольников к обучению в школе, создание благоприятных условий для успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи: 

  1. Организация предварительной диагностики речевого развития детей-дошкольников, посещающих школу будущего первоклассников.
  2. Выявление дошкольников 6-7 лет с проблемами речевой подготовки.
  3. Оценка уровня сформированности всех сторон речи.
  4. Уточнение структуры речевого дефекта.
  5. Планирование  индивидуальных коррекционных мероприятий.  
  6. Оказание  практической и консультационной  помощи родителям (законным представителям) в развитии различных сторон речи детей.

Сроки реализации программы

Данная программа логопедического обследования  предусматривает сроки, установленные для ШБП «Филипок» - февраль-апрель текущего года. В случае, если не все дети были охвачены обследованием в установленные сроки, время, отведенное для обследования, увеличивается до конца мая. Еженедельно, по субботам, проводится  обследование детей в присутствии родителей (законных представителей). Для собеседования могут быть выбраны и другие дни недели, предварительно согласованные с каждой семьей в индивидуальном порядке.

Характеристика возрастных речевых  особенностей  детей  от 6 до 7 лет

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.  

 Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение всех звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разными   людьми (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова, правильно произносят слова разной звуко-слоговой наполняемости.  

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

Овладение морфологической системой языка позволяет детям успешно образовывать сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.

В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются  возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).  

К 6-7 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях, включать элементы диалогической речи в монологи.

Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. Для того, чтобы   речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. 

В 6-7 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте, в процессе которой  расширяется круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формы речи.

Требования к уровню речевой подготовки выпускника ДОУ.

ФГОС дошкольного образования определяет речевое развитие дошкольников и их владение речью как средство общения и культуры через обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;   звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования состоят в том, что

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,   может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

К концу года дети подготовительной группы должны:

* речевое развитие:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; составлять предложения из 3-4 слов;

- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.  Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

- Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения, сказки; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин; различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

* представления об окружающем мире:

- название текущего месяца, последовательность дней недели;

- иметь представление о сезонных явлениях природы;

- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

* Развитие школьно-значимых психологических функций:

- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева – справа; ориентироваться на листке клетчатой бумаги);

- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово – картинка, либо слово - ситуация).

Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Программа логопедического обследования предназначена для более раннего выявления отклонений в развитии компонентов устной речи дошкольников.  

Методы  и формы реализации программы

  1. Непосредственное собеседование с ребенком (альбом Иншаковой О.Б.), включающее выявление уровня сформированности:

- состояния звукопроизносительной стороны речи;

- состояния слоговой структуры речи;

- состояния фонематического (звукового) слуха и восприятия;

- активного словаря;

- грамматического строя речи;

- элементарных навыков языкового анализа и синтеза;

- связной речи.

     2. Индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования речевого развития детей.

     3. Практические индивидуальные  занятия по коррекции недостатков речи дошкольников.

     4. Выступления на родительских собраниях  с пропагандой и разъяснением значимости логопедических упражнений и приемов работы.

     5. Создание печатной наглядности для родителей.

Форма фиксации результатов

        По итогам обследования заполняется протокол Тестовой методики экспресс - диагностики устной речи дошкольников и сводный протокол обследования детей по установленному образцу (Приложение 1 и 2). Результаты отражаются в ежегодном отчете учителя-логопеда о проделанной работе. Дети, в развитии речи которых были выявлены нарушения, проходят повторное логопедическое обследование с использованием тестовой экспресс-методики Фотековой Т.А. в первые две недели сентября для определения  динамики речевого развития и определения путей логокоррекционной работы.

        Родителям (законным представителям) дошкольников с выявленными тяжелыми нарушениями речи  предлагается пройти обследование детей специалистами ТПМПК Октябрьского района для определения специальных условий получения образования.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155   "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  3. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15  "О подготовке детей к школе".
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.- М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: ВЛАДОС, 2008.

Приложение 1

Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников

Ф., имя ___________________________________ ,  __  возраст.  Дата ________  __________  

           Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

  1. Проверка состояния фонематического восприятия.

 Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

са-за

ча-ща

за-са-за

ча-ща-ча

ба-па

тя-ча

ба-ба-па

ча-тя-тя

да-та

ра-ла

та-да-та

ла-ра-ла

ша-жа

ма-на

жа-ша-жа

на-ма-на

ва-фа

ка-ха

фа-ва-ва

ха-ка-ха

ка-га

ца-са

ка-ка-га

са-са-ца

са-ша

са-ся

ша-са-ша

ся-са-ся

за-жа

ля-ла

за-жа-за

ла-ля-ла

 

  1. Исследование артикуляционной моторики. 

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

"Улыбка"

 

"Лошадка"

"Трубочка"

 

"Вкусное варенье"

"Лопаточка"

 

"Качели"

"Иголочка"

 

"Маятник"

"Чашечка"

 

"Улыбка" - "Трубочка"

Анатомическое состояние артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);

д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

3.Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

С

собака - маска – нос     У самого носа оса.

Сь

сено - василёк – ось    У Симы есть семь апельсинов.

З

замок – коза           У Зои заболели зубы.

ЗЬ

зима – магазин       У Зины зимой зябнут ноги.

Ц

цапля - овца – палец     Цепная собака сидит на цепи.

Ш

шуба - кошка – камыш    У машины новые шины.

Ж

жук – ножи                   Жаба жила в луже.

Щ

щука - вещи – лещ    Щенок утащил щетку из ящика.

Ч

чайка - очки – ночь   Девочка пьет чай с печеньем.

Р

рыба - корова – топор   У Егора в руках топор.

РЬ

река - варенье – дверь   У Иринки в рюкзаке мандаринка.

Л

лампа - молоко – пол   Павел пошел на футбол.

ЛЬ

лето - колесо – соль    Олени гуляли на поляне.

др.

другие звуки  

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. 

Инструкция: повторяй за мной слова и предложения.

аквариум

 

 

платформа

 

 

термометр

 

 

температура

 

 

велосипедист

 

 

Троллейбус остановился на перекрестке.

 

 

Милиционер регулирует уличное движение.

 

 

На новогодней елке зажглись разноцветные лампочки. 

 

 

Серия II Исследование навыков звукового анализа и синтеза 


1) Выделить первый звук в слове

АИСТ

 

ОВОЩ

САНИ

УТКА

 

ЛУНА

КРЫША

2) Выделить последний звук в слове 

 

ЛУК

 

ДУШ

 

ШАРЫ

НОС

 

МУКА

 

ИГРА

3) Определить последовательность звуков в слове (3; 2; 1; 0)

КОТ

 

МАК

 

ДОМ

 

ВАЗА

 

                              4) Звуковой синтез

[ А ], [ У ]

[ С ], [ О ], [ К ]  

[ С ], [ А ]

[ Ш ], [ А ], [ Р ] 

[ М ], [ У ]

Серия III  Исследование грамматического строя речи

1) Согласование числительного и прилагательного с существительным

Один зеленый огурец, два …, пять..

  

 

Сладкое яблоко

Пушистая кошка

2) Составление предложений

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

(Слова предъявляются до первого ответа.)

мальчик, открывать, дверь 

  

 

девочка, читать, книжка

доктор, лечить, дети

рисовать, карандаш, девочка

3) Предлоги

РУКА НА ГОЛОВЕ 

ЛАДОНЬ НАД КУЛАКОМ  

  ГДЕ РУКА? (НА ГОЛОВЕ)

ГДЕ КУЛАК? (ПОД ЛАДОНЬЮ)

ОТКУДА Я СНЯЛА РУКУ? (С ГОЛОВЫ)

 

ГДЕ ЛАДОНЬ? (НАД КУЛАКОМ) 

 

РУКИ В КАРМАНЕ

ОТКУДА Я ДОСТАЛА КУЛАК? (ИЗ-ПОД ЛАДОНИ) 

 

ГДЕ РУКИ? (В КАРМАНЕ)

 

  ОТКУДА Я ДОСТАЛА РУКИ? (ИЗ КАРМАНА)

 

 

 

РУКИ ЗА СПИНОЙ

 

   ГДЕ РУКИ? (ЗА СПИНОЙ)

 

 

 

   ОТКУДА Я ДОСТАЛА РУКИ? ( ИЗ-ЗА СПИНЫ)

 

 

 

4) Образование множественного числа существительного

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

одна - коза, а много - это…

 

дерево, а много чего?  

 

стул -

 

стол -

 

окно -

 

карандаш-

 

глаз -

 

звезда -

 

ухо -

 

тетрадь-

 

Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования

1)Названия детёнышей          Инструкция: у кошки – котята, а у

козы - 

 

 

собаки -

волка -

 

курицы -

утки -

 

свиньи -

 лисы -

 

коровы -

льва -

 

лошади -

2)Образование  уменьшительных  форм  Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.

стол

шапка

стул

сумка

дом

ковер

снег

ухо

дерево

лоб

3)Образование прилагательных от существительных:

а) Относительные

суп из грибов -

лист дуба -

сок из яблок -

лист клёна -

варенье из сливы -

лист березы -

варенье из клубники -

ветка сосны -

б) Качественные        День какой?

мороз

ветер

солнце

холод

дождь

в) Притяжательные        Чей хвост?

кошки -

зайца -

медведя -

лисы -

волка -

4) Антонимы

большой

 

 

друг

широкий

 

 

зима

светлый

ссориться

твердый

хвалить

5) Обобщающие понятия: Назвать одним словом

Роза, ромашка, тюльпан

Берёза, дуб, ель

Чашка, тарелка, ложка

Кошка, собака, свинья

Клубника, смородина, малина

Огурец, помидор, морковь

Ворона, сова, воробей

Муха, комар, бабочка

Серия V – Обследование связной речи  

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ прослушанного текста.  

Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать. (Рассказ предъявляется не более двух раз.) 

Рыбалка.

        Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики:

Постоять на одной ноге (попеременно)____________________________________

Попрыгать на двух ногах____________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно)____________________________________

Постоять на цыпочках________________________________________________

Присесть, руки в стороны_____________________________________________

Выводы:________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики, ведущая рука:_______________________________________

Эмоционально-волевая сфера: (активен/пассивен, деятелен/инертен, работает с удовольствием/из подчинения взрослому, неадекватное поведение, избалованность, конфликтность, колебания настроения, агрессивность)____________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Восприятие и воспроизведение ритма:  _____________________________________
  2. Ориентировка в пространстве: __________________________________________
  3. Ориентировка во времени:_____________________________________________
  4. Конструирование (разрезные картинки, палочки)________________________________
  5. Память: _____________________________________________________________
  6. Внимание, работоспособность:__________________________________________
  7.   Мышление: а) классификация  предметов _____

б) выделение «4-го лишнего» _______  в) способность к логическому мышлению_________  г) счетные операции  __________

Л.з._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

Приложение 2.

Протокол логопедического обследования 

детей, поступающих  в  1 класс в 20__-20__ учебном году

№ п\п

Ф.И.

Устная речь

Логопедическое заключение

Звукопроизношение

 

 

 

 

 

Фонематичес  кий слух

Слоговая структура

Грамматический строй

свистящие

шипящие

соноры

Звонкость-глухость, твердость-мягкость

 Односложные слова

Двусложные слова

Трехсложные слова

Многосложные слова

Звуко-слоговой анализ и синтез

 

Счет, геом. фигуры, цвет

 классификация

Словарь(аграмматизмы)

Словоизменение

Словообразование  

С

сь

З

зь

Ц

Ч

Щ

Ш

Ж

Р

 

Рь

Л

Ль

 Другие нарушения

1.

2.

3.

                     

Всего обследовано детей –                                                       Кол-во детей с нарушением устной речи -            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста

Данная методика позволяет   рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха,  но и как самостоятельн...

Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная реч...

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

   Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...

Протокол логопедического обследования.

Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....

Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....