Роль дистанционного обучения в организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся
статья на тему

Айыыр Салават Олегович

В современном обществе в сфере образования большое внимание уделяется доступному, качественному, удобному и эффективному обучению, которое становится возможным при соблюдении следующих важных основополагающих принципов: самообразование как ведущая функция образования; индивидуализированный характер обучения; наглядность и занимательность обучения; практическая направленность обучения; гарантированный уровень знаний. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

С.О.Айыыр

Роль дистанционного обучения в организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся

В современном обществе в сфере образования большое внимание уделяется доступному, качественному, удобному и эффективному обучению, которое становится возможным при соблюдении следующих важных основополагающих принципов: самообразование как ведущая функция образования; индивидуализированный характер обучения; наглядность и занимательность обучения; практическая направленность обучения; гарантированный уровень знаний.

Понятие «самостоятельная работа» используется исследователями в разных значениях в зависимости от того, какое содержание они вкладывают в понятие «самостоятельный»:

• обучаемый выполняет работу сам, без непосредственного участия преподавателя;

• обучаемый самостоятельно мыслит, ориентируется в учебном материале;

Самостоятельная работа может пониматься как такая деятельность школьников, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется преподавателем. В то же самое время самостоятельная работа школьников может выступать и средством обучения.

Некоторые исследователи (ср. Белкин Е.Л) предлагают различные классификации типов самостоятельной работы, основаниями которых являются современные трактовки частнодидактических целей, познавательных задач и специфика учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим можно выделить четыре типа самостоятельной работы, решающие следующие частно-дидактические цели:

1. Формирование у школьников умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, то есть формирование знаний первого уровня.

2. Формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи.

3. Формирование знаний третьего уровня, знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач.

4. Создание предпосылок для творческой деятельности.

Основной особенностью обучения иностранному языку является его обязательная непрерывность это способствует расширению сфер учебной деятельности по овладению иноязычным общением. Основным требованием к школьной самостоятельной работе является ее систематическое выполнение, что должно контролироваться преподавателем в различной форме — письменной и устной, компьютерной и тестовой.

Принимая все это во внимание, за основу формы организации самостоятельной работы школьников берется дистанционное обучение (ДО), характерными особенностями которого являются:

1. Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

2. Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов — модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

4. Рентабельность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм получения образования.

5. Прибыльность. Разработанные для самостоятельной работы школьников курсы могут быть предложены также всем желающим, а созданные модули могут быть лицензированы и тиражироваться на электронных носителях.

6. Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

7. Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

8. Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

9. Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

10. Позитивное влияние ДО на школьника. Оно повышает его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

11. Качество. ДО не уступает качеству очной формы получения образования а, со временем, может быть улучшено за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

Под дистанционным обучением понимается также интерактивное взаимодействие между учеником, преподавателем и интерактивным источником информационного ресурса, (например web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Дистанционное обучение по иностранному языку является средством межкультур-ной коммуникации. Преимущества дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерную телекоммуникационную сеть имеет ряд преимуществ по сравнению с радио- и телеуроками:

— использование электронной почты;

— взаимодействие пользователей через систему online;

— доступ к различным информационным системам и базам данных;

— использование Интернет;

— возможность интерактивной коммуникации и др.

Основная цель дистанционного обучения — свободное владение иностранным языком. Дистанционное обучение повышает эффективность самостоятельной работы школьников, расширяет их кругозор, обеспечивает гармоничное развитие познавательной деятельности обучаемых, способствует формированию коммуникативной компетенции на иностранном языке, гарантирует наилучший результат в обучении иностранным языкам.

Организация дистанционного обучения дает возможность организации процесса самообучения наиболее удобным для себя образом и получения необходимых средств самообучения [3].

Важным элементом самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения по иностранному языку является контроль и оценка ее результатов. Применение дистанционных форм работы по иностранному языку способствует более широкой возможности получения результатов обучения, позволяет увидеть глубину и полноту знаний, полученных школьниками, проанализировать их, позволяет выработать у школьника установку на систематическое пополнение своих знаний и умений, а также ориентироваться в потоке различной информации при решении учебных задач.

Обучение иностранным языкам при дистанционном обучении должно проводиться в двух направлениях: во-первых, в рамках т.н. синхронной коммуникации (видеоконференция, чат); во-вторых, в рамках асинхронного взаимодействия (электронная почта, тесты).

Таким образом, внедрение модели дистанционного обучения при изучении иностранных языков будет решать не только образовательные задачи в рамках синхронной коммуникации, но также и развивать навыки асинхронного взаимодействия, реализуемого, главным образом, через самостоятельную работу школьников.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[

КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (cognitive activity;) - «ухватывание» и установление смысла.В более широком значении когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, т.е. мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо.


В когнитивной деятельности участвуют разные системы переработки информации, а потому образуемые структуры сознания нетождественны и зависят от того, по какому каналу пришла к человеку информация.

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы

К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

Формы и методы организации деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка и литературы...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...

Системно - деятельностный подход при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся по физике

В статье содержатся рекомендации по использованию системно-деятельностного подхода при организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Проектная деятельность (ФГОС)–это личностно-ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...