Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзии
учебно-методический материал на тему

Эта одна из актуальных и дискуссионых проблем современного образования в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в условиях образовательного пространства.( Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзии)

Видеоролик

Слайд№1(тема выступления)

Эта одна из актуальных и дискуссионых проблем современного образования в настоящее время.

Дети – это долгожданное чудо! Для каждого родителя его ребенок особенный, самый лучший, самый умный, самый красивый и замечательный! Мамы и папы делают все, что в их силах, чтобы вырастить из своих любимых малышей самодостаточных и успешных людей. Конечно, на пути развития и обучения все дети сталкиваются с трудностями, которые им приходится преодолевать для достижения желаемых результатов. Однако есть дети, которые начинают эту борьбу с самого рождения. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые с момента появления на свет вынуждены по тем или иным причинам бороться за право нормального существования ввиду своих особенностей развития. К сожалению, в современном обществе до сих пор сохраняется мнение о том, что люди с нарушениями в развитии не могут рассчитывать на полноценное образование, престижную профессию и достойную жизнь. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что при правильном обучении и должном внимании дети с ОВЗ способны адаптироваться и стать гармоничной частью общества.

Слайд№2(девочка)Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Для начала предлагаю вам ознакомиться с нормативным обеспечением, понятиями, которые нам надо знать, которые важны и существенны.

Слайд№3(фед.закон об образовании, стандарт)

Слайд№4(определение ОВЗ)

В законе об образовании чётко прописано понятие обучающийся с ограниченными возможностями здоровья-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическим развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Из определения следует, что дети попадают в школу , получая рекомендации ПМПК и эти рекомендации являются основанием для создания этим детям специальных образовательных условий, учитывая потребности ребёнка.

Слайд№5(понятие инклюзивное образование)

Следующее понятие инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Т.е.это образование, при котором все дети , несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

      Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

     Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Слайд №6(Категории детей с нарушениями развития)

 Следует сказать, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья всегда осложняется тем, что группа таких учащихся очень неоднородна, поскольку в нее входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии.

В нашей школе на начало учебного года было  14 учащихся с ограниченными возможностями здоровья: слабовидящие-3 ученика 1 класса, 2 ученика 3 класса, 1 ученик 5 класса. С тяжёлой речевой паталогией-1 ученик 1 класса,2 ученика 3 класса. С нарушениями опорно-двигательного аппарата- 1 ученик 2 класса, 1 ученик 6 класса. С задержкой психического развития- 1 ученик 1 класса, 2 ученика 5 класса. В школе 6 детей-инвалидов-во 2 классе 1 ученик, в 6 классе-1 ученик, в 7 классе 1 ученик, в 8 классе 1 ученик, в 9 классе 1 ученик, в 11 классе 1 ученик.

Слайд№7 (8 принципов инклюзивного образования)

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд№8 (индивидуальный учебный план)

Инд.уч.план-учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Это понятие не новое для нас, мы его создаём при надомном обучении. Опыт есть, его надо перенести в систему общего образования.

Слайд №9 (спец.условия-термин)

И ещё один термин, который приведён в Законе об образовании-это определение тех самых условий, которые необходимы детям.

под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .

Слайд №10(условия)

Условия организации успешного обучения и воспитания
    детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить  полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная  подготовка педагогического коллектива ОУ  общего типа в соответствии со спецификой   учебно-воспитательной и коррекционной работы .

      6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями  здоровья  образовательных программ  целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи,  учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья  в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися,  их родителями, педагогическими работниками.

Слайд №11(Школа-территория для всех)

Слайды№12, 13, 14, 15(стандарт)

Если пролистать текст федерального Государственного Стандарта, то мы увидим требования к структуре образовательной программы. Одним из разделов Образовательной программы является коррекционная работа.

Поскольку для нас –это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения: как подготовить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к учёбе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Кому всё же необходимо специальное образование, и в чём его плюсы?

Слайд№16 (плюсы)

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Слайд №17(психолого-педагогическое сопровождение) детей с ОВЗ должно вестись по основным направлениям: диагностика, экспертиза, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.

Слайд №18(алгоритм сопровождения обучающегося-инклюзивно)

-запрос на обследование ребёнка

-обследование ребёнка всеми специалистами ПМПК (для выявления уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребёнка)

-определение индивидуального образовательного маршрута

-проведение коррекционно-развивающей работы

-повторное обследование для отслеживания динамики развития.

Всё это требует поддержки со стороны профессионалов. В идеале такая команда должна состоять из педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатора, специалистов по охране и гигиене труда.

Слайд №19(картинка)

Слайд№20 (условия успешной интеграции детей)

  • учет особых потребностей ребенка с ОВЗ;
  • инклюзивное обучение осуществляется лишь с обоюдного согласия родителей;
  • ребенку с особыми образовательными потребностями при обучении предоставляется специальная педагогическая помощь;
  • забота о детях с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не в ущерб заботе об остальных учащихся; 
  • интеграция осуществляется на основе эффективного использования всех средств, находящихся в распоряжении школы;
  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимает участие в деятельности школы наравне с остальными учащимися;
  • но при этом к ребенку с ограниченными возможностями здоровья предъявляются требования с учётом возможностей и особенностей психофизического развития ребенка.

Слайд№21(кадровое обеспечение)

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогическими работниками, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

И в заключение хочется сказать:

 Существуют  заповеди  для врача,  хочется  чтобы и учителя запомнили заповеди для   работы  с детьми вообще и с овз в частности.

            Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе.

             Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
             Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
             Будьте последовательны.  Двигайтесь от простого к  сложному,  от одного навыка к  другому.
             Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
             Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
              И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого,
доходящего  до шепота.

              Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не зыбывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

  Мы, как будущие специалисты, должны уметь писать на любой поверхности, преодолевая любые трудности, дать возможность каждому оставить свой след.

Слайд№22 (принцип педагогического оптимизма)

Видеоролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...