Урок чтения во 5-м классе по теме «Труд кормит, а лень портит»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Веденина Наталия Георгиевна

Открытый урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок чтения23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 5-м классе по теме

«Труд кормит, а лень портит»

Веденина Н.Г.

Материал к уроку: Кубасова В. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2-го класса. Ч. 1; Заходер Б.В. Петя мечтает. С. 57.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

•  познакомить с произведением Б.Заходера и формировать умение работать над стихотворением: сравнение, обобщение;

•  развивать умение выразительно читать;

•  обогащать словарный запас учащихся;

•  развивать связную речь учащихся;

•  воспитывать ответственное отношение к учебе;

•  привить любовь к труду.

Оборудование:

  • портрет Заходера Б.В.;
  • модели лиц;
  • карточки;
  • словарь настроений и характеров;
  • предметные картинки.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Приветственное слово учителя.

II. Этап актуализации знаний

1. Вступительная беседа.

Учитель. Скажи, к кому относится пословица «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

– А кто эта девочка?

– А в каком произведении она была? (В стихотворении Э.Мошковской «Всего труднее...».)

Учитель. А что для нее было труднее всего? (Сидеть совсем без дела.)

Учитель. Так давай вспомним этот стих.

2. Чтение стихотворения.

III. Работа над новым материалом

1. Введение в тему.

Учитель. А о чем же был этот стих? (О труде.)

Учитель. Тогда давай исправим слова в пословице и тогда получится тема нашего урока.

Пруд человека кормит, а пень портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

– Найдите главные слова: подлежащее и сказуемое.

– Значит, о чем будем говорить на уроке? (О труде и лености.)

2.  Слово учителя.

Учитель. Мы сегодня прочитаем стихотворение Б.Заходера «Петя мечтает».

– Кто этот поэт? (Б.В. Заходер.)

– А какие стихи Б.Заходера ты уже знаете? («Два и три» и сказку «Как волк песни пел».)

– Да он написал очень много стихов, сказок, пьес для детей. Он лауреат государственной премии Российской Федерации. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Петя мечтает».

– Как ты думаешь, о чем он будет мечтать.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4. Чтение стихотворения учащимся.

Учитель. А теперь прочти сам и подчеркни трудные слова.

5. Словарная работа.

– А кто такой волшебник? – это маг, который все может изменить, переворожить, сделать, выполнить.

  • в придачу – в подарок.

– А как называет мама Петю? (Лентяем.)

  • лентяй – человек, который любит безделье и не хочет заниматься и работать.

– А как по другому называют лентяев?

  • лентяй – лодырь, бездельник, тунеядец;
  • лодырь – от немецкого лоддэр (лоттер), то есть бездельник, человек, который ничего не делает;
  • тунеядец – тот, кто даром ест хлеб, сидит на шее (туне – даром, ец – есть, еда).

Учитель. А о каких учебных принадлежностях говорится в стихотворении? (Учебник, ручка, тетрадь.)

  • ручка – от греческого «собираю», «скапливаю» – это означало орудие труда.

Учитель. А когда мы пишем ручкой, собираем что? (Буквы.)

  • тетрадь – древнерусское, из греческого языка «тетро» – сложенный вчетверо.

Учитель. Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой, складывали пополам, потом еще пополам, разрезали и сшивали посередине – и тетрадь готова. А сейчас тетради, во сколько листов бывают? (12, 18, 24, 48, 96...)

6. Работа над содержанием стихотворения. Выборочное чтение.

Учитель. Так о чем мечтает Петя? Приведи примеры из текста.

– Чтоб его вымыли.

– Чтоб учебник отвечал любой урок.

– Чтоб ручка сама писала диктант и решала задачу.

– Чтобы книжки и тетрадки знали порядок.

Учитель. Почему мама называет его «лентяем»? (Он ничего не делает сам, хочет, чтобы за него делал кто-то.)

Учитель. А тебе хочется учиться так, как Петя? Хочешь ли ты, чтобы за тебя все делала мама или бабушка? Бывали ли случаи, когда ты ленился? (Ответ учащегося.)

7. Работа над выразительными средствами языка стихотворения.

1. Учитель. Деление на части.

Учитель. А на сколько частей можем разделить этот стихотворение? (На четыре.)

Учитель. С каких слов начинается каждая часть? (Если б...)

2. Учитель. Что такое пауза? (Остановка.)

Учитель. Как их отмечаем? (/ // /// – долгая пауза.)

Учитель. А что такое логическое ударение? (Это понижение или повышение голоса.)

Учитель. Давай немножко потренируемся.

У У У У У X / (поднимаемся на гору, по лесенке);

У У У У У X / (спускаемся с горы, лесенки).

Учитель. – С какой интонацией нужно прочитать стихотворение, чтобы показать мечтательность героя? (Медленно, с остановками.)

4. Ролевое чтение.

Учитель. От чьего имени ведется рассказ? (От имени Пети.)

Учитель. Попробуй озвучить данные отрывки от имени

а) бабушки Пети;

б) сестренки Пети;

в) папы Пети;

г) мамы Пети.

IV. Творческое задание «Если бы я встретил волшебника, то попросил бы ...».

V. Обобщение

– А ты хотел бы дружить с Петей? Почему?

http://festival.1september.ru/articles/514879/Image3100.gif

http://festival.1september.ru/articles/514879/Image31021.gif

Учитель. А что же ты посоветуешь Пете? Зачитай.

Ум хорошо, а два лучше.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

В умелых руках дело огнем горит.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Сделай дело, гуляй смело.

VI. Итог урока

Учитель. – Что хотел сказать автор?

– А как ты понимаешь смысл данной пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит?»

– Человек, который много работает, он хорошо зарабатывает, красиво живет, у него все есть. А тот человек, который ленится, не работает, он плохо живет, болеет, ничего у него нет. Тогда что мы должны делать? Нельзя лениться, надо хорошо учиться, стать самостоятельными.

Вывод. Ленивый человек в жизни ничего не добивается, а трудолюбивый может многого достичь своим трудом.

VII. Домашнее задание

1. Научиться читать стихотворение выразительно.

Рефлексия:

– Чему ты научился на этом уроке?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд человека кормит, а лень портит

Воспитательский час для воспитанников коррекционных образовательных учреждений, возраст 9-11 лет...

"Труд кормит, а лень портит"

Презентация к вводному занятию...

Конспект урока по селькохозяйственному труду в 8 классе на тему "Виды кормов"

TЕМА: ВИДЫ КОРМОВТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК.ВИД УРОКА: РАЗВИВАЮЩИЙ УРОК....

Самоанализ к уроку по обществознанию в 6 классе на тему "Труд и творчество"

Урок «Труд и творчество» является составной частью курса «Человек и деятельность», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Труд и творчество»

Цель урока:1.ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности, познакомить с практическими видами творчества.Задачи урока: Образовательные:- сформировать представления о роли труда ...

Беседа на тему "Труд человека кормит, а лень портит" (Конспект внеклассного мероприятия с презентацией)

Цель: воспитание положительных качеств личности.Задачи: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека.Корригировать и развивать у них процессы памяти, зрительное и слуховое внимание, воображение...