Открытое мероприятие: "Алкоголь-мифы и реальнность"
методическая разработка по теме

Сердюк Игорь Валерьевич

Открытое внеклассное мероприятие по теме «Алкоголь: мифы и реальность» проводится для воспитанников .Ц.П.Д.

Форма организации занятия: лекция-полилог с элементами групповой работы. Воспитатель организует в ходе занятия работу воспитанников в микро группах по обсуждению того или иного мифа об алкоголе.

В начале занятия воспитатель знакомит воспитанников с темой и целью, а также правилами работы на занятии.

Проведение открытого мероприятия рассчитано на 45 минут.

В процессе проведения открытого занятия воспитатель руководит групповой работой воспитанников.

В ходе занятия воспитанники не только узнают интересные факты об алкоголе, но и знакомятся с роликом «Урок трезвости».

Данную разработку открытого мероприятия рекомендуется использовать воспитателю с целью развития у воспитанников негативного отношения ПАВ ,формирования активного образа жизни , жизнестойкости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • «КГБУ Панкрушихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей »

Методическая разработка

открытого мероприятия

дисциплина

-открытое мероприятие

тема

Урок трезвости. Алкоголь: мифы и реальность

                                                                                 

                                                                                 Воспитатель 2 в/г. Сердюк И.В

                                                 2018 год.

                                 


Оглавление

Методические рекомендации для воспитателей ………………………………

    4

План открытого мероприятия           .………………………………………………..

    7

Список использованных источников………………………………………………

  17

Рецензия…………………………………………………………………………….

  18  


Методические рекомендации для воспитателей.

Открытое внеклассное мероприятие по теме «Алкоголь: мифы и реальность» проводится для воспитанников .Ц.П.Д.

Форма организации занятия: лекция-полилог с элементами групповой работы. Воспитатель организует в ходе занятия работу воспитанников в микро группах по обсуждению того или иного мифа об алкоголе.

В начале занятия воспитатель знакомит воспитанников с темой и целью, а также правилами работы на занятии.

Проведение открытого мероприятия рассчитано на 45 минут.

В процессе проведения открытого занятия воспитатель руководит групповой работой воспитанников.

В ходе занятия воспитанники не только узнают интересные факты об алкоголе, но и знакомятся с роликом «Урок трезвости».

Данную разработку открытого мероприятия рекомендуется использовать воспитателю с целью развития у воспитанников негативного отношения ПАВ ,формирования активного образа жизни , жизнестойкости.


Тема: Алкоголь: мифы и реальность(Урок трезвости)

Методическая идея: показать методику проведения занятия в форме лекции-полилога с элементами групповой работы;

Цели: создать условия для:

- ознакомления воспитанниками с мифами и реальностью об алкоголе как психактивном веществе;

- развития у воспитанников негативного отношения к употреблению алкоголя;

-развития речи, мышления, умения анализировать и сопоставлять факты;

- развития сознательного отношения к своему образу жизни;

- развития у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни и ведению активного образа жизни.

Задачи открытого мероприятия:

1) Профилактика употребления ПАВ(психоактивныхвеществ)

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: информационный;  информационно-развивающий .

Оборудование:

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, ролик «Трезвая Россия»

Программное обеспечение: ОС Windows XP.

Отведенное время: 45 мин


Этап деятельности

Время, мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

1Организационный момент

5

- Доброго дня! Давайте посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся!

Что почувствовали?

Воспитанники приветствуют воспитателя.

Воспитанники выполняют упражнение. ( высказывания частные и это могут делать не все)

Столы в аудитории расставлены для групповой работы (3-5 групп)

2 Мотивация деятельности воспитанников

10

- Тема нашей встречи сегодня «Алкоголь: мифы и реальность». Что станет предметом совместного обсуждения.

- Я не буду спрашивать, что вы знаете и не знаете об алкоголе. Мы будем беседовать о тех мифах, которые существуют в повседневной жизни у половины современной молодежи об алкоголе и попробуем понять где есть миф, а где - реальность. Но вначале обсудим правила работы в группах.

- Итак, правила работы принимаем?

Правила группы.
(правила распечатываются на каждый стол).
1. Давать возможность высказаться.
2. Каждый говорит от своего имени или группы.
3. Безоценочность и уважение.
4. Активность.
5. Правило «Стоп».
6. Правило обратной связи.
7. Здесь и сейчас.
8. Слова не переходят в действие.
Воспитанники обсуждают правила работы в группах и вносят коррективы

4 мин

Основные правила работы ведущего в группе:
-поддерживать самооценку участников;
- создавать благоприятную групповую атмосферу  на основе доверия и принятия друг друга;
- обеспечить безопасность самораскрытия воспитанников.

3 Работа воспитанников в группах

10

– Согласно своду правил «Домостроя», принятым на Руси, женщинам строго запрещалось употреблять спиртные напитки. Например, там сказано: «У жены никогда никоим образом хмельного питья быть не должно: ни вина, ни медовых напитков, ни пива. Во время праздника питье находилось бы в погребе на леднике, а пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях».

Водка, как напиток, появилась на Руси во времена Петра I, завезшего ее из Европы.

– Алкоголизм у подростков и детей развивается быстрее, чем у взрослых, по последствиям гораздо тяжелее. В психиатрических больницах сейчас много 13-15 летних ребят с алкоголизмом 2 и 3 стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, т.к. у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга. Возраст, в котором начинается злоупотребление алкоголя, имеет большое значение для формирования зависимости: чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем больше шансов, что сформируется алкоголизм.  У взрослого человека диагноз могут поставить спустя несколько лет, а у подростка зависимость формируется от нескольких месяцев до 1-2 года.

- Основной внутренней причиной алкоголизма может быть искаженность сознания человека ложными представлениями об алкоголе. Спросите сами про причины у воспитанников. Лекция-полилог предполагает  посылы для диалога, совместный поиск истины.

Ложные представления или мифы повествуют о поразительных качествах, которые человек пытается приписать спиртному, и которые объективно не имеют к нему никакого отношения.  Предлагаю вам поразмыслить над теми мифами, которые есть в молодежной среде по поводу спиртного и высказать групповое (индивидуальное) мнение. Распишите содержание задания в этом же файле Приложением А)

- Как вы думаете, все ли мифы об алкоголе мы обсудили сегодня?

- Отрицательное отношение к алкоголизму нашло свое отражение и в народной мудрости. Как вы понимаете смысл этих пословиц:

  •  Хватил винца – не стало молодца…  
  • С водкой дружить – здоровье прожить.
  • Пьяница в народе, что сорняк в огороде.
  • Пить да гулять – добра не видать.
  • Кто вино любит – свое сердце губит.
  • Сначала бражкой упиваешься, после слезами умываешься.
  • Вино приходит – стыд уходит.
  • Водка не лечит, а только калечит

Данные пословицы высмеивают людей употребляющих алкоголь ,воспитывают отрицательное отношение.

Воспитанники слушают.

Воспитанники работают в группах по подготовке (группового или индивидуального ответа).

Воспитанники работают в группе над пословицами и представляют свой ответ.

Обучающиеся поясняют смысл пословиц

В каждую группу выдается по 2-3 мифа и дается время на обсуждение (Приложение 1). Способ выбора мифа– вытягивание из набора представителем группы

Пословицы раздает преподаватель по одной на выбор в каждую группу

- Воспитатель благодарит студентов за работу

4. Просмотр ролика

15

- Сейчас мы с вами посмотрим ролик «Урок трезвости». По результатам просмотра ответим на ряд вопросов. Они перед вами на столе.

Вопросы:

- Почему алкоголь является наркотиком?

- Какие стадии формирования алкогольной зависимости удалось зафиксировать (записать)?

- Какие альтернативы предлагаются спиртному?

Смотрят ролик

Обсуждение просмотренного ролика.

Задание обеспечивает целевой просмотр ролика.

Признаки формирования болезни:

1.расширения круга поводов для выпивки;
2.нарастание частоты выпивок;
3.ослабление ситуационного контроля;
4. Рост личной переносимости дозы алкоголя от 50-100 мл.  водки до 300-400 мл. т.е. минимум в 5 раз;
5. утрата защитного рефлекса на возросшую дозу спиртного;
6. утренняя забывчивость;
7. усилия симптомов плохого самочувствия на следующее утро после        выпивки;
8. Смертельная доза для взрослых 6-8 грамм на 1 килограмм веса, для ребёнка 1-2 грамма на 1 килограмм веса.

5. Работа в группе студентов

5

5

5

- Итак, возвращаемся к нашим вопросам. Сейчас вы можете говорить как от группы, так и от себя лично.

Какая группа или кто хотел бы ответить на вопросы.

 Подумайте в группах над двумя вопросами:

- Причины употребления спиртного?

- Причины отказа от спиртного?

Причины

употребления

Причины отказа

  • любопытство;
  • желание получить новые ощущения, удовольствие;

желание быть здоровым,    красивым;

желание иметь здоровых детей;

любовь к жизни и к себе;

любовь к родителям, нежелание причинять им горе;

желание уйти от проблем, забыться;

назло родителям;

быть как все;

расслабиться, снять эмоциональное напряжение.

- наличие цели (учеба, работа);

- желание сохранить материальное благосостояние;

- занятия спортом и наркотики несовместимы;

- страх стать человеком опасным для общества – тюрьма;

- страх одиночества;

- любовь;

- страх заболеть СПИДом;

- религиозный запрет.

После заполнения таблицы можно подумайте, как причины из левой половины можно нейтрализовать, удовлетворить, не прибегая к помощи алкоголя

Я задам вам несколько вопросов, а вы ответите и подумаете.

Упражнение «А вы когда – нибудь…»

Список вопросов:

  • Разводили когда-нибудь костер?
  • Покупали книгу дороже 300 рублей?
  • Строили на пляже песчаные замки?
  • Ездили на тракторе?
  • Наряжали новогоднюю елку?
  • Дрессировали собаку?
  • Ночевали в палатке?
  • Ели авокадо?
  • Подстригали сами себе волосы?
  • Прыгали с парашютом?
  • Плавали с аквалангом?
  • Поздравляли друзей с Новым годом в костюме Деда Мороза?
  • Пели серенаду для любимой?
  • Бродили по джунглям?
  • Пили рыбий жир?
  • Прощали человека, причинившего вам зло?
  • Ездили на оленях?
  • Прочли Библию?
  • Посадили дерево?
  • Клеили обои?
  • Гуляли под дождем?
  • Ездили на верблюде?

Вот ,смотрите ребята,сколько интересных и приятных вещей вы не сделали в своей жизни

Воспитанники отвечают на вопросы.

Все встают в кружок, воспитатель задает вопросы, начинающиеся со слов: «А вы когда-нибудь…». Если участник на поставленный вопрос может ответить утвердительно, то делает шаг вперед.

Алкоголь обладает всеми свойствами наркотика:

1. вызывает привыкание, зависимость;

2. изменяет состояние сознания;

3. отрицательно влияет на здоровье организма.

Мозговой штурм

«Причины употребления и отказа от алкоголя».

Ведущий делит ватман или доску на 2 части, просит подростков назвать причины употребления алкоголя и записывает их слева. Затем он просит подумать и назвать причины, по которым человек может отказаться от пробы алкоголя, и записывает их справа.

.

Комментарии ведущего: 

Те, кто быстро продвигался к центру, активно познают жизнь, многое видели и умеют. Если вы не забываете о безопасности жизни и своем здоровье при этом, то поздравляю вас. Те, кто не дошел до центра или делал это более медленно, имеют возможность все, о чем выше было упомянуто, попробовать. Ведь в жизни столько интересного и удивительного.

6 Подведение итогов

5

Закончить наше занятие хотелось бы притчей:

«В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. «Живая она или мертвая?» - был следующий вопрос. И старец ответил: «Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!».

Вывод таков: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И мы надеемся, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым, чтобы вы ценили свое тело и добровольно не калечили свою душу. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра

Воспитанники слушают.

Подведение итогов занятия осуществляется через притчу. Поскольку это лекция-полилог, то за воспитанникам остается право выбора своей дальнейшей траектории и не ставятся вопросы рефлексивного характера, чтобы не усугубить какую-либо ситуацию с конкретным воспитанником.


Список использованных источников

  1. Материалам сайта: http://otvet.mail.ru; http://www.ocpr72.ru 
  2. Моисеев А.П., Добролюбов А.В., Куковенко Е.П., Левицкая Е.А. Профилактика  потребления ПАВ среди детей и подростков. Методическое пособие для социальных педагогов. Н. Новгород, 2004.
  3. Нелидов А.Л., Попова Т.А., Леднева Л.В. Программа семинара- тренинга подготовки учащихся-волонтёров  «Миссия доброй воли!» по областной программе « Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи». Н. Новгород, 2007.
  4. Шпаков А.О. Алкоголизм, Наркомания. Токсикомания, Курение. Природные и бытовые яды. Справочник для родителей и детей. СПб.: Зенит, Энергия,2000.

        http://www.trezvros.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Внеклассное мероприятие "Алкоголь. Мифы и реальность" 9 класс (2016-2017)

Беседа на тему алкоголя, мифов о нем. Турнир по теме...