Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО
статья на тему

Фролова Людмила Анатольевна

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ - комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательном учреждении (ОУ) и представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.  Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. Умственно отсталые дети делятся на  2 категории: детей - олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Л.А., Соломенцева Е.Н.

                                                                     Липецкая область, Елецкий район

                                         ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ - комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательном учреждении (ОУ) и представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.  Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. Умственно отсталые дети делятся на  2 категории: детей - олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в ОУ:

- разработка  образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету, которая соответствует возможностям ребенка с ОВЗ;

- проведение ПМПк для выстраивания психолого-педагогического сопровождения;

- технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с целью создания условий для полноценного обучения и воспитания в ОУ;

- технология оценки  внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

-  технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей).

Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ. Программы коррекционно-педагогической и психологической направленности являются образовательным коррекционным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист применяет свою программу сопровождения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с  умеренной умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации (педагоги, логопеды, психологи, дефектологи), и его родители.

Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР):

1.Индивидуальные сведения о ребёнке (персональные данные о ребенке и его родителях (законных представителях).

2.Психолого-педагогическая характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. Отразить: бытовые условия семьи, оценка отношений  членов семьи к образованию ребенка; заключение ПМПК; данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; состояние сформированности речи, социально-значимых умений, навыков; потребность в уходе и присмотре; выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в ОУ.

3.Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, объем недельной нагрузки.

Предмет

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

учитель

учитель логопед

педагог-психолог

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Коррекционно-развивающие занятия

Сенсорное развитие

Логопедические занятия «Альтернативная коммуникация»

Всего

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1.Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2)Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3)Формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца,с заданными качественными параметрами.

4)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание

1 полугодие

II полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов, либо другим доступным способом.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

Математические представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

Умение обозначать арифметические действия знаками.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

Коррекционно-развивающие занятия

Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

Уметь работать в паре, группе;

Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

Сформированность мотивации достижения результата;

Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Сенсорное развитие

умение

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Альтернативная коммуникация

-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»;

- уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

I полугодие

II полугодие

Рабочая программа группового обучения «Речь и альтернативная коммуникация»

Рабочая программа индивидуального  обучения «Математические представления»

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционно-развивающим занятиям

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Дни

Время 10.00-10.20

8.30-14.00 (по необходимости)

Приём пищи

Контроль

Гигиенические процедуры

Контроль

Туалет

Контроль

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель начальных классов, учитель - логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

7. Программа сотрудничества с семьёй.

Задачи

Мероприятия

Отчёт о проведении

Психологическая поддержка семьи

Индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомлённости родителей об особенностях  и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами(раз в четверть и по запросу родителей) по темам: «Как развивать память  ребёнка?»;

«Формирование навыков самообслуживания»;

«Организация свободного времени дома» и др.

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков, занятий.

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

Посещение родителями уроков, занятий; консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях.

Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения

Ведение дневника наблюдений;

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

проведение открытых уроков/занятий.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов (указан в каждой программе).

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

-  что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

 - что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

 - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

10. Приложения.

Список используемой литературы.

1. Левченко И.Ю., Киселева  Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

2.Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru.

3.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. Вып.2. – М.: «школьная книга», 2010.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.

5. Семаго М.М.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, – М.: МГППУ, 2012.

6. ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ  от 19 декабря 2014 г. № 1599.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС. Формы и методы работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детейс ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение ...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...