«Проблемы и подходы к самообразованию педагогов ДОУ»
методическая разработка на тему

Ефимова Нина Александровна

          Качество дошкольного  образования определяется множеством факторов. одним из которых является непрерывное повышение уровня теоритической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самомтоятельное ознакомление педагогов ГБДОУ с новейшими достижениями педогогики: общеобразовательной и коррекционной, с передовой практикой других образовательных учреждений, а также изучение программно - методических материалов и нормативно - правовых документов.Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящий характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. Самообразование осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, специалиста нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню педагогики, логопедии и психологии.Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности педагог, специалист, воспитатель получает мощный стимул для профессинального роста, углубления знаний и овладение новыми методиками воспитательно - образовательной и коррекционной деятельности.

         Для того, чтобы быть в тренде, современному работнику образования необходимо систематически  следить за новостями в области педагогики, логопедии, психологии, знакомиться с передовым педагогическим, коррекционым опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением собственной эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно - правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт. Дополнительное развитие - обязательная часть, которая включена в план самообразования педпгога ДОУ по ФГОС ДО. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности педагога, специалиста, создаёт возможности для перспектив общения с детьми.

        В данной методической разработке, рассматриваются мотивы, побуждающие педагога. специалиста к самообразованию; компоненты готовности к самообразованию; возможные источники самообразования; основные направления в системе самообразования педагогов, специалистов дошкольного образования; пути реализации самообразования разных категорий педагогов, специалистов; советы по выбору тем для самообразования; алгоритм работы над выбранной темой самообразования; представлены формы работы педагогов. специалистов над темой самообразования; алгоритм составления плана по самообразованию; предлагаются различные формы представления результатов работы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 33

                    комбинированного вида Московского района Санкт - Петербурга   

     Методическая разработка:  

    «Проблемы и подходы к самообразованию педагогов ДОУ»

                                                                                                Ефимова Н.А.

                                                                                                        учитель - логопед                                                                                                                                      

                                                  Санкт – Петербург

                                                             2018 г

  «Проблемы и подходы к самообразованию педагогов ДОУ»

                                                                                  Я чувствую себя в праве сказать:                                                                                    

                                                                           да здравствует самообразование

                                                                          во всех областях!..
                                                                               Только те знания прочны и ценны,

                                                                          которые вы добывали сами, 

                                                                         побуждаемые собственной страстью.

                                                                               Всякое знание должно быть открытием,  

                                                                         которое вы сделали сами…
                                                                                                               
К.И. Чуковский

             Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.
            Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.

             Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

             Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.  (Ожигов)

              Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

              Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

              Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

              Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

              Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

               Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.

                 Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.

Для творческого человека работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией:

    Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. деятельности

    у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

2. Желание творчества. 

     Педагог – профессия творческая.

3. Стремительный рост современной науки. 

     Особенно психологии и педагогики.

4. Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как

     «несовременного человека».

5. Конкуренция. 

    Не секрет, что многие родители, приводя ребенка

    в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. 

6. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или

    «плохим».

7. Материальное стимулирование. 
   Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки,

    правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя.  

    Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 8. Интерес.    Учиться просто интересно!

     В чем заключается суть процесса самообразования? 

     Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Компоненты готовности педагога к самообразованию:

- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания,

                              умение их применять);

- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного

                                   образования);

- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования);

- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).  

Источники самообразования:
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
-
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
   - Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями, педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических инновационных технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.

Реализации самообразования педагога:
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.


Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
-  Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.


Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.


Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста учреждения. Методическая работа необходима воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.

Выбор тем для самообразования: 
    Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя.
    Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
 Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада.
      При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Алгоритм работы над темой самообразования:
- Подбор темы
- Определение целей  и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном,  городском и региональном уровнях.


Формы  работы  педагогов над темами самообразования:
1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров,  конференций, занятий  коллег.
4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. 
6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
8. Общение с коллегами в ГБДУ, районе, городе и в сети Интернет.
9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Алгоритм составления плана по самообразованию:

Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
 
В плане указываются:    
- название темы (выбор темы);
- цели (постановка целей);
- задачи (определение задач);

- учебная деятельность (изучение методической литературы по выбранной теме);
- этапы работы (сроки выполнения каждого этапа);

- предполагаемый результат;
- практическая деятельность (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над

   темой);
- подведение итогов (способ демонстрации результата проделанной работы

  форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.


Формы представления результатов самообразования:
1. Доклад, лекция.
2. Защита исследовательской работы.
3. Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
4. Брошюра, листовка,  буклет
5. Открытое занятие
6. Проведение семинара, консультации, мастер-класса.
7. Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания

    и обучения детей.
8. Практикум (тренинг) и т.д.
9. Тематические родительские собрания

Результаты самообразования:

    Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
    Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
     Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...

«Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»

Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на...

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...

«Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»

Методическое пособие «Программа по реализации системно - деятельностного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на...